ЭНТУЗИАСТЫЭтот почин родился в Пензенском педагогическом институте имени В. Г. Белинского. В ректорате, на кафедрах, среди комсомольского актива здесь все чаще стали размышлятьо том, к акие возможности (не в ущерб, конечно, утвержденным программам) изыскать, чтобы будущий педагог мог не только успешно вести свой предмет, но и обладал необходимым запасом военно-технических знаний, сумел организовать в школе военный иружои , спортивно-техн ическуюсекцию , увлечь учащихся военными играми , моделированием, походами по местам героической и трудовой славы советского народа. Итогом явился созданный в институте на общественных началах факультет организаторов военно-патриотической работы. У него шесть отделений: мотоциклетное, радио, п арашютное , стрелковое, автомодельное и авиамодельное. Учебный курс рассчитан на два года. Компл ектуются отделения в основном из юношей первого и второго курсов. Дев ушкиэтихже курсов в течение двух лет проходят 360-часовую программу медицинских сестер. Студенты сами выбирают себе дело по душе. П риказомректора определены состав групп , дни занятий , назначены руководители. Занятия проводятся по четыре часа в неделю. Д еканом факультета военно-патриотического воспитания утвержден заведующий кафедрой физвоспитания Л . Ф. Бекнер, н ачальником учебной части — председатель первичной организации ДОСААФ А. И. Г ришин , он же отвечает за материальное обеспечение занятий . На каждый год обучения составляется учебный план и на месяц — р асписаниезанятий . К акиеже военно-технические знания получает будущий педагог? В первый год он приобретает одну из военно-технических специальностей — мотоциклиста, автомоделиста, п арашю ­ тиста и др. Сдает нормативы комплекса «Готов к защите Родины». Второй «курс» — сложнее: студент проходит обучение по программе инструктора или тренера, а такжепрактикуетсяв одной из школ . В программу обучения всех отделений факультета входит нурс лекций , знаком ящийс методикой военно-патриотического воспитания школьников , с задачами первичной организации ДОСААФ вшколеи т. д. Чтобы конкретнее представить себе деятельность факультета, обратимся к мотоциклетному отделению. Возглавляет его преподаватель автомотоклуба ДОСААФ С. Ф. Болдырев. Тридцать четыре студента по 105-часовой программе изучают мотоцикл, получают права водителя — это в первый год. На втором году они готовятся и получению званий инструкторов и судей по мотоциклетному спорту, сдают разрядные нормы. Сорок два часа предусмотрено на практическиезанятия по руководству мотоциклетным кружномвшколе . В качестве преподавателей на факультет привлекаются партийный , комсомольский актив, специалисты, офицеры запаса, научные работники . Недавно ЦК ДОСААФ принял постановление, в котором настоятельно рекомендует всем первичным организациям ДОСААФ педагогических вузов иучилищ последовать примеру коллектива Пензенского педагогического института .Новые, военнотехнические^ГОНКИ МОТОПАТРУЛЕЙГонки военизированных патрулей совсем недавно получили пропискув спортивном календаре, но уженашлиширокоепризнание . В начале этого года в Карелии ив Крыму, в Прибалтикеи на Дальнем Востоке, во многих районах и городах с успехом были проведены такие состязания. Это по сути дела всем нам хорошо известные мотоциклетные соревнования на регулярность движения , к удавключгныупражнения военно-прикладного характера . Они в первую очередь рассчитаны на широкие массы спортсменов, на молодежь, призваны способствовать распространению военно-технических знаний . Новые соревнования проводятся как однодневка (см. «За рулем», 1967, № 5) с дополнительными испытаниями — стрельбой из малокалиберной спортивной винтовки и прицельным метанием гранаты . Эти упражнения взяты из норм комплекса «Готов кзащите Родины» и вполне доступны для каждого спортсмена. Состязания по стрельбе проводятся перед стартом. Гонки мотопатрулей — командное соревнование. Внутри команды разрешена любая взаимопомощь вплоть до буксировки неисправной машины . К аждый патруль состоит из двух (на мотоциклах-одиночках) или четырех (на мотоциклахс коляской) спортсменов. С тарт дается раздельный сминутными интервалами. В ходе гонки спортсменам предстоит преодолеть 100-километровую дистанцию , п роложенную по дорогам разного класса и по пересеченной местности. Когда участники пройдут последний пункт контроля времени, им предстоит выполнить упражнение по метаниюгранаты . Почему именно многоборье было взято за основу? Дело втом , что оно по самому своему характеру является комплексным соревнованием, о хватывающимширо ­ к ий диапазон упражнений . Т ути регулярность движениявтяжелыхдорожных условиях, и кроссовые участки , скоростные состязания. Надо сказать , что вообще мотоспорт, к актаковой , имеет большую военно-прикладную ценность, а в многоборье это его качество выражено особенно ярко . Включение жеупражнений по стрельбе иметаниюгранаты позволило создать новый вид соревнований, выгодно сочетающийв себе как спортивную, т аки военную подготовку участников . Первым шагомв этом направлении явилось проведение массовых гонок военизированных мотопатрулей, посвященных 50-летию Советской Армии . Надо сказать , что опыт оказался удачным, и следует ожидать, что вбудущем этот новый вид военно-прикладных соревнований получит широкоеразвитие . Г. Ч ЕРКАССКИЙ , з аслуженныйтренер РСФСРПРИШЛИСЬ ПО ДУШЕПредседатель Симферопольского райкома ДОСААФ Константин Семенович Алексеев нервно барабанит пальцами по столу. Его волнение можно понять. Подводит погода мотоспортсменов. То землю подморозит, то расквасит ее. Сегодня, кажется, можно бы и выехать, а завтра, глядишь, на дворе грязь непролазная. Не то что мотоцикл — вездеход вязнет. А гонки проводить надо, хоть в лепешку расшибись. Если бы это был любой другой кросс, поступились бы сроками. Но разве можно отложить соревнования, посвященные пятидесятилетию Вооруженных Сил? В честь праздника где-то лыжные отряды ушли в дальние пробеги, альпинисты отправились к вершинам гор, игровики, укрываясь от непогоды, проводят турниры в залах. А тут, прямо как в поговорке, — сидишь у моря и ждешь погоды. Положение осложнялось еще и тем, что такие соревнования приходилось проводить впервые. Ну, кроссы, одноСЕМИНАР ПО «ЯВАМ» И «ПАННОНИЯМ»Всесоюзное объединение «Автоэкспорт» и Министерство торговли СССР совместно с внешнеторговыми предприятиями «Мотоков» (Чехословакия) и «Паннония». (Венгрия) провели в Москве семинар для товароведов оптовых баз, продавцов магазинов нультспорттоваров и работников Роспосылторга, т оргующих мотоциклами «Ява» и «Паннония» и запасными частямикним . Представители заводов-изготовителей рассказали об измененияхконструкций поставляемых в Советский Союз моделей мотоциилов и представили новые образцы, производство которых начнется вближайшее время. У частникисеминара обсудили меры по улучшению снабжения владельцев импортных мотоциклов запасными частями и обслуживания мотолюбителей.дневки, «фигурка» — это все привычно. А тут предстоит стокилометровый кросс, да в каких условиях! Не забудьте, что в гонку мотопатрулей входят еще стрельба и метание гранаты. Наконец ртутный столбик смилостивился и потянулся вверх. Теплый ветер с моря разогнал угрюмые облака и вместе с солнцем подсушил дороги. Старт! Участники выходят на линию огня. Гремят выстрелы, пахнет порохом. Потом короткие минуты затишья и — новые звуки, новые запахи. Звенящая трескотня моторов, горьковатый и терпкий «выхлоп» — один за другим патрули, по два гонщика в каждом, уходят на дистанцию. Прыгая на кочках, они скрываются в синеватой дымке. Вот только что стартовали ребята из учебного хозяйства «Коммунар» Крымского сельскохозяйственного института. Сейчас там действует самодеятельный спортивно-технический клуб. Его возглавляет Анатолий Христкжов. После армии он вновь занялся дорогим сердцу мотоспортом. Заработал первый разряд. Как-то сразу вокруг него стали собираться мотоциклисты. Расспрашивали о машинах, правилах гонок. Эти любознательные и составили ядро будущего клуба. Теперь в нем немало сильных спортсменов. Это строитель Алексей Андроник, шофер Сергей Скляренко, сантехник Борис Капшук. Сегодня коммунаровцы выступают в кроссах, создали мотобольную команду. Конечно же, они не могли не принять участия в новых военно-прикладных соревнованиях. И не случайно ребята из «Коммунара» были в числе победителей гонки военизированных мотопатрулей в Симферополе. Но главное, пожалуй, в другом. В том, что новые соревнования вызвали большой интерес не только у спортсменов сельхозинститута. Они пришлись по душе многим мотоциклистам из первичных организаций ДОСААФ — общедоступные и увлекательные. Теперь-то есть все основания сделать гонки патрулей традиционными соревнованиями и ежегодно включать их в спортивный календарь.В. ГРИГОРЬЕВ, спец. к орр . «За рулем»г.СимферопольГонка патрулей началась. Упражнение по стрельбе выполняет шофер Сергей Скляренко.