гИнженеры отвечают читателямЧТО ТАКОЕАБРИС7А РИС«Установите правильно абрис». Эту фразу часто можно встретить в книгах и наставлениях по эксплуатации мотоциклов. Но не все читатели с этим термином знакомы, и многие просят рассказать на страницах журнала о том, как правильно устанавливать абрис. Мы предоставляем слово инженеру Б. В. Базякииу. Он расскажет о том, как это делать на мотоциклах «Ковровец-175» и «Восход».УСШШИВШТ IUЭто угол, определяющий положение полюсов ротора генератора относительно башмаков статора в момент размыкания контактов прерывателя. Для надежной работы двигателя всегда желательно подавать на свечу той максимальной величины. Этот максимум соответствует отклонению ротора от нейтрального положения на 7 — 9 градусов по ходу вращения в момент разрыва нонтактов. В зависимости от установки момента размыкания контактов прерывателя абрис может быть ранним , нормальным и поздним. КОГДА АБРИС НАРУШАЕТСЯ?Мотоциклисты должны знать, что искрение контактов прерывателя (особенно на высоких оборотах двигателя) и затрудненный пуск двигателя из-за слабой искры на свече — это первые признаки неправильной установки абриса. В процессе эксплуатации мотоцикла абрис может нарушаться из-за ослабления винтов исмещения регулировочной пластины (рис. 1) или износа молоточка прерывателя икулачка ротора. Абрис сбивается также при неправильном зазоре между контактами прерывателя, вследствие чего падает вторичное напряж ение на свече иискра становится слабой. Отсюда затрудненныйпуск двигателя иснижение его мощности . АБРИС РЕГУЛИРУЕТСЯ ТАКНа заводе-изготовителе наивыгоднейш ий абрис устанавливают при помощи игольчатого разряднина, р еже — по осциллографу или на специальной абрисной плите. В «домашних» условиях самый простой способ регулировки абриса — по цвету искры в свече. Н ужно тщательно прочистить и промыть свечу в бензине. Установить между электродами зазор 2,5 — 3 мм и подключить свечу к проводу высокого напряжения . Если абрис отрегулирован правильно — и скрадолжна быть голубоватого цвета; при неправильном абрисе — цвет искры красноватый. Более точная регулировка достигается при помощи портативного игольчатого разрядника (рис. 2), который нетрудно изготовить. Он позволит проверять работу всех приборов цепи зажигания . На полированный кожух разрядника из органического стекла наносят рискис интервалом 1 мм. По этим рискам устанавливают зазор между электродами в4 — 6 мм. Р азрядниккрепят держателем к ребру головки цилиндра. Теперь, если нажимать на пусковую педаль, имитируя пуск двигателя, между электродами разрядника будет проскакивать искра. Н ужно найти такое положение пластины регулировки абриса, при котором образуется устойчивая искра. Далее пластину затягивают винтами 3и6 (см. рис. 1), снимают прибор и надевают на свечу колпачок. Предварительно промывают контакты прерывателя и устанавливают между ними нормальный зазор 0,3 — 0,4 мм. После этого проверяют пуск двигателя и его работу на всех оборотах. Н ужнотакже проверить, нет ли искрения вконтактах прерывателя. Работа цепи зажигания считается нормальной при зазоре между электродами разрядника 4 — 6 мм и устойчивом искрении между ними. Если удается отрегулировать искрение только при зазоре меньш е4 мм, то есть вероятность, что генератор или натушказажигания имеют неисправность, хотя система зажиганияи будет работать некоторое время.г. КовровБ. Б АЗЯКИН , и нженерР ис . 1. Схема прерывателя: 1 — винт-эксцентрик для регулировки зазора; 2 — пластина регулировки абриса; 3 и6 — винты, крепящие пластину; 4 — молоточек прерывателя; 5 — крепежный винт; 7 — прорезь для отвертки, поворачивающей пластину в процессе регулировки. Р ис . 2. Сборочный чертеж и детали разрядника для установки абриса: 1 — кожух из органического стекла; 2 (а и б) — острия из легированной антикоррозийной стали 14 х 19Н9А или 12ХНЗА; 3 (а и б) — держатели из латуни или бронзы; 4 (а и б) — гайки из этого же металла.2S