ДОРОГА И АВТОСЕРВИСПостроенная в 1967 году автомагистраль Москва — Воронеж — Ростов может служить примером ведомственного разнобоя в обустройстве дороги. На всей тысячекилометровой трассе не было запроектировано ни одной станции технического обслуживания, слишком мало предусмотрено автозаправочных станций, площадок для отдыха, об удовлетворении бытовых нужд водителей на этой дороге не позаботились. Поэтому автотуристы предпочитают пользоваться другими маршрутами. К сожалению, примеры такого разнобоя не единичны. Одно ведомство строит дорогу, другое — независимо от первого — проектирует, как ему удобнее, предприятия технического обслуживания, третье — игнорируя остальных — возводит АЗС, четвертоеруководствуясь лишь кассовыми интересами — открывает столовые, кафе, гостиницы. В итоге получается по пословице: в одном месте густо, в другом — пусто. Сейчас в Российской Федерации на дорогах общегосударственного значения большая часть АЗС, СТО, гостиниц и пунктов питания расположена не возле них, а в областных и краевых центрах. Из 344 АЗС, обслуживающих главные магистрали РСФСР, 171 находится в крупных городах, а из 129 строящихся и планируемых лишь на двух станциях можно будет заправиться, не заезжая в город. Такое же положение с гостиницами для автомобилистов: добрая половина из них расположена и строится в областных а краевых центрах. У нас еще недостаточно всего того, что делает дорогу обжитой, благоустроенной, вполне удобной для пользования. Пятилетним планом предусмотрено значительное развитие и улучшение дорожного сервиса. Если в 1970 году на дорогах общегосударственного значения среднее расстояние между станциями технического обслуживания составляло 195 км, то к концу пятилетки оно сократится до 80 км. АЗС будут встречаться не через 58 км, а через 38. Вдвое уменьшится расстояние между кемпингами, прибавится мотелей, гостиниц, кафе, буфетов, чаще можно будет свернуть на площадку для стоянки и отдыха. Однако это лишь средние статистические расстояния. А на деле на одной и той же дороге они могут сжиматься и непомерно растягиваться. Где же выход из положения? В основу организации технического и культурно-бытового обслуживания на дорогах должен быть положен принцип единой комплексной системы в масштабе всей магистрали или значительных ее участков в пределах областей или республик. В такую систему должны быть включены все учреждения сервиса. Это позволит избавиться от случайного 3. «За рулем» № 11Мы ехали из Грозного в Москву. До Ростова-наДону через каждые 20—40 километров — автозаправочные станции, кемпинги, эстакады для осмотра автомобилей, дорожные кафе. А потом началось новое Воронежское шоссе, и картина резко изменилась. Пообедать в пути негде, площадки для отдыха и АЗС стали большой редкостью, масла АС-8 на них не было... В. СВЕШНИКОВ г. Грозный Речь идет о реконструкции сети сооружений автосервиса на международных автомобильных дорогах, о создании единых условий и системы культурно-бытовых и технических учреждений обслуживания для водителей и пассажиров автотранспорта во всех странах СЭВ. Независимо от того, через какие страны совершается поездка, принципы размещения учреждений обслуживания должны быть одними и теми же. Некоторые различия могут зависеть от природно-климатических условий и национальных особенностей. Решение этой серьезной задачи возможно только при тесном сотрудничестве и активной совместной работе ученых разных стран, что позволит учесть особенности каждой из них ив сравнительно короткие сроки выработать единые рациональные требования и нормативы к сети и типам учреждений автосервиса на автомагистралях международного значения. Отрадно отметить, что к решению этой проблемы уже приступили специалисты Народной Республики Болгарии, Венгерской Народной Республики, Польской Народной Республики, Социалистической Республики Румынии, Советского Союза (у нас этим занимается ГипродорНИИ Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР), Чехословацкой Социалистической Республики. Таким образом, не вызывает сомнений, что система сервиса на автомобильных дорогах должна представлять собой гармоничное целое. Какие же практические шаги предпринимаются в этом направлении? Архитектурнопланировочной мастерской № 5 Мосгипросельстроя совместно с ГипродорНИИ была сделана, пожалуй, первая попытка на стадии проектного предложения решить одновременно весь комплекс автосервиса на участке дороги Москва — Рига, пролегающем через Волоколамск до границ Московской области. Эта работа обсуждалась на совете Московского областного архитектурного управления и была одобрена. Сейчас совместный эксперимент продолжается. На очереди — задача создать единую систему сервиса для проектируемой части дублера Волоколамского шоссе. Разрабатываются генеральная схема размещения объекi тов обслуживания и их проекты. Это пока лишь начало. Хотелось бы, чтобы оно побыстрее получило самое широкое распространение. Ведь попрежнему дороги и предприятия обслуживания на них в подавляющем большинстве случаев проектируют и строят вразнобой разные ведомства и организации. И вряд ли они смогут координировать свои действия без помощи Госстроя. Г. МИЛИНИС, Г. НАГОРЯНСКИИ, архитекторыразмещения отдельных объектов, устранить их дублирование, обеспечить равномерное обслуживание на дороге и резко повысить его качество. Станет возможным и оправданным создание крупных, технически хорошо оснащенных предприятий обслуживания при наименьших затратах на их строительство и эксплуатацию, со значительной экономией территории. Конечно, проектируя систему сервиса всей автомагистрали, следует учитывать ее особенности, преобладающие виды автомобильных перевозок, возможность и целесообразность совмещенного обслуживания в одном универсальном комплексе. В относительно равномерном ритме различных учреждений автосервиса вдоль дороги должны быть выделены области сосредоточения пунктов обслуживания в тех местах, где совпадают зоны притяжения автомобилей различного назначения и марок. Комплекс, естественно, должен обеспечивать не только необходимые технические услуги, но и культурно-бытовые. Это позволит рационально использовать время задержки в пути: пока автомобиль заправляется горючим, проходит профилактический осмотр, ремонтируется (или просто сдан на хранение), пассажиры и водители смогут поесть, отдохнуть, отвлечься от утомительной дороги. Примером удачного решения этой задачи могут служить действующие мотели на Московской кольцевой автомобильной дороге, узел обслуживания в составе АЗС, СТО и кафе на дороге Москва — Минск около Смоленска, АЗС с буфетом возле Ленинграда и другие действующие и проектируемые комплексы. Нельзя забывать и об особенностях, связанных с природно-климатическими условиями. Территория Советского Союза простирается от субтропиков до полярной тундры, а у нас еще зачастую один и тот же тип павильонов, зданий обслуживания встречается и на дорогах Средней Азии, и в Сибири, и на Украине. Как правило, они никак не согласуются с окружающей природой, климатом, этнографическими особенностями и рельефом местности. Только комплексное проектирование всех видов сервиса для каждой конкретной дороги, а также комплексные архитектурно-художественные решения позволят избавиться от этого недостатка. Проблема автосервиса приобретает сейчас самые широкие масштабы. Это обусловлено все большим развитием международных автомобильных перевозок, вызванных ростом объема внешней торговли, автомобильного парка, сети дорог, повышением мобильности населения социалистических стран. Время выдвигает новое требование: координирование решать эти вопросы ив рамках СЭВ.13