теля от движения с затянутыми колодками задних колес. Маленькое рулевое колесо (тоже «спортивный стиль»!), кажется прямо каким-то игрушечным. Поначалу очень странно действовать им: корректировать направление требуется короткими, точными движениями рук, а рулю от упора до упора нужно всего лишь три оборота. Но к этому быстро привыкаешь и даже находишь удобной такую «близкую» связь с дорогой. Мы уже упоминали о большой площади остекления. Обзорность хороша. Форма стекол, отсутствие рамок на дверях подчеркивают элегантность и легкость форм всей машины. Но есть здесь и некоторые неудобства. Так, щетки «дворника» оставляют на изогнутом лобовом стекле слева довольно значительную мертвую зону. Предметы, которые вы кладете на полку под большим и сильно наклоненным задним стеклом (неизбежная особенность почти всех купе), отражаясь в нем, как в зеркале, мешают следить за дорогой сзади. Зимой оно сильно запотевает и обмерзает: необходим обогрев его или обдув теплым воздухом. По динамике разгона «Шкода-ПОР» обладает, как и требуется от спортивного купе, ярко выраженной индивидуальностью. Несмотря на рабочий объем всего в 1107 см 3 , ее приемистость находится на уровне «Жигулей» и «Москвича-412». Пожалуй, первые секунды даже чуть лучше. Мы первыми уходили от светофора, а потом «москвичи» и ВАЗы выравнивались со «Шкодой». Максимальная скорость, которую нам удалось замерить, достигала 140 км/час, а разгон с места до 100 км/час занимал 19 секунд. Чтобы получить необходимую для этого мощность, на моторе «Шкоды-ПОР» применены более широкие, чем у стандартного базового автомобиля, фазы газораспределения, двухкамерный карбюратор и увеличена до 9,5 степень сжатия. Поэтому автомобиль нуждается в высокосортном бензине. «Экстра» или АИ-98. Расход топлива сравнительно мало зависит от дорожных условий и стиля езды. Зимой в Москве при интенсивном движении с частым торможением и разгоном он составлял 8,5—9 л/100 км , летом снизился до 7,5—8 л/100 км . В дальнем пробеге по шоссе с высокими скоростями (на протяжении трех с лишним тысяч километров в среднем 8365 км/час) расход бензина составлял 7,9 л/1100 км . Несколько слов о фарах. Ближний свет вполне удовлетворяет: хорошо высвечивает правую обочину, не слепит водителей встречных машин. Дальний — для скоростной машины слабоват. Поскольку у «ПОР» силовой агрегат находится сзади, на задние колеса с полной нагрузкой приходится 57 процентов веса автомобиля. Такие машины склонны к заносу задних колес. «Не любят» они и бокового ветра. Чтобы исправить это неприятное для водителя свойство, характерное для всех заднемоторных автомобилей, на «Шкоде-купе» давление в шинах задних колес надо поддерживать на уровне 1,8 кг/см 2 , а передних — лишь 1,4 кг/см 2 . Рассчитанная на движение по хорошим дорогам (не забудем, мы имеем дело со спортивным купе), эта машина отличается небольшим дорожным просветом — около 170 мм. Малая высота(1320 мм, что на 50 мм меньше, чем у «Запорожца-966») и низкое расположение подушек сидений затрудняют выход, особенно на тротуар, обычно лежащий примерно на 150 мм выше проезжей части. Жесткая подвеска, которая идеальна для движения по автостраде на большой скорости, при езде по неровной дороге или городским улицам с трамвайными рельсами и участками брусчатки оставляет желать лучшего. На «Шкоде-ИОР» немало сделано для обеспечения безопасности. Это ремни, входящие в оборудование машины, мягкая облицовка панели, утопленные ручки, упоминавшийся яркий цвет кузова, сигнальные красные лампы в торцах дверей, аварийный мигающий свет всех ламп указателей поворота, сигнализатор исправности тормозов, «складывающийся» руль и многое другое. Автомобиль безотказно работал весь этот год ив Москве, и на загородных дорогах, и на автомагистралях. Экипаж журнала выступил на «Шкоде» в VII Интерпресс-ралли по Закарпатью, занял пятое место в классе. Серьезных поломок или недостатков за тридцать с лишним тысяч километров пробега не отмечено. Но несколько незначительных все же было. Больше всего досаждал нам привод дроссельной заслонки карбюратора. Пять раз (четырежды у педали и один раз у карбюратора) обрывалась связывающая их стальная проволокатяга. Это, конечно, легко устранимый, но неприятный дефект. Однажды, для разнообразия, лопнула сварка, соединяющая саму педаль дросселя с осью. Неудачно, по нашему мнению, решено крепление внутренней облицовки дверей. Пластмассовые кнопки не держат большие панели: недостаточно упруги. Облицовка все время отходит, и приходится поправлять ее два-три раза в день. Очевидно, лучше перейти на металлический крепеж. Из-за такого крепления облицовки приходилось все время поправлять и резиновые накладкиуплотнители стекол дверей. Их пазы, надевающиеся на отбортовку, недостаточно глубоки, и когда панель отходит и не прижимает резинку, та слетает. Для наших условий особенное значение имеет поведение автомобиля зимой. С этой стороны машина прошла суровую проверку — вы помните, какая холодная была в Москве зима. В эту пору «Шкода» показала себя отлично. Даж ев сильные морозы пуск двигателя не представлял никаких затруднений. Пусковая система карбюратора «Йиков» была на высоте. С антифризом в системе охлаждения и зимним маслом двигатель обычно начинал работать со второго-третьего включения стартера. Быстро прогревался. Уже через 5—10 минут после выхода из дома можно было ехать. Система охлаждения отлично справлялась и летом при 35—38-градусной жаре, и перегрева не было даже на горных дорогах с затяжными подъемами. Отопления жев сильные холода, пожалуй, не хватало. Машина не рассчитана на русский мороз. В целом «Шкода-1ЮР» оставляет впечатление очень «темпераментной» комфортабельной машины с ярко выраженным спортивным характером. Она отличается хорошей устойчивостью и управляемостью, элегантным внешним видом. А. БРОДСКИЙ Фото С. ТапнинаПо письму приняты мерыИнструктор Звенигородской автошколы (Черкасская область) В. Ы. Мирошниченко приехал в Киев получать из ремонта автомобиль ЗИЛ-150. Прибыли за автомобилями и водители из других городов. Отыскали на 3-м авторемонтном заводе автомобили — и ахнули. Получать-то еще нечего! Колеса закреплены одной-двумя гайками, кузова нет. крепеж нужно весь проверять. Решили шоферы засучить рукава и взяться за дело — да инструментов нет. Стали уговаривать комплектовщика, а тот упирается, И не придумали водители ничего более убедительного чем сбегать за «бутылкой». После этого инструмент появился, и до вечера работа шла нормально. На другой день стали ставить кузов, указатели поворота, задние фонари. Пригласили электриков — а их тоже нужно уговаривать и т. д Так и все работы закончились. Получили водители свои машины, отправились по домам. И уже дома товарищ Мирошниченко написал обо всем в редакцию. Все рассказал по порядку и закончил письмо словами: «Куда смотрит руководство завода, куда смотрит Министерство автомобильного транспорта?» Мы задали эти вопросы тем. кому они адресованы. Ответил нам начальник Главного управления промышленных предприятий Министерства автомобильного транспорта УССР тов. В. Гаевой. Он сообщил, что при проверке «факты в основном подтвердились». На заводе, действительно, имеются случаи нарушения трудовой дисциплины и пьянства. За вымогательство и распитие спиртного привлечены к строгой ответственности и уволены с завода электрик А. Загинайло. водители тягача А. Демидовец и Л. Ковальчук. слесарь. К. Городовицкий. На заводе проведены пгртийные и профсоюзные собрания, где резко осуждены недостойные поступки этих рабочих. Одновременно тов. Гаевой сообщил, что в период, о котором сообщает автор письма, завод находился в стадии реконструкции, проводилась замена вентиляции производственных помещений. Поэтому завод испытывал значительные трудности, и для выполнения некоторых второстепенных работ привлекались водители, приезж авшие за автомобилями. Положение исправлено. Допуск заказчиков на территорию завода прекращен. Отремонтированные автомобили перегоняются на специальную площадку, изолированную от основного производства. Выдача машин длится от одного до трех часов.ЭКЗАМЕН НА ДОМУОтветы на задачи, помещенные на стр. 24. Правильные ответы — 3, 8, 10, 12, 16, 17, 20, 21. I. По новому ГОСТу дублируются на автомобильных дорогах только два из показанных знаков, те, что изображены под буквами АиГ (см. «За рулем», 1972, № 1). II. Полностью все запрещенныев этой зоне маневры перечислены в последнем из предлагаемых ответов (ст. 31. 586,173.1).I II . После отбойного знака вступает в силу общий для населенных ' пунктов лимит скорости — 60 км/час (новая редакция статьи 34). IV. Путь для обгона свободен, ибо полоса, на которую выехал обгоняющий автомобиль, не занята другими машинами (ст. 45). V. На регулируемых перекресткахи при видимости менее 20 м сохраняются общие правила проезда (ст. 70 и 88). VI. На обозначенных стоянках такси запрещена не остановка других автомобилей, а только стоянка (ст. 59д). V II . Препятствовать обгону повышением скорости движения запрещено (ст. 50). V III . Убрать помеху водитель ооязьн Если же самому это сделать не представляется возможным, надо сообщить о ней ближайшим дорожным органам или милиции (ст. 20г).31