Проверено временемВторые Всесоюзные соревнования владельцев личных мотоциклов.Открытие соревнованийЦелесообразность любого начинания, а том числе и • спорте, его жизненность проверяется временем, результатами. Теперь, после второго всесоюзного старта можно к полным основанием сказать: уже мет «опроса, бить ИЛИ не быть однодневным военизированным соревнованиям на личных мотоциклах, Быть! Эта форма вовлечения в спорт массы мотолюбителей, 1 прежде всего и молодежи, выдержала проверку временем, состязания стали более представительными. В нынешней всесоюзной встрече спортсменов, которая проходила в районном центре Рожище та 'Волыни, участвовали команды из девяти союзных республик, Москвы и Ленинграда, а также двенаддать мотоциклистов, выступавших а личном зачете. Отрадно, что среди соревнующихся были посланцы двух среднеазиатских республик — Туркмении и Киргизии. Характерно, что почти все спортсмены — зто либо победители, либо призеры республиканских и городских первенств. В нынешнем году таких соревнований было немало. в этом небольшом отчете следует, на наш взгляд, не столько осветить ход спортивной борьбы, которая была острой и -напряженной от старта первого участника до последнего взмаха финишного флажка, сколько остановиться на вопросах, имеющих большое значение для дальнейшего развития этого вида соревнований, пропаганды мотоциклетного спорта. Первенство РСФСР в Мичуринске, о котором журнал «За рулем» писал в прошлом номере, и особенно всесоюзные состязания этого года приводят к мысли, что финальные встречи могут быть с успехом проведены не только в областном центре, столице союзной или автономной республики, но ив небольших городах и поселках. Думается, что в последнем случав преимуществ даже больше. Соревнования здесь превращаются в большой спортивный праздник, близкий местным жителям. Так было ив Рожищенском районе. Спортсменов окружили вниманием и заботой. Оргкомитет, который возглавил председатель райисполкома И. Петрук, партийные и советские органы, комсомол, районный и областной "комитеты ДОСААФ, военкомат много сделали для того, чтобы соревнования прошли успешно, чтобы создать праздничную обстановку и для участников и для зрителей. Тысячи жителей Рожищ и близлежащих сел присутствовали на торжественном открытии состязаний, с интересом наблюдали за движением колонны мотоциклистов по городу. Над каждой командой развевался флаг той республики, которую она представляла. Спортивные делегации сопровождали юноши и девушки в национальных костюмах. Яркое, красочное зрелище символизировало нерушимое единство и дружбу братских народов нашей страны, напоминало о том, что соревнования посвящены славному юбилею — 50-летию образования СССР. Вечером, накануне соревнований, участники районной художественной самодеятельности дали прекрасный концерт для спортсменов. На следующий день тысячи зрителей собрались у старта, траосы, стрельбища, площадки для "гранатометания, чтобы наблюдать за спортивной борьбой. Они не уходили до тех пор, пока не были подведены итоги и вручены призы победителям и призерам, а всем участникам — сувениры. Немаловажное значение для успеха соревнований имеет и подбор трассы. Не случайно на совещании участников этот вопрос обсуждался особенно детально, многие спортсмены высказывали свои соображения. На первый взгляд все кажется довольно просто, но на деле далеко не так. Трасса во многом должна отличаться от обычной кроссовой уже хотя бы потому, что выступают иа ней спортсмены на личных мотоциклах. Они имеют, конечно, некоторый опыт, но все же для них особенно важна сохранность машины, а следовательно, безопасность трассы. Поэтому ее следует подбирать с таким расчетом, чтобы она одновременно была способна нетолько проверить водительское мастерство спортсменов, но и не позволяла развивать большую скорость. А это, как известно, достигается продуманной разметкой, искусственным увеличением числа объездов и т. д. Кроме всего, сложность при выборе трассы заключается в том, что вблизи нее должны быть расположены стрельбище и место для гранатометания. Учитывая все это, вероятно, следует позаимствовать опыт других видов мотоспорта, где для первенств страны выбирается несколько постоянных трасс, которые хорошо оборудуются и дают возможность четко организовать гонку. Всячески одобряя проведение военизированных соревнований по существующей ныне программе, спортсмены — владельцы личных мотоциклов говорили о том, что с большой охотой участвовали бы и во многих других, но с одним условием: если им при необходимости будет оказана помощь запчастями, в мелком ремонте машин. Теперь коротко о результатах Всесоюзных состязаний. Основная борьба за первое место разгорелась между тремя командами — РСФСР, Украинской и Грузинской ССР. Две из них выступали второй раз «на высшем уровне», грузинские мотоциклисты — впервые. В таком порядке и распределились командные призовые места, в личном зачете на высшую ступень пьедестала почета поднялся в группе 125—<175 см3 В, Соловьев, на вторую — И. Шевченко (обаРСФСР), а на третью в. Карпец с Укра3 ины. в группе 250—350 см победил Г. Науменко (РСФСР), второе и третье места заняли Н. Михайлов (Белоруссия) и Ф. Буренин (Киргизия). Старты на личных машинах прочно входят в большую обойму мотоциклетных соревнований, делая их более массовыми, популярными. От внимания к ним со стороны комитетов ДОСААФ, автомотоклубов, активистов во многом зависит дальнейшее приобщение молодежи к мотоспорту. А. ЛУБЕНСКИЙ Фото автора. Волынская область. Рожище38