СТУПни Николай Григорьевич Евдокимов (вверху слева) — коренной хлебороб, тракторист-инструктор. Весь свой богатый опыт передает ныне учащимся школы.Прапорщик А. Холопцев знакомит школьников Сергея Демкина и Александра Лукьянова (они слева) с армейским автомобилем (нижний левый снимок).Юные механизаторы привезли удобрения на школьное поле (верхний правый снимок).У Александра Кондрашина (нижний правый снимок) отец тракторист, а сам он, как видите, освоил профессию шофера.Фото С. ТапкинаПо дороге шагает взвод. Печет солнце. Жарко в открытом поле. Проходят ребята деревней, провожаемые долгими взглядами. И снова зной, тишина полей. И вдруг команда, резкая, как выстрел: — Воздух! Взвод в укрытие! Тревога, разумеется, учебная, однако команду все равно надо выполнить быстро. Рассыпались по кустам, замаскировались, затихли. Командир смотрит на часы. — О-от-бой! — доносится до слуха ребят со стороны дороги. И опять взвод в походной колонне. Затянули задорную «Катюшу» и так, с песней пришли на станцию, где их уже ожидал офицер, представитель воинской части. В стороне стояли два крытых грузовика. Кто же они, эти парни? Солдаты? Нет, пока что еще ученики средней школы при гооплемзаводе. Все они перешли в десятый класс, а пятидневные сборы — завершающий этап начальной военной подготовки. Машины остановились у опушки. Военрук, капитан в отставке Ю. Сорокин дает указания школьникам, как правильно установить палатки, разбить и оборудовать переднюю линейку для построения. Пять дней жизни в лагере по строгому воинскому распорядку произвели на ребят большое впечатление. Они носили солдатское обмундирование, «состояли на котловом довольствии», выполняли обязанности дневальных, изучали устройство оружия. Конечно же, «гвоздем» сборов было знакомство с армейскими автомобилями — машинами специального назначения. Здесь они проявили самый живой интерес к технике. Объясняется он и тем, что каждый уже неплохо изучил автомобиль или трактор, умеет ими управлять. А поездки в воинскую часть, встречи с воинами-шоферами в своей школе вызвали у многих ребят серьезное желание стать офицерами, поступить в военное училище. Все закономерно, в средней школе начальной военной подготовке, изучению техники, военно-патриотическому воспитанию отведено почетное место. Наше знакомство со школой началось с зала боевой славы. Стенды, плакаты, портреты героев-земляков. Здесьмы увидели и карту, на которой был отмечен маршрут тысячекилометрового похода школьников, совершенного в прошлом году по местам боев кавалерийского корпуса, которым командовал Герой Советского Союза генералполковник П. А. Белов. Выбор пал на кавалерийский корпус не случайно: он разгружался как раз невдалеке от нынешней усадьбы племзавода. Во время похода юноши и девушки собрали для школьного музея интересный материал, их «трофеи» — снарядные гильзы, заржавевшие автоматы, крупнокалиберный пулемет. У каждого экспоната своя история, повествующая о стойкости защитников социалистической Родины. Ребята как бы прикоснулись к подвигу отцов и дедов, смогли осмыслить его величие, героизм советского народа, вступившего в смертельную схватку с немецко-фашистскими захватчиками. Впечатления юных следопытов ярко отразились в отчете. Нельзя без волнения читать коротенькие рассказы ребят о встречах с местными жителями в пути, о том, что они увидели и узнали в походе. Руководство школы, комитет первичной организации ДОСААФ и его председатель военрук Ю. Сорокин правильно оценили большую роль похода по местам боевой славы в идейной закалке ребят. Планом военно-патриотической работы намечено проводить походы поэтапно, каждый год, чтобы повторить весь славный путь кавкорпуса. Растить грамотных, идейно убежденных строителей коммунизма, будущих защитников Родины — в этом видит свой долг педагогический коллектив школы. Кабинет автотракторного дела—предмет гордости и постоянной заботы дирекции школы и самого госплемзавода, преподавателей и инструкторов практического вождения. В кабинете — автомобиль, трактор, разрезные двигатели, макеты сельскохозяйственных машин, множество плакатов по устройству автотракторной техники. Некоторые макеты выполнены руками учеников. Школа в своем распоряжении имеет три автомобиля, два из них учебных, два мотоцикла, мотороллер, четыре трактора, необходимые сельскохозяйственные машины. Но профессиональная ориентация учащихся не ограничивается техникой. На школьном поле площадью в 10 гектаров они познают тонкости полеводства, производственные бригады учащихся девятых и десятых классов выполняют самостоятельно все виды работ: пашут, сеют, культивируют, пропалывают, убирают урожай. Вместе с шофером-инструктором А. Губенко мы осмотрели школьное поле: он как раз привез одну из бригад на прополку свеклы. Когда ребята с тяпками ушли на свой участок, Губенко сказал: — Видите, как дружно взялись. И не потому, что с ними старший. Открою небольшой секрет: здесь, на участке тоже идет борьба за урожай. Представьте себе, если он окажется ниже, чем на полях племзавода. Нет, этого ребята не допустят. Мы ив прошлом году шли вровень, и нынче, думаю, не посрамимся. Вон она, пшеничка,— показал он на соседний участок. — Не подведет. А пшеница ив самом деле стояла густая, ровная, колос к колосу, и вы-В первичных организациях ДОСААФрастили ее будущие хлеборобы, механизаторы. Поистине в поте лица, в труде познают они цену народного богатства — хлеба. Мы понимали, конечно, что школьное поле — зернышко в сравнении с угодьями племзавода, и главную цель составляет не просто приобщение ребят к земле, а прочное закрепление на селе кадров из местной молодежи. Дело это государственной важности. Потому-то и забота и практическая помощь руководства завода немалые: школе выделяют технику, средства, помогают ремонтировать машины. Директор В. Тимофеев, рассказывая о школьных делах, привел в пример такие факты: — То, что наши бывшие воспитанники после службы в армии возвращаются в совхоз, — явление отрад-нов. Значит, есть в том и наша заслуга. В прошлом году пришло одиннадцать парней, и все работают шоферами, трактористами, слесарями в гараже. В техникум поступил А. Мосин, его товарищ А. Николаев — студент института, оба получают совхозную стипендию, вернутся на село специалистами. В этом году техническими специальностями овладели сорок выпускников десятых классов. В торжественной обстановке двадцати двум из них вместе с аттестатом зрелости вручили удостоверения шофера третьего класса, восемнадцати — удостоверения тракториста или механизатора. И еще одна цифра: около двадцати юношей пожелали до призыва работать на селе. С некоторыми ребятами мы встретились, беседовали, видели их в работе. Сноровисто управлялись на поле с трактором Сергей Демкин и Александр Лукьянов. Правда, за ними присматривал инструктор Н. Евдокимов, но своими уверенными действиями ребята как бы говорили: «Не подведем». В биографиях Сергея и Александра есть немало общего: у обоих отцы шоферы, а у Александра еще и старший брат Петр военный водитель, так что меткость Сашиных слов о своем детстве вполне обоснованна: — Я вырос в кабине, — сказал он. В другом непохожи они — в юношеской мечте. Сергея влечет небо, профессия военного летчика, у Александра желание другое — поступить в сельскохозяйственную академию. Многое помогло утвердиться в жизни Александру Лукьянову. К большой мечте шел он от малого: первая поездка с отцом, уроки автодела в классе, работа на школьном поле, наконец, самостоятельный рейс. И эти начальные ступени пройдены каждым из нынешнего выпуска школы. А впереди новые вершины. Так в добрый путь, ребята! В. КУРБАТОВ, спецкор «За рулем»5