19 НОЯБРЯ ДЕНЬ РАКЕТНЫХ ВОЙСК И АРТИЛЛЕРИИВ ПОМОШЬ ОРГАНИЗАЦИЯМДОСААФАВТОМОБИЛЬ В КОНТЕЙНЕРЕЗа рулем Николай Лукиных.Фото автора По лобовому стеклу сечет холодный осенний дождь. Стекающие струйки воды ухудшают видимость. Но водители ракетных автопоездов, не сбавляя скорости, продолжают движение. У них приказ — прибыть в заданный район в строго назначенное время. ...Напряжение тактических занятий автомобилисты почувствовали сразу же . Едва успев прогреть двигатели, им пришлось решать многочисленные вводные. Наиболее сложная задача досталась гвардии рядовому Николаю Луки ­ ных. Проверяющий приказал ему устранить «неполадку» в ходовой части. Воин отменно справился с трудным заданием, в несколько раз перекрыл норматив. Николай Лукиных окончил в Перми автомотоклуб ДОСААФ. С благодарностью вспоминает он своего наставника Юрия Васильевича Чарнцова, который научил его не просто понимать — чувствовать машину. К ак один из лучших выпускников автомотоклуба, Лукиных был рекомендован военкоматом для службы в ракетном подразделении. Здесь, конечно, и техника куда мощнее, и работа у водителя ракетного автопоезда особая, тонкая работа. В первые дни даже дух захватывало от всего увиденного. «Справлюсь ли?» — тревожила мысль. На помощь молодому солдату пришли старослужащие: командир расчета сержант Александр Горносталь, рядовой Виктор Васильев, ефрейтор Анатолий Белов. Войсковая дружба, товарищеская взаимопомощь помогали подразделению уверенно идти к успеху. Вскоре о расчете, где служит гвардии рядовой Лукиных, заговорили како нлассных специалистах. Он был признан лучшим в подразделении. ...Маршрут проходит через густой лес. Обстановка усложнилась. Тут и пни, и корни, и глубокие ямы, залитые водой. Нелегко ориентироваться в такой обстановке. А ответственность огромная: допусти ошибку один водитель — остановится вся колонна. Труднее всех водителю головного автопоезда, рядовому Нинолаю Лукиных, он ведущий, он выбирает путь. ...Позади последние километры трассы. Выглянуло солнце. Ракетные автопоезда в срок прибыли в заданный район. Грозные серебряные стрелы, нацеленные в зенит, замерли, готовые к пуску. Закончилось обычное тактическое занятие защитников московского неба. Командир подразделения подводит итоги. Ему приятно оценить действия всех подчиненных одним словом — «отлично». Гвардии рядовой Лукиных и его товарищи справились с боевой задачей. Лейтенант Ю. СОЛДАТЕНКО, корреспондент газеты «На боевом посту • •В 1970 году Одесский обком ДОСААФ ввел в эксплуатацию новый дом технической учебы, где автомотоклубу отведены большие светлые помещения. Создались, таким образом, более благоприятные условия для рационализаторской работы, которая в нашем клубе развивается довольно успешно ио которой уже писал журнал «За рулем». Недавно наши энтузиасты создали еще две новинки. Одну назвали учебным контейнером, вторую — классной доской с откидными планшетами. Предлагаем их вниманию работников учебных организаций. Учебный контейнер — это обыкновенный плоский шкаф размером 14Х140Х X 120 см из досок и 8-миллиметровой фанеры. Содержимое его — детали, приборы и узлы автомобиля, которые относятся к одной определенной теме программы по устройству автомобиля и образуют действующую схему. На двух отворотах шкафа — передних дверях размером 140X120 см — смонтированы чертежи, плакаты, таблицы и другой наглядный материал. Весит укомплектованный контейнер в среднем 60 килограммов. Замысел состоит в том, чтобы облегчить труд преподавателя, сократить затраты времени на подготовку к занятиям, добиться лучшего качества. Раскроем двери шкафа-контейнера. Обратимся к теме № 14 — «Батарейное зажигание» (фото 1). Зажигается табло с ее названием. В центре — схема батарейного зажигания, смонтированная из натуральных приборов автомобиля. Поворачиваем ключ в замке зажигания, видим пути тока, наблюдаем, как начинает вращаться прерыватель-распределитель и между электродами свечей, поставленных на траверсе разрезанной головки блока, проскакивают искры. На крыльяхотворотах контейнера размещена натуральная деталировка приборов батарейного зажигания, а с другой стороны — плакаты по этой же теме. Специальный выступ нижней части контейнера предназначен для отдельных деталей и узлов батарейного зажигания (свечей, распределителя, замка и др.). Опыт показывает, что в таком контейнере можно смонтировать пособия по любой из тем устройства автомобиля, к примеру, по теме № 7 «Система смазки» (фото 2). Где хранить контейнеры, как подавать их на переднюю стену класса? Взгляните на рис. 1. Между двумя классами АиБ за счет коридора Г оборудовано помещение для контейнерной В. От него ло потолку проложена балка 2 из швеллера. Контейнеры хранятся под ней на специальной площадке 1. В передней части установлен стол 12 с рольгангом. Это помещение соединяют с учебными классами окна-щели. В верхней части соединительных окон установлены балки из узкоколейных рельсов 9, которые проходят вдоль передней стены класса Аи класса Б. Таким образом, контейнерная обслуживает два класса по устройству автомобиля. Лаборант поднимает электротельфером 10 необходимый по теме контейнер, подает его по швеллерной балке вперед и ставит на рольганг, а дальше толкает контейнер в класс через окно-щель при помощи кареток (рис. 2), смонтированных в верхней его части. Для легкости и бесшумности передвижения каретки снабжены роликами из капрона на шарикоподшипниках. Один человек может быстро сменить контейнер. Начав применять контейнеры, мы резко сократили время, которое тратил раньше преподаватель на подготовку к занятиям и на экспонирование учебных пособий. Классы освободились от складских функций и связанных с ними стеллажей, щитов, ящиков для содержания деталей, узлов и плакатов. Все эти учебные пособия, смонтированные в контейнере, хорошо сохраняются. В классах остались разрезные агрегаты автомобиля: в первом — двигатели, во втором — узлы трансмиссии. Интересно также решен вопрос о применении в этих классах киноаппаратуры. В связи с тем, что на передней стенке экспонируется контейнер в развернутом виде (фото 1и 2), изображение от диапроектора подается на экран, расположенный на боковой стене. Диапроекторы находятся в нишах боковых стен. Управляет ими преподаватель со своего рабочего места. Классная доска с откидными планшетами применяется для занятий по правилам движения. Прежде всего, места учащихся размещены не как обычно рядами вглубь класса, а веером вдоль большой боковой стены в три ряда, возвышающихся на 50 сантиметров один над другим. Это дало возможность расположить 36 мест на глубине всего лишь 6 метров. На передней стене класса — дорожные знаки, изображенные на стекле на фоне соответствующей дорожной обстановки. Изучаемый знак выделяется подсветкой. В центре стены — классная доска, которая на нижних шарнирах легко опускается в горизонтальное положение, образуя наклонный стол (фото 3). За доской размещены планшеты для отработки отдельных тем программы по правилам движения. Планшеты, изготовленные из 8-миллиметровой фанеры, при помощи оси из 8-миллиметрового прутка и двух гребенок из листового железа (рис. 3) легко вкладываются в нишу за классной доской и, опускаясь на нее, дают возможность создавать конкретную обстановку на улицах и дорогах. Так, на фото 3 мы видим одну из иллюстраций к теме «Разметка улиц и дорог». На других планшетах изображены различные варианты перекрестков и площадей, железнодорожный переезд и др. На откидных планшетах можно также размещать плакаты по правилам движения. К. ШАПАРЕВ, начальник областного автомотоклуба ДОСААФ г. Одесса20