ПРИЗЫ С ЭМБЛЕМОЙ «ЗА РУЛЕМ»Вот и наступил новый спортивный сез он . А вместе сним пришла знакомая всем любителям спорта волнующая пора ожиданийи прогнозов о возможном исходе того или иного чемпионата. Календарь всесоюзных и международных соревнований, в которых предстоит выступить советским автомобилистам и мотоц иклистам , будет опубликован в следующем номере «За рулем». Сейчас жемыпознакомим читателей с теми состязан иями , где в начестве главных спортивн ых наград учрежденыпризы нашего журнала. Не будет преувеличением сказать, что военизированные соревнования владельцев личных мотоциклов ныне заняли одно из почетных мест во всесоюзном ка ­ лендаре. Прошлый сезон показал их возр осшую популярность, большую роль в привлечении огромной армии мотоциклистов кспорту . Не случайно организация соревнований среди владельцев личных мотоциклов уже вошла впрактику спортивной работы многих комитетов ДОСААФ и автомотоклубов. Об этом свидетельствовали старты, проведенные в Российской Федерации, на Украине , в Белоруссии, Г рузии , Турнмении идругих республиках. М ожно не сомневаться, что в нынешнем году военизированные состязания получат дальнейшее развитие и привлекут к спорту новых владельцев мотоциклов. Каи и прежде, п ризыжурна ­ ла «За рулем» получат победители первенств РСФСР и Советского Союза. Значительно расширилась география идругих проводимых по инициативе ред акциии ставших традиционными соревнований — школьников-автомобилистов. В прошлом году призыжурнала «За рулем» оспаривало рекордное количество команд — пятнадцать. Чтобы дать возможность принять участие в этих увлекательных состязаниях еще большему числу юных автомобилистов, в нынешнем сезоне запланированы предварительные отборочные старты , в том числе первенство Российской Федерации. Т аким образом, во всесоюзной встрече будут участвовать главным образом победители городсних, областных иреспубликанских соревнований. В третий раз начнется борьба за «Трофей заводов» — приз журнала , предназначенный коллективу автомобильного предприятия, спортсмены которого добьются наилучших результатов в чемпионатах страны по автоспорту. В конце нынешнего сезона определится и одиннадцатый по счету обладатель Кубка СССР (журнала «За рулем») по мотоболу. В заключение — о важном событии , с которым связана судьба восемнадцати призов журнала «За рулем». Речь идет о посвященном 50-летию .образования СССР конкурсе для автомотопутешественников на лучшийтуристскиймарш ­ рут. Прием конкурсных работ недавно закончен . Компетентное жюри сейчас подводит итоги , и в одном из ближайших номеров мы назовем обладателей наших призов.VКУБОК ОСТАЛСЯ В ЭЛИСТЕВ конце прошлого года отметил свой скромный юбилей один из самых молодых военно-прикладных видов спорта — мотобол. Поклонники этой интересной, увлекательной игры, вероятно, помнят А дату ее рождения: в 1963 году розыгрыш вв? Кубка журнала «За рулем» положил начало официальным мотобольным матчам в нашей стране. Некоторое время спустя этот приз получил статут Кубка СССР. И вот десятый, юбилейный финальный матч. Как ив предыдущем сезоне, право выступить в решающем поединке получили полтавский «Вымпел» и элистинский «Автомобилист» (прежнее название «Комета»). Калмыцкие мотоболисты вышли на игру в ранге новых чемпионов Советского Союза и четырехкратных обладателей Кубка СССР. По сравнению с прошлым матчем в их титулах не хватало лишь одного — звания лучшей команды Европы, которое завоевали теперь спортсмены Франции. Соперник «Автомобилиста» — полтавский «Вымпел» на этот раз уже выступал в роли бронзового призера только что закончившегося первенства страны. Финальная игра проходила на поле стадиона «Авангард» в Феодосии и была полной противоположностью предыдущей встрече тех же команд. Мотоболнстам пришлось вести борьбу не на зеленом газоне, как было в Днепродзержинске («За рулем», 1972, № 1), а на размытом, вязком от проливных дождей грунте. Совершенно иным выглядел и рисунок игры. Если девятый финальный поединок проходил с полным преимуществом калмыцких спортсменов и закончился их убедительной победой со счетом 6 : 2 , то теперь непрерывно атаковал «Вымпел». Четыре периода шли полтавчане вперед всей командой, четыре периода «Автомобилист» упорно и цепко защищался. Казалось, этот натиск вот-вот должен принести успех «Вымпелу». А гол влетел в его ворота: одна из редких контратак закончилась выходом на удобную позицию Н. Анищенко и точным ударом. Единственный забитый мяч принес важную победу «Автомобилисту» — пятую по счету в розыгрыше Кубка СССР (журнала «За рулем»). Почетный приз еще на год остался в Элисте.«ТРОФЕЙ ЗАВОДОВ» СНОВА У АЗЛКв шести первенствах СССР по автоспорту. В их число входили чемпионаты страны по зимним ралли, кольцевым гонкам как на серийных, так и на гоночных автомобилях, кроссу, ралли и ипподромным гонкам. В минувшем году претендовали на приз коллективы уже не восьми, а девяти предприятий — на соревнованиях дебютировали гонщики Уфимского моторного завода. Начало было успешным — в первенстве СССР 1972 года по кольцевым гонкам (серийные автомобили) Ю. Клопнчев выиграл «бронзу». А на этот сезон УМЗ намечает более широкую программу — выступление также ив ралли, и в ипподромных гонках. Очень серьезно подходит к участию в соревнованиях автозавод имени Ленинского комсомола (АЗЛК), чьи спортсмены стартовали в пяти чемпионатах страны. А вот Ижевский автозавод мог бы занять в таблице розыгрыша «Трофея» более высокое место, если бы не ограничивал круг своих спортивных интересов участием в ралли. Наверное, выступление в чемпионате страны по кольцевым гонкам такого сильного заводского спортсмена, как С. Брундза. за рулем ижевского «Москвича» значительно укрепило бы спортивный престиж завода. К слову, ижевцы находятся в более выгодном положении, чем, например. Таллинский авторемонтный завод (ТАРЗ) или Ульяновский автозавод, чьи представители в силу специфики выпускаемых ими машин имеют возможность стартовать только в одном чемпионате страны. С сожалением отметили любители автоспорта отсутствие в этом году на «кольце» представителей ЗАЗа и ЗИЛа. Их машины уступают «Эстонии-16М» или «Москвичу-Г5». Но спорт не прощает топтания на месте, — очевидно, пришла пора на ЗИЛе и ЗАЗе создать более совершенные модели гоночных автомобилей. Как же выглядит таблица розыгрыша «Трофея заводов» 1972 года по результатам прошедших чемпионатов СССР? Снова (второй раз подряд) приз выиграл с большим преимуществом коллектив АЗЛК. Он набрал 92 очка. Последующие места распределились таким образом: 2. ГАЗ — 37 очков: 3. ВАЗ — 31: 4. Ижевский завод — 31: 5. ЗИЛ — 25: 6. ТАРЗ — 18; 7. УАЗ — 17: 8. УМЗ — 10; 9. ЗАЗ — 8 очков. В приведенных здесь данных не учтены результаты первенства страны по ипподрому. Но независимо от исхода этих соревнований первое место остается за АЗЛК.На полированной деревянной подставке — скульптурная миниатюра: старинный гоночный автомобиль, поднимая клубы пыли, входит в поворот. Борьба за этот приз, который называется «Трофей заводов», шла целый год. «Трофей», учрежденный нашим журналом, присуждается автомобильному или моторному заводу, набравшему больше всех очковТАБЛО ЧЕМПИОНАТОВ •ТАБЛО ЧЕМПИОНАТОВ •ТАБЛО ЧЕМПИОНАТОВ •ТАБЛО ЧЕМПИОНАТОВПервенство СССР по автомногоборью (Ашхабад) Командный зачет: 1. РСФСР — 102 очка; 2. Эстонская ССР — 101; 3. Украинская ССР — 100; 4. Казахская ССР — 96; 5. Туркменская ССР — 87; 6. Армянская ССР -г- 84 очка. Личный зачет(стрельба, гранатометание, фигурное вождение, езда на экономию горючего): ГАЗ-51. 1 К. Вирк (Эстонская ССР); 2. В. Балашов (РСФСР); 3. Г. Яновский (Латвийская ССР). « В олга » (ГАЗ-24): 1. Ф. Романчук; 2. А. Александров (оба — Белорусская ССР); 3. X. Игнатьев (Латвийская ССР).Личный Кубок СССР по мотокроссу (Феодосия) 250 см 3 : 1. А. Овчинников; 2. В. Худяков; 3 В. Сысоев (все — Москва). 500 см 3 : 1. А. Грайф (Ижевск): 2. В. Федоров; 3. И. Пидоренко (оба — Москва).33