оветская/ ~ехника/Главный конструктор Волжского автомобильного завода Владимир Сергеевич Соловьев представляет нашим читателям новый автомобиль ВА 3-2103На Волжском автозаводе освоен выпуск новой модели автомобиля «Жигули» — ВАЗ-2103. Сообщения об этом уже были в газетах, и, естественно, автолюбителей, и настоящих и будущих, интересует, что это за машина, чем она отличается от первенца ВАЗ-2101. Как известно, на автозаводе уже введены в действие две линии конвейера, рассчитанные в конечном итоге на выпуск 440 тысяч автомобилей ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 (с кузовом «универсал»). С третьей линии, которая вступает в действие уже сейчас, после освоения всей проектной мощности, к концу пятилетки ежегодно будет сходить 220 тысяч автомобилей ВАЗ-2103. Таким образом, новая модель не заменит получивший уже популярность ВАЗ-2101, а станет выпускаться одновременно с ним. Автомобиль этот относится к тому же классу, что и ВАЗ-2101, — малолитражному, но имеет более богатую декоративную отделку и оформление, лучшие динамические качества и комфортабельность. Он рассчитан на тех, кто хотел бы иметь машину еще более нарядную и удобную. Облицовочные накладки по всей длине кузова на средней и нижней части боковин (в том числе на крыльях), измененная по сравнению с моделью «2101» облицовка радиатора, решетчатые кольца на колесах и другие декоративные детали хромированы, решетки воздухопритока выполнены из металлизированной пластмассы. Все это в сочетании с приятной окраской кузова придает автомобилю элегантный вид. Цвета окраски будут довольно разнообразными: белый, палевый, светло-серый, серый, светло-синий, темно-синий, зеленый, красный, темно-коричневый, черный и др. При взгляде на ВАЗ-2103 сразу бросаются в глаза измененные обводы кузова. Более вытянутые передние и задние крылья, подчеркнутые хромированными накладками на боковинах, сообщают облику стремительность. Между тем по размерам новая модель мало отличается от ВАЗ-2101, а дорожный просвет остался таким же (см. техническую характеристику). В прямоугольную облицовку радиатора, занимающую всю ширину передка, гармонично вписаны четыре фары, которые, разумеется, обеспечивают более эффективную и равномерную освещенность дороги, чем две на ВАЗ-2101. При включении дальнего света зажигаются все фары, а при ближнем — горят только наружные. Подфарники стали более широкими, у них двухцветный рассеиватель (оранжевого цвета для указателей поворота и белого для габаритных огней). Боковые указатели поворота, в форме па-ПРИБАВЛЕНИЕраллелограмма, находятся на передних крыльях и хорошо сочетаются с облицовочными накладками. В декоративной хромированной рамке на задке автомобиля размещены номерной знак и задние фонари большого размера, объединяющие указатели поворота, стоп-сигналы, габаритные огни и катафоты. П од задним бампером установлен фонарь заднего хода, который даст свет, если рычаг переключения передач перевести в положение «задний ход». Еще одна новинка — красные фонари на торцах передних дверей автомобиля. Они загораются, когда вы открываете двери (если включено наружное освещение), предупреждая водителей других машин. Звуковые сигналы стали более музыкальными. Теперь они рожкового типа. Как и на автомобиле ВАЗ-2101, их тоже два: один — высокого тона, другой — низкого. Полностью изменилось оформление салона. Щиток приборов (см. фото) с круглыми циферблатами приобрел совс ем иной вид. О н отделан пластмассой, имитирующей ценные породы дерева, и обрамлен мягким травмобезопасным козырьком. Новинкой для «Жигулей» являются тахометр 4и манометр 3 системы смазки. Тахометр облегчает контроль за числом оборотов и позволяет даже малоопытному водителю легко и безошибочно выбирать момент включения той или иной передачи. В спидометре появился счетчик 6 суточного-пробега, показания которого можно сбрасывать поворотом кнопки 31. Это очень удобно: в начале поездки вы устанавливаете счетчик на «ноль», а в конце — определяется пробег за день или расстояние между отдельными пунктами. ЩНа упомянутых циферблатах щитка расположены контрольные приборы, которые напомнят водителю о том, что он забыл убрать «подсос» (29), что идет разрядка аккумулятора (30), включено наружное освещение (32), указатели поворота (33) или дальний свет (34). Если забывчивый владелец автомобиля не отпустил при трогании ручной тормоз, д мигающая лампа 28 напомнит ему об W этом. В тех же случаях, когда в пути вдруг упадет уровень тормозной жид ­ кости, та же лампа, загоревшись постоянным светом, поднимет тревогу. К роме этих небольших, но важных удобств имеются электрические часы и смонтированный под панелью приборов новый радиоприемник А-271 с диа-6 Внешние размеры новой модели «Жигулей». ВАЗ-2103 на 43 мм длиннее ВАЗ-2101. При этом передний свес стал на 25 мм больше, а задний — на 18. Вследствие более широкихшин увеличились (соответственно на 20 и 17 мм) колеи передних и задних колес.В салоне — комфортабельные сиденья, нового типа подлокотники, обивка дверей, ручки стеклоподъемников.ВАЗ-2103 кажется заметно длиннее своего предшественника. Впечатление это создают вытянутые верхние кромкикрыльеви декоративная накладка. Нарядность придают машине решетчатые хромированные кольца на колесах, новая облицовка радиатора с четырьмя фарами , накладка на кромках проемов для колес и блестящ ая полоса на пороге кузова. Внушительных размеров задние фонари, обведенные хромированной каймой, и фонарь заднего хода — х арактерные черты ВАЗ-2103. Небольшая решетка на задней стойке закрывает люк системы вентиляции кузова.В СЕМЕЙСТВЕ (ЖИГУЛЕЙ)Панель приборов и место водителя: 1 — бензомер с сигнальной лампой «резерв»; 2 — термометр системы охлаждения; 3 — манометр системы смазки: 4 — тахометр; 5 — спидометр; 6 — счетчик суточного пробега; 7 — часы; 8 — дефлектор обдува ветрового стекла; 9 — суммарный счетчик пробега: 10 — зеркало заднего вида; 11 — выключатель наружного освещения; 12 — выключатель освещения приборов; 13кнопка омывателя стекла; 14 — ручка воздушной заслонки; 15 — замок зажиганияс противоугонным устройством; 16 и 17 — рукоятки люка воздухозаборника и крана отопителя; 18 — прикуриватель: 19 — педаль сцепления; 20 — педаль тормоза; 21 — педаль акселератора; 22 — рычаг переключения передач; 23 — рычаг ручного тормоза; 24 — пепельница; 25 — вещевой ящик ; 26 — вещевая полка; 27 — выключатель стеклоочистителя; 28 — контрольная лампа тормозной системы; 29 — контрольная лампа «закрыта воздушная заслонка»; 30 — контрольная лампа зарядки аккумулятора; 31 — кнопка сброса показаний счетчика суточного пробега: 32 — контрольная лампа «включено наружное освещение»; 33 — к онтрольная лампа указателей поворота; 34 — контрольная лампа, сигнализирующая о включении дальнего света. Декоративные кольца на колесах И блестящая накладка на кромке колесного проема придают машине нарядный вид.пазонами длинных, средних и ультракоротких волн. С правой стороны под панелью приборов предусмотрена полка для вещей. Внутреннее зеркало заднего вида сделано травмобезопасным. Его кронштейн соединен с основанием пружинным зажимом. При ударе о зеркало кронштейн отсоединяется от основания и вместе с зеркалом падает. Потом его можно без труда вновь установить на место. Если водителю мешает отраженный свет от фар идущего сзади автомобиля, то достаточно рычажком повернуть зеркало, и ослепление прекратится. Небольшие изменения претерпела система отопления и вентиляции. Теперь отопитель снабжен специальной насадкой для подачи теплого воздуха к ногам сидящих сзади пассажиров. Нельзя не сказать несколько слов о реконструированном омывателе. Кнопка, приводящая его насос, находится на полу, и при нажатии на нее одновременно с подачей жидкости вступают в работу стеклоочистители. Отключаются они при отпускании кнопки. Отдельно «дворники» можно включить клавишей, расположенной на панели приборов, причем они имеют два режима работыпостоянный и прерывистый. Передние сиденья, как и на ВАЗ-2101, могут передвигаться вперед и назад с регулировкой наклона спинок, которые для образования спальных мест откидываются. Владельцы модели ВАЗ-2103 найдут, что их машина заметно комфортабельнее предшественницы. Иной стала обивка дверей. Изменились ручки стеклоподъемников, на передних дверях появились удобные подлокотники. Оценят они и усовершенствованные сиденья. Их обивка стала комбинированной: из сукна и кожзаменителя. На заднем сиденье установлен откидывающийся подлокотник. Коврики пола — ворсистые, в зоне ног водителя предусмотрена накладка из черной пластмассы. Чем еще отличается ВАЗ-2103? Новшества затронули не только кузов, но и двигатель, тормозную систему. Более мощный двигатель позволяет быстрее набирать скорость (разгон с места до 100 км/час занимает 19 секунд), легче преодолевать подъемы и развивать большую скорость (до 150 км/час) при движении по автострадам. Повышение мощности (с 62 до 75 л. с.) достигнуто не форсированием двигателя (обороты, степень сжатия и применяемый бензин остались прежними), а увеличением рабо3 чего объема (до 1451 см вместо 3 1198 см ) благодаря большему (на 14 мм) ходу поршня. Соответственно блок цилиндров стал выше и изменились размеры коленчатого вала (увеличился радиус кривошипов). Все остальное, кроме нескольких деталей, карбюратора (с иной тарировкой) и более длинной цепи привода механизма газораспределения, осталось прежним, что облегчает ремонт и обеспечение запасными частями. Поршни, поршневые кольца, шатуны, вкладыши коленчатого вала,. детали клапанного механизма и другие можно использовать от двигателя ВАЗ-2101. Несмотря на увеличение мощности, расход топлива остался прежним. Добавим, что пуск двигателя при низких температурах остался таким же легким, как у ВАЗ-2101. В карбюраторе установлен электромагнитный клапан, автоматически перекрывающий поступление топлива в систему холостого хода при выключении зажигания. Это обеспечивает мгновенную остановку горячего двигателя. В связи с тем, что мощнее стал двигатель, потребовалось усилить глушение шума выпуска отработавших газов. Новая система выпуска с одним основным и двумя дополнительными глушителями обеспечивает по крайней мере не больший шум, чем у ВАЗ-2101 при более приятном тембре звука. Таким образом, в сочетании с хорошо отработанной шумоизоляцией кузова и тщательной доводкой всех узлов нам удалось обеспечить минимальный уровень шума (особенно в салоне). Конечно, все изменения в конструкции Техническая характеристика ВАЗ-2103автомобиля не обошлись без его утяжеления (вес возрос на 75 кг), причем грузоподъемность осталась такой же, как иу ВАЗ-2101. Увеличение веса и скорости автомобиля повлекло повышение эффективности тормозной системы, хотя тормоза ВАЗ-2101 (передние—дисковые, а задние — барабанные с регулятором давления, не допускающим юза при торможении) и так отлично показали себя в эксплуатации. "На ВАЗ-2103 добавлен вакуумный усилитель тормозов, значительно снижающий усилие на педаль тормоза. Благодаря ему даже частое торможение (например, во время езды по городу с многочисленными остановками у перекрестков) не вызовет утомления водителя. Еще одно изменение. В задних тормозах введено устройство для автоматической установки зазора между ко ­ лодками и тормозным барабаном но мере износа фрикционных накладок. Теперь отпадает необходимость в периодической регулировке задних тормозов. Новые шины обеспечивают хорошую устойчивость автомобиля на больших скоростях. У этих покрышек радиального типа нити корда расположены в плоскостях, проходящих через ось колеса (у обычных шин нити расположены по диагонали, то есть под углом к плоскостям, проходящей через ось покрышки). У ВАЗ-2103 шины более упруги, хорошо гасят толчки и удары о неровности дороги. Они лучше приспособлены для длительной езды на высоких скоростях с резкими ускорениями и торможением. Наконец, об унификации — одном из китов современного производства. Еще при проектировании Волжского автозавода было определено, что у его семейства автомобилей большое количество деталей будет взаимозаменяемым. Степень унификации новой модели ВАЗ-2103 по отношению к ВАЗ-2101 около 80 процентов, а что касается двигателя, то здесь она еще выше — 97 процентов. Причем основные изменения коснулись малоизнашивающихся деталей, например наружной и внутренней декоративной отделки кузова, системы освещения и сигнализации. Детали и узлы двигателя, трансмиссии, подвески остались в основном такими же, как у автомобиля ВАЗ-2101. А это намного облегчает обеспечение запасными частями и ремонт на станциях технического обслуживания. В заключение отметим, что автомобиль так же прост в обслуживании, как и ВАЗ-2101. Количество мест смазки минимальное, а залитая в систему охлаждения двигателя специальная жидкость ТОСОЛ-А-40 не требует замены в течение двух лет.Число мест Сухой вес. кг Собственный вес (с заправкой, инструментом, запасным колесом, но без нагрузки), кг Грузоподъемность, кг Дорожный просвет, мм: до поперечины передней подвески до балки заднего моста до масляного картера двигателя Скорость, км/час Время разгона автомобиля с места до скорости 100 км/час при полной нагрузке, сек. Контрольный расход топлива, л/100 км Число и размеры цилиндров двигателя, мм Рабочий объем, см 3 Степень сжатия и применяемый бензин Мощность, л. с. — при об/мин5 (включая водителя) 965 1030 400 (в том числе 50 кг в багажнике) 175 170 182 150 19 84 — 76Х80 1451 8,8; АИ-93 75-5600Крутящий момент, кГм — при об/мин 10.8—3500 Передаточные числа трансмиссии коробка передач: 1—3.75; 11 — 2,30; III — 1,49; IV—1; задний ход — 3.87: главная передача (гипоидная) — 4,3 или 4,1 Тормоза передние — дисковые; задние — барабанные с регулятором давления гидравлический с ваПривод тормозов куумным усилителем Тормозной путь автомобиля с нагрузкой. движущегося со скоростью 80 км/час, м 38 Шины Емкость топливного бака, л камерные радиальные, размером 165—13 398