36
37
ЗАВОД «ТАТРА» МОДЕРНИЗИРУЕТСЯЗавод «Татра» — старейшее в Чехословакии предприятие по производству автомобилей. В прошлом году оно отпраздновало 75-летний юбилей со дня выпуска первой машины. Производственная программа «Татры» включает тяжелые грузовые автомобили повышенной проходимости, тягачи, самосвалы. Многие из них успешно эксплуатируются ив нашей стране. Советским автомобилистам хорошо известны трехосные грузовики «Татра» моделей «111», «138» и «148». Сегодня завод наряду с машинами семейства «148» («За рулем», 1970, № 4) приступил к выпуску автомобилей семейства «813» («За рулем», 1970, № 8). Чехословакия в рамках программы СЭВ специализируется на производстве унифицированных грузовых автомобилей повышенной проходимости, рассчитанных на грузоподъемность 12 и более тонн и снабженных дизелями с воздушным охлаждением. В соответствии с этим Международный инвестиционный банк в Москве предоставит заводу «Татра» в Копршивнице долгосрочный кредит для модернизации производства и повышения производственных мощностей. К 1980 году должны быть реконструированы все участки автозавода, и его ежегодный выпуск достигнет 15 000 грузовых машин — это на 250 процентов больше, чем в 1972 году.#Грузовые автомобили «Татра» нового семейства «813»: балластный тягач, грузовик повышенной проходимости и самосвалКОРОТКОМикролитражки «Трабант» (ГДР), подготовленные для международных ралли, снабжены двигателями, которые форсированы до мощности 45 л. с. при 5200 об мин. Такой мотор позволяет развивать скорость до 125 км/час. В серийном исполнении мощность двигателя «Трабанта», имеющего рабочий объем 594 см 1 , равна 26 л. с , а скорость — 105 км/час.гБЕЗОПАСНЫЕ БАМПЕРЫРазработка элементов, в той или иной степени способствующих повышению безопасности, занимает сегодня умы конструкторов многих автомобильных фирм. Так, за последнее время создано несколько бамперов, поглощающих энергию удара при столкновениях. Один из них уже применяется на шведских легковых автомобилях СААБ99 модели 1972 года. Основание бампера (рис. 1) выполнено в виде бруса из ячеистой пластмассы. Оно заключено в П-образный профиль из листовой стали, покрытый резиной. Сверху на профиле укреплена декоративная накладка из полированного металла. При наезде на неподвижные препятствия передний бампер такой конструкции предохраняет автомобиль на скорости до 8,2 км/час, а задний — на скорости до 4,1 км/час. После удара бампер восстанавливает первоначальную форму. Конструкция, предложенная американской компанией «Либерти Мьючуел Иншюренс» (рис. 2), поглощает энергию удара за счет разрушения одного из ее элементов. При наезде на препятствие бампер 4 вместе со штоками 8 смещается влево (по направлению к корпусу машины). При этом срезаются шпильки 3и разрушается пористый стержень 6. Таким образом поглощается значительная часть энергии удара. Остальная ее доля расходуется на сжатие упругого резинового элемента 5. Бампер «Либерти» предохраняет машину при столкно-В английском городе Брэдфорд снят с эксплуатации последний в стране троллейбус. После 60 лет службы этот вид транспорта вынужден был капитулировать перед своим основным конкурентом — автобусом. Главной причиной, вынудившей троллейбусные компании свертывать свою деятельность, является непрекращающийся рост цен на электроэнергию.•••Фирма ФИАТ, на заводах которой в Италии занято 185 000 человен, выпустила в 1971 году 1598 тысяч автомобилей всех типов. Из них 616 тысяч, или 38,5 процента, экспортировано.Рис. 1. Бампер 1 — П-образный тивная накладка; пластмассы; 4 —автомобиля СААБ-99: профиль: 2 — декора3 — брус из ячеистой резиновое покрытие.36 ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕl• •Силовой агрегат и радиатор охлаждения. системыМИРЕШ! 1МОТОКОРОТКО•В ЧССР начато производство четырехколесной мотоколяски «Велорекс435» для инвалидов. Она значительно совершенней прежней трехколесной модели. Мотоколяска оснащена двухцилиндровым (344 см ' , 17 л. с.) мотором «Ява», колесами от мотороллера «Чезета», тормозами с механичесним приводом. Обш ивка кузова частично сделана брезентовой. Машина весит 385 кги расходует 6,5 литра топлива на 100 кмпути .4?Мотоцикл «Сузуки-ГТ750Ж». Между японскими мотоциклетными фирмами «Хонда», «Кавасаки» и «Сузуки» идет острая конкурентная борьба за американский рынок. В США сейчас внезапно вырос спрос на мотоциклы, и прежде всего тяжелые. В ответ на модели «Хонда-КБ750» («За рулем», 1971, № 12) и «Кавасаки-мах-3» («За рулем», 1970. № 10) завод «Сузуки» выпустил недавно интересную модель «ГТ750Ж», на которую возлагает большие надежды. На этой модели установлен двухтактный трехцилиндровый (738 смЗ, 67 л. с. при 6500 об/мин) двигатель с водяным охлаждением (до сих пор оно применялось лишь на гоночных мотоциклах). Из&других редко встречающихся конструктивных особенностей у «ГТ750Ж» электрический стартер, три карбюратора, пятиступенчатая коробка передач, отдельная система смазки двигателя. Новый мотоцикл весит без заправки 214 кг, тем не менее большой запас мощности обеспечивает машине весьма высокую динамику: разгон с места до 100 км/час занимает всего 6 секунд, а максимальная скорость составляет 185 км/час. Однако столь мощная и сложная машина является дорогим удовольствием. Цен а «Сузуки-ГТ750Ж» почти такая же. как малолитражки «жук» завода «Фольксваген».А мериканские деловые круги проявляют серьезную озабоченность, что Соединенные Штаты неуклонно утрачивают свое когда-то ведущее место в торговле капиталистического мира. Даже автомобильная промышленность, которая до недавнего времени монопольно господствовала на внутреннихрынкахСША . за последние годы сдала позиции . В настоящее время 15 процентов автомобилей, продаваемых вСША , — иностранного производства.•••ГГЛУШИТЕЛЬ ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКААвтомобильные глушители, к ак известно, работают в очень тяжелых условиях. Они подвергаются воздействию высоких температур, коррозии, вибрации, часто повреждаются камнями, страдают от неровностей доррги. Практика показала, что глушители из нержавеющей стали не прогорают в течение долгого срока эксплуатации, но дороги в производстве. В свое время были испытаны наполнители из стекловаты, специальные покрытия, но они не дали ожидаемых результатов. После многолетних поисков одна шведская фирма разработала глушитель из стеклопластика. Сейчас начато его серийное производство. Эта конструкция лучше глушит шум выпуска (без значительных потерь мощности). значительно долговечнее, чем стальная, и существенно легче ее (1,6 кг против 4,5 кг), что обеспечивает всему узлу меньший момент инерции и снижает опасность поломок при неизбежных вибрациях. Специалисты надеются, что такие глушители хорошо зарекомендуют себя в эксплуатации и получат в ближайшем будущем широкое распространение.К аним видом транспорта пользуются французы , отправляясь на работу? На этот вопрос дают ответ сведения франц узскойстатистики : 24,6 процента едут на велосипеде, мопеде или мотоцикле, 23,8 процента — в личном автомобиле и 25,6 процента — на общественном транспорте. Остальные 26 процентов ходят на работу пешком .АНТИКРЫЛО НА «ПОРШЕ»щ1*\ Г2{\100000 КИЛОМЕТРОВ С «ВАНКЕЛЕМ»Японская фирма «Мазда», выпускающая легковые автомобили с роторными двигателями типа «Ванкель». провела по дорогам Европы большой испытательный пробег. Двухдверный седан «МаздаРИкс-2» прошел под наблюдением спортивных комиссаров Бельгийского автоклуба 100 000 километров. Маршрут этого пробега, длившегося 100 дней, включал дороги Голландии, Бельгии, ФРГ. Австрии. СФРЮ, Италии, Лихтенштейна, Швейцарии, Франции, Испании и Португалии. Автомобиль выдержал испытания, которые доказали высокую долговечность нового вида двигателя. Краткая характеристика модели «Маз|да-РИкс-2»: двухроторный двигатель I мощностью 100 л. с ; вес автомобиля — I 960 кг; скорость 185 км/час; разгон с меI ста до 80 км/час — 8,7 секунды. Выпускаемые в ФРГ легковые автомобили «Порше-911» в нынешнем году претерпели существенную модернизацию. Рабочий объем шестицилнндрового оппо" зитного двигателя с воздушным охлаждением увеличен с 2195 смЗ до 2341 смЗ. Система впрыска топлива теперь устанавливается на всех трех моделях («911Э», «911С» и «911Т»). Мощность двигателя (в зависимости от модели) составляет 157 — 210 л. с. Коробка передач начиная с 1972 года стала пятиступенчатой (прежде было четыре передачи). Автомобили «Порше-911» развивают скорость 206—220 км/час. Для улучшения управляемости машины на столь высоких скоростях потребовалось увеличить загрузку передних колес. С этой целью на основе практики гонок на самой быстроходной модели «911Э» под передним бампером установлено антнкрыло (его иногда также называют «спойлером»).Рис. 2. Бампер «Либерти»: 1 — поперечина рамы автомобиля; 2 — корпус; 3 — шпильки, работающие на срез; 4 — бампер; 5 — упругий резиновый эле* г мент; 6 — пористый стержень; 7 — под• вижный стакан; 8 — шток. вении на скорости до 16.5 км/час. Однако такой бампер практически не отбрасывает автомобиль от препятствия, чем порой усугубляется аварийная обстановка. Оценивая его конструкцию, надо иметь в виду и то, что устройство «Либерти» — одноразового действия.ч,>37