Ожившие знакиЧем больше автомобили заполняют улицы городовидороги , тем изобре ­ тательнее надо быть службеорганиза ­ ции движения . Д ля повышения дорож ­ ной безопасности и увеличения проп ускной способности магистралей мо ­ билизуются все возможности . Ищут оп ­ тимальные архитектурно-планировочные решения градостроители. Совершенствуется светофорная система сигнализации, взявшая на вооружениеэлектрон ­ но-вычислительную технику и телемеханику. Четкие чертежные линии раз ­ м етки на дорожномпокрытии стараются строго определить местои путь каж ­ дой машины. Весь этот арсенал технических средств организациидвижениянепрерывно эвол юционирует , чтобы идти в ногу своз ­ растающими требованиями времени. И только дорожныезнакис давних лет оставались по своей сути раз и навсегда застывшими символами. Со време ­ нем, правда, они стали более яркими, з аметными , к расивыми , увеличился объе м передаваемой ими информации , но если знак, н апример , запрещал пово ­ рот, то его перечеркнутая стрелка ив часы «пик» и вбезлюдьеглухой ночи требовала одногоитогоже . Не спасают поройи дополнительные табличк и : обстановка на улицах можетрезко меняться ив течение дня . Затор на главном направлении принуждает кобъездным маневрам, отдельные квар ­ талы надо переводить на режимодно ­ с тороннегодвижения , и вот уже автоинспектору приходится регулировать движениевручную или расставлять пе ­ реносные знаки . К ак заставить знаки и (указатели жить «самостоятельной» ж изнью , то есть реагировать на каждое заметное изменение обстановки, интенсивности движения? ..jHafl проезжей частью ЛенинскогоиКомсомольскогопроспектов столицы висят темные прямоугольники , напоминаю щиевминиатюре спортивные световые табло. Время от временив них вспыхивают лампочки , з ажигая на пря ­ м оугольникахцифры : «60», «70», «80». С такой скоростьюрекомендуютони следовать кочередномуперекрестку , чтоб ы , не •задерживаясь, проехать его при зеленом сигнале светофора. Эти указатели ритма «зеленой волны» п рименяют ­ ся сейчас во многих крупных городах страны. С каждой новой волной тран ­ с портного потока меняются ицифры на указателях, в ключаемые по программе централизованной системой управления. Так указатель приобрел принципиально новое качество, он ожил , стал управляем ым , г ибкоприспосабливающимсяк требованиям транспортной ситуации. Дистанционно управляемыми могут стать и все дорожные знаки. У же разработано несколько таких конструкций . В одной из них изображения знаков наносятся на специальный эластичный маНовый шаг к более гибкому и оперативному управлению движением Меняются его условия няется облик знаков ме-Такие знаки уже устанавливаютсятериал, свернутый врулоны на двух барабанах за прозрачнымэкраном . К аж ­ д ым из них управляет отдельный электродвигатель, разворачивая рулон до изображения знака или указателя, соотв етствующего данной ситуации. У каза ­ тель рекомендуемой скорости может быть устроен на базе обычного транс портного светофора сжелтыми линзам ии цифрами, обозначающими заданн уюскорость . На экранерядомскаж ­ д ой линзой — надпись «км/ч». Известны также двухпозиционные знаки, работающие на просвет. Н ормально поле знака остается белым , а при включении внутр еннего освещения на нем «проявляется» р исунок - с имвол или надпись указа ­ теля. У двухпозиционногокруглого зна«а другойконструкции имеется узкая радиальная прорезь , из которой для отм ены требований знака выдвигается за ­ к рывающая его шторка . На нее, кстати, м ожно наносить символ другого знака. В первом случае устройство будет иметь нулевое ирабочееположения , во втор ом — два рабочих. Диапазон применения управляемых дорожных знаков очень широк . Их мож ­ но, 'как ужеговорилось , использовать для изменения схем организациидвиже ­ ния в пределах одногоперекрестка или микрорайонав случае заторов, при пе ­ р еходе от двустороннегодвижениякодностороннему или наоборот. Они поз ­ воляют информировать водителей об изменениях рекомендуемойскорости на магистрали, оповещать оприближениик участку, на которомвдруг возникла опасность, извещать о наличии свободных мест на ближайших стоянках и т. п. Все это значительно расширяетвозмож ­ ности служборганизациидвижения . О собенно это важно , к огдапотоки транспорта резкоизменяютсяивразноевремянужны разные схемыорганизациидвижения . В соответствии со сложившей ­ ся обстановкой управляемые знаки и указатели .помогут обеспечить каждый раз нужную схему — р азрешение или отмену левых и правых поворотов , р аз ­ воротов, въездов или сквозногопроезда , введение на какое - т овремяодносторон ­ него движенияи т. д. Д ругойпример . На перекресткепери ­ о дически увеличивается интенсивность транспортного потока, п оворачивающего направо, а впрямом направлении — уменьшается. В этом случае управляемый указательный знак позволит добавить число рядов для поворота. При заторах на отдельных перегруж енных участках можно использовать уп ­ равляемые дорожные указатели для пре ­ д упрежденияи чтобы рекомендовать наиболее удобный маршрут объезда. Конечно, эти указатели должны устанавливаться на таком расстоянии от места затора, чтобы водители успевали отреагировать на создавшуюся ситуацию.На скоростныхдорогах , как известно, с амуюбольшую опасность представляет внезапное изменение ритма движения из-за аварий. М ногим водителям прихо ­ дится резкотормозитьименять направление; в этих случаях число участников происшествия нередко растет каквцеп ­ ной реакции . Включая расставленные вдоль магистрали управляемые дорож ­ ные знакии указатели, м ожнополностьюпредупредить такие ситуации. К онечно , д орогадолжна быть оборудована достаточным количеством средств оповеще ­ ния диспетчера, с ледящего за условиями движения: телевизионными передающими камерами , установленными вособо опасных местах, .прямой телефонной связью. Состояние знаков и средств оповещенияконтролируется на мнемо ­ схеме. Д испетчер , получив информациюоб опасности, в озникшей на каком - т о участке, включает группузнаков , д аю ­ щих возможность водителям, приближ ающимся iK месту происшествия , плавно снизить скорость до безопасной , п ри ­ т ормаживая только двигателем. П оказа ­ ния знаков в этом случае могут быть так ими : на четвертом от опасного места указателе — о граничениескоростидо 100 км/час, на третьем — до 80 «м/час, на втором — д о 60 «м/час и на последнем — « П рочие опасности». У правляемые знаки и указатели особенно удобно использовать в телеавтоматических системах регулирования движ ения транспорта, где собирается до ­ статочный объеминформациио его по ­ токах. В нашей стране ужепроектируют ­ ся такие системы : «Старт» для Москвы , «Магистраль» — для Баку, «Город» — для Алма - А тыидругие . Параллельно проводятсяэкспериментыс устройствам и , к оторые будут в них применены . Это относится икуправляемымдорожнымзнакам , о которыхмы рассказали. Они уже внедряются впрактикуорганизациидвиженияивближайшиегоды будут использоваться весьма широко . Раньше всех их увидят в действии, очевидно, м осквичи — п осле пуска первой очере ­ ди системы «Старт» в пределах Садово ­ го кольца. К онечно , осуществление этих проек ­ тов требует затраты значительных средств. Но, по оценке специалистов, она себя полностью оправдает благодаря снижению потерь от дорожно - т ранс ­ портных происшествий, п овышениюпро ­ пускной способности автомагистралей. Применение автоматических систем с дистанционно управляемыми знаками обеспечит гибкость регулирования , существенно расширит возможностиопе ­ ративного вмешательства в постоянно изменяющуюся обстановку движения . Е. ГРАНОВСКИЙ, кандидат технических наук, В. ЯКОВЕНКО, инженер20