Остались позади суета больших городов, н апряженныйритм автомобильн ых дорог. Вот и первый завтрак на чистом воздухе, среди яркой зелени. О так ом отдыхе мечтает каждыйавтомототурист . Но сколько порой трудностей подж идаетмоторизованныхпутешественников на путик заветной цели. Об этом рассказываетсявпубликуемых здесь письмах нашихчитателей .Вот уже два годамыявляемся владельцами автомобиля «Жигули». М и ­ нувшим летом решили всей семьей провести отпуск в автопутешествии. М аршрут выбрали интересный , по пя ­ ти союзнымреспубликам — Белор уссии , Л атвии , Литве, Э стониии РСФСР. Д лительныестоянкинамере ­ вались сделать в Паланге, Риге, о дин два дня побыть вМинске , В ильнюсе , Каунасе. В прекрасном настроении отправились в путь. Но первая жепопыт ­ ка устроиться на ночлег оказалась безуспешной. Ничего, думали мы, здесь не повезло , п овезетв Паланге: к ак - н икак там есть прекрасный кемпинг, предназначенный для авт омототуристов . Но и там нас ждалоразочарование . К емпинг действительно был прекрасный , но свободных мест внем не оказалось : д оступ открывался толькотем , к токупил путевки, выданные различнымиоргани ­ з ациями . Естественно, большинство отдыхающих не имелоникакого отношения к автомототуризму. Обидно, что все сооружения , предназначенные для обслуживания машин, сов ершенно не использовались. Такую же картину пришлось наблюдать в Риге и других городах. К онечно , м ыпонимаем , что наше путешествие проходиловсамоегоря ­ чее времякурортного сезона — в Отредакции . Письма, авторы которых сетуют на свою незавидную туристскую долю, редакция «За рулем» получает чуть ли не каждый день. Два из них мы публикуем на этой странице. В последние годы немало сделано для развития туризма, в том числе автомобильного, но самодеятельные авто- и мотопутешественники, как видим, в некоторых местах встречают еще немало ухабов на своеми юле . Н о чувство обиды от этого не уменьшалось : нам имногимдругим моторизованным путешественникам оказалисьнедоступными ни кемпин ­ г и , ни мотели , с ооруженные специально для автомототуристов . Вероятно, заселение кемпингов теми, кто имеет путевки , связано с хозрасчет ом . Но тем не менееавтомобилис ­ ты имотоциклисты не должны быть беднымиродственниками : их нужно оповещать, где икогдаони могут забронироватьсебе места по пути следования. Этим летом мы собираемся проехать по республикам Закавказья. О чень не хотелось бы нам возвра ­ щаться из отпускастакимиспорчен ­ н ымнастроением , к аквпрошлом ГОДУА. А БРАМОВМосковская область, Болшево Когдая надумал проехать на мо ­ т ороллере «Вятка» от Тамбова вГру ­ з ию , то многиеменяотговаривали — не тот, м ол , т ранспортвыбрал для столь далекого путешествия. После яубедилсяв верности этого предуп ­ р еждения . Только все бедыпроисхо ­ дили не по вине моегомотороллера ( о нвыдержал ) , т рудности были дру ­ гого рода. От Тамбова до Липецкапришлось ехать по пескамиколдобинам . Д ума пути. Растет в стране выпуск автомобилей и мотоциклов, а вместе с этим и число моторизованных туристов. Казалось бы, стремление провести отпуск на колесах, совершить увлекательное путешествие по родной стране должно встречать всемерную поддержку. К сожалению, так бывает далеко не всегда. Организации, призванные заботиться о туристах, видно, забывают, что автомобили и мотоциклы приобретаютсялось, что этим испытаниямскоропри ­ дет конец : к ак - н икакдорога областного значения. Но вот и главная трасса. И вместе с ней новые труд ­ ности. М естами латанная иперела ­ танная, с о « в здувшимся » асфальтом, она, кажется, давно не видела настоящегоремонта . Того игляди налетишь на развороченный кусок шоссе , д оску или кирпич . Честное слово , не верилось , что едешь по до ­ роге, ведущей к Черному морю . О собеннозапущенынекоторые участки шоссевВоронежскойи Рос товской областях, К ущевскомрайо ­ не Краснодарскогокрая . Теперь о знаках.- П одъезжаешь , нап ример , к Новочеркасску со сторо ­ ны Воронежа . На перекресткезнак : « Н еровнаядорога ! » Но ведь идо знака такая жедорога тянулась чуть ли не 30 километров . И вот еще что. Плохо, что в тех местах, где трасса проходитчерезгород , п оселок , очень редковстре ­ тишь указатель или схему, по кото ­ р ымможно сориентироваться, какой дорогой дальше ехать, где делать поворот , ч тобы выбраться на нуж ­ н ую тебе магистраль. Так былов Вор онеже , С тароминском на Кубани , в Орджоникидзе и других городах. М некажется , это упущение местных ГАИ и других организаций, призванных заботиться обезопасностидви ­ жения. Путешествовал явсамыежаркиедни лета. На Дону , на Кубани , в Гру ­ зии было полным-полно овощей, ф руктов , я год . Но вот что странно : ни воднойпридорожной столовой или буфете (если они не от рестора ­ на) не купишьовощного салата, в и ­ ш ен , а рбуза . Чуть ли не на всем пути от НовойУсмани , что подВоро ­ н ежем , до станицы Павловской на Кубани нигде не сыщешь воды. О быкновенной питьевой воды . П одо ­ р оге мало колодцев , почти нет ларьков ссоками , в кафеи столовых не всегда подадут вам чай или кофе . В лучшем случае все это заменяет пи ­ во... П ришлосьмне столкнуться ссо ­ вершенно непонятным явлением. Ни водномкемпинге или мотеле, ни впалаточномгородке не желалипри ­ знавать мотороллер , ставить его на платнуюстоянку . Хотел было выяснить, в чемдело , но в ответ услы ­ шал нечто невразумительное , в родетого , что, м ол , « р ыба — не мясо , а мотороллер — нэ машина...» И звини ­ те, все-таки машина. Н ебольшая , к о ­ нечно, но машина. Свбим друзьям-туристам мне хотелось бы пожелать более приятнойи счастливой дороги . Е. ГИНС Тамбовская область, пос. И нжавинов личное пользование, в частности и для активного отдыха. В письмах А. Абрамова и Е. Гинса затронуты лишь несколько вопросов, волнующих авто- и мототуристов. Редакция ждет от Центрального Совета по туризму и экскурсиям. Министерства торговли СССР, ГАИ МВД , дорожных органов ответа: как сделать, чтобы путешествующие на колесах возвращались домой с хорошим настроением.32