30
31
К итогам 47-х шестидневных соревнований ФИМ «Уважаемые спортивные друзья ! ...Приветствуем вас от имени органи ­ заторов этих самых значительных воб ­ ласти мотоциклетного спорта соревно ­ ваний. ...Дружба имир — ценные атрибуты спорта, возвышенная красота которых заключается в честном спортивномсо ­ стязании, в заимном познании и углублении контактов... Эти принципы являются основнымивОлимпийских играх и идейной программой спорта вообще . М ыисходим из того , что шестидневные со ­ ревнования представляют собой не тольк омотоциклетнуюОлимпиаду , но икомандный чемпионат мира . П оэтому мы срадостью готовились к встрече с вами, зная, что приедут лучшие из наилучших со всего света. Вследствие этого мыпри ­ готовили для вас трудные соревнования, но содинаковыми условиями для всех участвующих».Наш несколько запоздалый отчет об очередноймотоолимпиаде — 47-х ше ­ стидневных соревнованиях ФИМ , в кото ­ рых после двухлетнего перерыва стартовали советские спортсмены , — м ы не случайно начинаем со слов официального приветствия к участникам. В немкак нельзя лучшевыражена суть шестидневки — «этих самых значительных в области мотоциклетного спорта соревнований». П роходившаяводном из красивей ­ ших мест Чехословакии — К рконошских горах — 47-я мотоолимпиада стала тому лучшей иллюстрацией. Она оказалась сам ойяркой и, б есспорно , самой авторитетной, ибо подняла весь мотоспорт на более высокую ступень, завоевав но ­ вые позициив сердцах любителей спор ­ та во всем мире . Одна лишь деталь: почти 200 корреспондентов газет ижур ­ налов, р адио , телевидения измногих стран Европы иСША освещали ход ше ­ стидневной борьбы — т акого не знала еще ни одна мотоспортивная встреча. . За двапропущенных нами года многоводыутекло , м ногое изменилось, д аже казавшиеся непоколебимыми каноны шестидневки . Ныне главный приз — «Всемирный трофей» о спаривают национальные команды на мотоциклахлюбо ­ го, а не только отечественного производства. Трассы дополнительных испытаний — к росса , у скоренияипроверкишумности двигателя — стали постоян ­ н ыми на все днигонки , да иосновные дорожные соревнования приобрели большую стабильность: к аждыйдневной этап в 300—330 километров включает два кругаводном направлении, что ра ­ н ее считалось недопустимым . И все же характер шестидневки остался незыблем ым : 2000-километровая, многочасовая гонка на грани человеческих возможно ­ стей, по дорогам , п ередкоторымиобыч ­ н ыймотокросс выглядит прогулкой . Д а , и менно такой была мотоолимпиа ­да вШпиндлерувом Млине. Не всем же ­ л ающим удалось попытать здесь спор ­ тивного счастья. Национальные федера ­ ции 18 стран прислали намного больше заявок, ч ем это допускал регламент, и без того рассчитанный на невиданное дляшестидневки количество команди участников. Не будем злоупотреблять красноречием рекордных цифр, назовем только несколько : 379 стартовавших, 13 команд , о спаривающих «Всемирный тро ­ фей» ( А нглия , ГДР, Голландия, Испания, Италия, ПНР, СССР, С ША , Ф инляндия , ФРГ, ЧССР, Ш вейцария , Ш веция ) , и 26 — « С еребряную вазу». Наша делегация была немногочислен ­ на: шесть человек — к оманда «Трофей» и четыре — к оманда «Ваза». Не скроем , нас очень волновал вопрос , с могут ли почти полностьюобновленные советские дружины, б ез опыта международных встреч, б езсолидной соревновательной подготовки дома, достойно бороться с «лучшими из наилучших со всего света». За два года не только изменились усло ­ вия, прибавилось конкурентов — в ырос ' их класс. Забегая вперед , с кажем , что советские мотоциклисты заслужили сам ые теплые слова, о ни показали истинн ую силу духа, у мениеи находчивость, с пособностьцеликом отдать себя борь ­ бе. Начало для нас было не из приятных. На тренировке упал и сломал рукуЮ . Б огодаров . Пришлось производитьпе ­ рестановки. Место в национальной командедоверили ветерану, з аслужен ­ н ому мастеру спорта В. Пылаеву, п ри ­ ехавшему вШпиндлерувМлинв новой для себя роли тренера, а вкоманду «Ваза» переместили Я. Реймана. В итоге составы выглядели так : «Трофей» — A. Берзиньш и Е. К оролев (250 см3 ) , B. Пылаев и Э. Рамонас (350 см 3 ), А . К ля ­ виньш и Г. Ш улик (500 см ' ) ; «Ваза» — Н. Кобелев и Г. Т юрин (250 см ' ) , . Ц . Г ио ев и Я. Рейман (350 см3 ) . Впервые всефВот они наши мотоолимпнйцы. Вверху — члены команды «Трофей», завоевавшие золотые медали (слева направо): студент из Рязани Г. Шулик, инструктор автомотоклуба из Паневежиса Э. Рамонас. мастер завода из Днепропетровска Е. Королев. водитель автокрана из Риги А. Клявиньш, инструктор автомотоклуба из Риги А. Берзиньш, военнослужащий В. Пылаев. Внизу члены команды «Серебряная ваза»: тренер-инструктор минчанин Н. Кобелев. военнослужащий Г. Тюрнн (серебряные медали), студент из Орджоникидзе Ц. Гиоев (золотая медаль), начальник колхозного гаража из Вентспилса Я. Рейман (серебряная медаль). Ф ото К. Беранека* наши спортсмены выступали в шестидневке на чехословацких мотоциклах «Ява». Под аккомпанемент непрерывного дождя, размывшего и без того труднопроезжие горные дороги и тропы, тронулись гонщики в путь. В первые же два дня многих недосчитались на финише, и среди них «трофейников» из команд Голландии, Испании, Польши, Финляндии, Швейцарии, Швеции, Большую неудачу потерпела на втором этапе команда ФРГ — лидер первого дня соревнований. Экс-чемпион Европы Бринкман не заметил указателя, заблудился и получил четыре штрафных очка. А это, как оказалось, вычеркнуло команду из числа претендентов .на главный приз. С каждым днем таяли ряды мотоциклистов. Одни не выдерживали физического напряжения, других выводили из строя травмы, а третьих подводили машины. Но среди тех, кто оставлял трассу, не было советских гонщиков. Наши ребята дружно продвигались к финишу, а национальная команда с первого и до последнего дня находилась среди лидеров, не имевших штрафных баллов. Без преувеличения, это было одной из самых больших неожиданностей мо ­ тоолимпиады. Иностранные специалисты, чехословацкая пресса были единодушны в мнении: советские мотоциклисты на трассе основных соревнований не уступают фаворитам — гонщикам ЧССР, ГДР, ФРГ, а в физической подготовке превосходят их. Отмечалось, что русские обладают необходимым для мотомногоборца мышлением, что их .не в состоянии поколебать никакие превратности на длинной дистанции. Ох уж эти превратности. Сколько их было в пути! Не забыть тех минут, когда мы ждали на финише четвертого дня Королева — три раза в этот день пришлось ему менять покрышку. Или тот критический момент, когда на очередной пункт контроля времени не прибыл В. Пылаев, и стало известно, что он упал и вынужден был устранять неисправность в мотоцикле. Часы-автоматы отсчитывали последнюю льготную минуту (по условиям каждый гонщик в течение дня при опоздании имеет право на три таких минуты), когда, пригнувшись «пошоссейному» к рулю, примчался наш ветеран. Он отметил карту ровно за секунду до истечения контрольного времени. А каких переживаний стоил нам последний день, который вроде бы не предвещал никаких неприятностей. Надо же случиться, что на последнем отрезке сразу на двух мотоциклах — А. Берзиньша и А. Клявиньша сломались передние щитки. И это в сплошную грязь и проливной дождь. Оба с честью вышли из положения. А вот американские гонщики в схожей ситуации дрогнули и уступили нам четвертое место. Да, в сказанной кем-то шутке, что в шестидневке важно не столько участвовать, сколько пережить ее, есть доля истины. И вот финиш. Финиш нашей национальной команды без единого штрафного очка. Такого еще не было. Но сегодня это не обеспечило нам места в призовой тройке. Опережавшие нас в дополнительных соревнованиях команды ЧССР, ГДР и Италии заняли пьедестал почета, и «Всемирный трофей» в третий раз подряд достался отлично подготовленным чехословацким многодневщикам. Мы замкнули «большую четверку». Второй командный приз — «Серебряную вазу» также завоевали гонщики ЧССР, а наш квартет оказался на седьмом месте из двадцати шести. Личные успехи советских гонщиков отмечены семью золотыми и тремя серебряными медалями (напомним, что по условиям мотоолимпиад каждый закончивший дистанцию «на нулях» награждается медалью золотого достоинства, остальные финишировавшие, в зависимости от количества штрафных очков, — серебряной или бронзовой). Так как все-таки расценить выступление наших многодневщиков? Как успех или неудачу? На этот счет существуют разные мнения. В самом деле. С одной стороны — после двухлетнего перерыва финишировать среди лидеров, оставить позади команды ФРГ, Англии, Швеции, С ШАи иные. А с другой — оказаться за чертой призеров. С одной стороны продемонстрировать силу духа в сложнейших ситуациях, идти вперед, невзирая на боль, усталость, поломки. С другой — проиграть соперникам в дополнительных соревнованиях (кроссах, ускорениях, шоссейно-кольцевой гонке) уйму очков. все познается в сравнении. Начиная с 1956 года — нашего дебюта на мотоолимпиаде, мы все время были на вторых ролях и ни разу по-серьезному не претендовали на главные призы. Третье место в Эрфурте в 1963 году, на которое кое-кто любит ссылаться, при отсутствии ряда ведущих команд свидетельствовало скорее о малой конкуренции, чем о наших силах. И, согласитесь, куда весомее выглядит финиш в мотролимпиаде-72, проходившей в условиях такого соперничества, какого не знали эти соревнования за свою почти полувековую жизнь. Спорт есть спорт. И если команда сделала все возможное идаже невозможное, но уступила более сильному сопернику, то это никак не отнесешь к разряду неудач. Мы убеждены, что выступление в Шпиндлерувом Млине было самым успешным за все годы. И коли так, мы непременно должны назвать тех, кто содействовал этому успеху, — конструкторов, инженеров, рабочих завода «Ява», подготовивших для нас хорошие мотоциклы и оказывавших нам сердечное внимание и заботу. Д аи вообще на протяжении всего пребывания в ЧССР наши мотоциклисты ощущали самое дружеское, самое теплое отношение со стороны организаторов соревнований, многочисленных зрителей, спортсменов. Отдавая должное советским гонщикам, мы должны честно сказать: четвертое место было пределом возможностей команды, если учесть наше непоследовательное отношение к многодневке, которая в силу ряда причин всегда оставалась у нас соревнованием второго сорта, а в последнее время и совсем пошла на убыль. Достаточно посмотреть, как уныло проходит первенство страны, где разыгрываются золотые, серебряные и бронзовые медали чемпионов в каждом классе. Мы не будем здесь касаться всех бед нашего мотомногоборья. Назовем одну, получившую даже теоретическое обоснование: шестидневка, мол, заводской вид спорта, и пусть о нем заботится промышленность. Но это было верно только по отношению к мотоолимпиадам,да и то до поры до времени. Сейчас «фирменный характер» соревнований отошел на второй план, а на первый выдвинулся спортивный — состязание в мастерстве, смелости, мужестве, знании техники. Мы не беремся здесь решать вопрос о судьбах шестидневки у нас в стране. Это дело организаций, отвечающих за развитие спорта, — Федерации, Центрального автомотоклуба и других. Попробуем только сделать небольшой экскурс. Ф ИМ , объединяющая в своих рядах свыше 40 национальных федераций мотоспорта, неуклонно проводит линию на повышение роли шестидневки. Вспомним кое-что. В свое время «Международный трофей» был переименован во «Всемирный», а соревнования возведены в ранг командного чемпионата мира. Прямое отношение к этому имело введение пятиэтэпного первенства Европы по схож ей программе. Наконец, отмена правила «борьбы за трофей только на отечественных мотоциклах» означала новый этап в мотоолимпиадах. . Если судить по высказываниям авторитетов и выступлениям прессы, «реорганизация» шестидневки на этом не закончится, и ее спортивное значение будет все возрастать. И как бы нам не упустить из поля зрения эту эволюцию и не оказаться в роли догоняющих тогда, когда шестидневка в полном смысле станет олимпиадой мотоциклистов. И все же , думается, главное даже не в престиже, хотя и его не сбросишь со счетов, если думать об огромном авторитете советского спорта, о великолепных победах советских олимпийцев. Многодневка — это синтез мотоспорта. Она переплавила все лучшее От классических соревнований в труднейшее испытание духа, силы, техники. Многодневка — это скорость и расчет, мужество и атлетизм, это большой технический экзамен. Так вправе ли мы лишать ее внимания, снимать с вооружения как средство подготовки молодежи, увлекающейся техническим спортом, к труду и обороне? У нас огромные возможности, неисчерпаемые резервы, надо только всем этим по-хозяйски распорядиться. И если задаться такой целью, то придется совершенно на новой основе организовывать эти соревнования (в частности, избавить их от громоздкости), определить города, где можно готовить высококвалифицированных многодневщиков (по аналогии со спидвеем, мотоболом, ледяными гонками), применять иные принципы отбора в сборную, расширить международный календарь. Поистине трудные и сложные задачи предстоит решать. Но они нам по плечу. Через три года — 50-я, юбилейная мотоолимпиада. И курс на нее надо брать сегодня. М . ТИЛЕВИЧ, спецкор «За рулем» Шпиндлерув Млин — Москва Результаты соревнований «Всемирный трофей»: 1. ЧССР (О штрафных очков. 360,4 — классификационных); 2. ГДР (0 — 1152,5): 3. Италия (О — 1869.7); 4. СССР (0 — 3030.0): 5. ФРГ (4 — 138,8): 6. США (47 — 2065,5): 7. Англия (423 — 3226,6). «Серебряная ваза»: 1. ЧССР-«А» (0 — 613.9): 2. ЧССР-«Б» (0 — 715): 3. ГДР-«Б» (0 — 1185.5); 4. Швеция-«Б> (3 — 947.1); 5. ФРГ-«А» (5 — 1922,6): 6. Италия-<Б» (10 — 1437.2): 7. СССР (20 — 2774.9). Стартовало 379. сошло 159, со штрафными очками — 88.31