Qкаждого мотоцикла свои характер: послушный или строптивый, добрый или злой, резвый или медлительный. «Планету-3» с полным основанием я назвал бы трудолюбивой и безотказной. Такая формулировка родилась не сразу. Чтобы укрепиться в мнении, понадобилось просидеть в седле 27 дней и проехать за это время 9218 километров. Об этих километрах ио том, как вел себя мотоцикл, я и хочу рассказать. В начале лета 1972 года Ижевский завод любезно предложил корреспонденту журнала войти в состав команды клуба «Планета», отправляющейся наву. Только новое «сердце» гораздо мощнее — 18 л. с. при 4800—5200 об/мин. Мощность повышена изменением продувки, улучшением наполнения, увеличением степени сжатия до 7,5—8,0. Несмотря на столь сильное «поджатие», мотор хорошо работает на бензине А-72 и А-76, не проявляя ни малейшей склонности к детонации. Этому способствует удачно выбранная форма камеры сгорания. При осмотре сразу бросается в глаза, что на этой «Планете» стоит тот же пусковой рычаг, что и на «Юпитере». Перекочевала сюда с двухцилиндрового мотора и двуплечая педаль переключения передач. На этомТРЕТЬЯ «ПЛАНЕТА»международное ралли ФИМ. Редакция с благодарностью приняла это предложение, и к условленному времени я вылетел в Ижевск. И вот новенькая, сияющая оранжево-белая машина в моем распоряжении. Она очень похожа на «Юпитер-3», к которому я успел привыкнуть. Тот же удобный строгий бензобак, те же указатели поворота, тот же высокий «полуспортивный» руль. Колеса с литыми ступицами обуты в знакомые, уже хорошо зарекомендовавшие себя шины 3,50—18. На раме (она сейчас совершенно одинакова у «Юпитера» и «Планеты») установлен двигатель, продолжающий линию одноцилиндровых моторов, которые обеспечили ИЖам добрую слаунификация не кончается. Увеличение мощности двигателя позволило, не снижая динамических качеств мотоцикла, использовать на «Планете-3» все шестерни коробки передач «Юпитера» (как известно, у всех моделей «юпитеров» они одинаковы). Это нужно помнить тем, кому придется сталкиваться с ремонтом. Два дня ушло на «приглядывание» к машине. Первые 400 километров показали, что мотоцикл вполне «в форме» (пришлось только подтянуть цепь) и готов к дальней дороге. Утром на третий день команда стартовала на Москву. Среди мотоциклистов, особенно начинающих, распространено мнение, что обкатывать .машину следует только в мость расширить энергетический баланс автомобильного транспорта, обеспечив использование электроэнергии. В связи с поисковыми работами большой интерес вызывает постройка рекордно-гоночных машин с электродвигателями, работающими от аккумуляторных батарей. Весной 1972 года рекордно-гоночный электромобиль ХАДИ-11Э в экспериментальных заездах показал хорошие динамические качества. С места он прошел 0,5 км со средней скоростью 60.7 км/час (в двух направлениях), а 1 км с места — со скоростью 94.66 км/час. Таким образом, первый отечественный электромопрохладную погоду, на хорошей дороге, без нагрузки. Но первый же участок дороги Ижевск—Казань заставил нас как будто нарочно делать все наперекор традиционным условиям. Жара стояла для этих мест редкостная: около 30 градусов в тени. Дорога, еще весной разбитая колесами грузовиков, теперь застыла потрескавшимися буграми глины, которая под солнцем приобрела прочность кирпича. Двигаться приходилось на всех передачах, кроме четвертой. Тем не менее и двигатель и ходовая часть вели себя безупречно. После этого трудного 400-километрового дневного перехода обнаружилось, что снова нужно чуть-чуть подтянуть цепь и спицы. Видимо, сталкиваются с этим и наши читатели, имеющие ижевские мотоциклы. Два совета им. Натяжение цепи лучше проверять по нижней ветви, установив мотоцикл на центральную подставку. Вертикальное перемещение должно быть 20—25 мм. Подтягивайте спицы осторожно и равномерно по всей окружности обода. Иначе может появиться «овал» или «восьмерка», колесо станет «бить». Первую подтяжку спиц можно делать прямо на мотоцикле. В дальнейшем лучше колесо снять, шину демонтировать и после подтягивания спиц проверить, не выступают ли их концы из гаек. При необходимости их надо подпилить полукруглым напильником. Чуть забегая вперед, скажу, что мне пришлось заниматься спицами еще дважды: после пробега в 1200 и 3500 километров. Кстати, об упомянутой центральной подставке. Ею приходится пользоваться, чтобы подтянуть цепь, проверить спицы или подшипники. Однако поднять мотоцикл на подставку не просто. Нужны определенные навыки и порядочная физическая сила. О первой жесткой проверке мотоцикла на участке Ижевск—Казань уже упоминалось. Вскоре была предпринята вторая. По ряду обстоятельств мне пришлось на сутки задержаться в Москве. Мы условились, что я догоню команду на трассе. 15 июня в 5.15 утра я выехал из Москвы и уже в 11.15 увидел колонну на 452-м километре Минского шоссе. Все эти шесть часов стрелка спидометра колебалась между отметками 95—100. Только один раз я останавливался на 10 минут для заправки. Двигатель не перегрелся, калильного зажигания не было. Объясняется это, конечно, оптимальным расположением и размерами ребер охлаждения на цилиндре. Этот рывок показал, что двигатель легко и безболезненно переносит многочасовую работу на режимах, близких к предельным. Позже, на скоростных дорогах Венгрии и Югославии ежедневно и по много раз в день я испольбиль по скоростным показателям приблизился к малолитражным автомобилям с двигателями внутреннего сгорания. С целью стимулировать дальнейшие работы по развитию конструкции электромобилей ФАС СССР ввела для них новую классификацию и утвердила временные исходные нормативы (на 1973—1974 гг.) для установления рекордов в каждом классе. Принятая классификация предусматривает деление электромобилен на два класса в зависимости от их собственного веса, включая, конечно, и вес аккумуляторных батарей: до 1000 кг и свыше 1000 кг.БУДУЩИЕ РЕКОРДЫ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙВ перспективе развития автомобильной техники все большая роль отводится электромобилям. Этого требует защита окружающей среды от загрязнения выхлопными газами, а также необходи12