Кадры из фильма.«ГОПо пыльному проселку вдоль поля мчится «Москвич-412». На глаз скорость сто—сто десять. Пыль тонкими струйками обтекает кузов, вдоль которого тянется надпись «Автоэкспорт». На двери бортовой номер — 17. Колеса упруго и дробно считают выбоины и ямки проселка. Самолетный рев полых глушителей. Через забрызганные грязью стекла видны силуэты двух гонщиков в шлемах... Десять секунд, двадцать, сорок, минуту мы смотрим на этот летящий автомобиль. Он заполняет собой все полотно широкоформатного экрана... Когда картина «Гонщики» еще только монтировалась на «Ленфильме» и я показывал эпизод «сг^цучасток ралли» товарищам по работе, некоторые из них недоумевали — зачем такой длинный кадр? — Это скучно, — говорили они, — длинно и скучно, ничего не происходит. Сколько можно смотреть на едущий автомобиль! Может быть, я и внял бы их настойчивым советам, сократил, подрезал бы этот кадр — режиссер вынужден считаться с мнением зрителей — если бы... Если бы, во-первых, этот кадр меня не волновал как мальчишку, завороженного одним видом машины, а вовторых, если бы я не знал, как участники нашей съемочной группы — шоферы, гонщики, автослесари приходили по нескольку раз в монтажную и просили показать эпизод «спецучасток», а потом досадовали: почему так коротко? — Коротко! — говорили они. И мне тоже казалось, что коротко. В чем дело? Почему такая разная реакция? Потому что для одних автомобиль — это лишь средство передвижения, а для других — целый мир, наполненный поэзией, страстью, драматизмом. Как балет. Или волнует или раздражает. Мы делали картину для определенного зрителя — того, который встаетн щик и»в пять утра, чтобы выйти на шоссе и помахать рукой проносящимся мимо участникам ралли, который ходит на мототреки и ипподромы, который испытывает трепет и волнение, лишь только заслышит где-либо треск и выстрелы «поджатого», форсированного двигателя, который читает, наконец, журнал «За рулем». «Гонщики» — первый советский фильм об автомобильном спорте. Он рассказывает о ярком и необычном мире ралли. В реальной ясизни ралли трудно наблюдать — трассу в несколько тысяч километров невозможно охватить глазом. Еще труднее «болеть» в этом виде спорта — лишь на финише, да и то не сразу определяются победители. Победа выковывается по крупицам, по очкам. Только в кино есть возможность увидеть и охватить этот мир. Так определилась главная задача, которой посвятила себя съемочная группа. Мы хотели воспеть этот мир, широкой панорамой развернуть его перед зрителем. Иногда в ущерб драматизму, минуя подробности человеческих отношений, мы стремились передать поэзию автомобилизма. Автомобиль — это еще и дорога. Москва, Подмосковье, Армения, Грузия, Черноморское побережье, Таллин, Нарва, Финляндия, Ленинград — вот наш маршрут, проделанный прошлым летом. По 30—40 тысяч километров «намотали» за это время автомобили съемочной группы. Сценаристы Ю. Клеманов, И. Ольшанский и Н. Руднева в центр внимания фильма поставили проблему экипажа. Несколько суток без сна и отдыха мчатся по трассе два человека — водитель и штурман. Что происходит между ними? Чем они живут? О чем думают? В жизни это узнать невозможно. В кино это стало историей двух характеров, двух отношений к жизни. Два прекрасных актера — Евгений Леонов и Олег Янковский, увлекшись автоспортом и полюбив этот шумный и яркий мир, наполнили сценарный конфликт обаянием своих личностей. Мы знаем, что советские гонщики в принципе отличаются от гонщиков-гастролеров, которых нанимают зарубежные фирмы. Наши спортсмены — это рабочие автозаводов, для которых автомобиль не просто скоростной аппарат для проверки и показа своей храбрости и мастерства; для них машина — родной механизм, он сделан своими руками. Не в этом ли главная причина наших успехов в крупнейших ралли-марафонах прошлых лет? Рассмотрением таких характеров мы и занимались в нашей картине. Нам никогда не удалось бы снять этот трудный с технической точки зрения фильм (принципиально отказавшись от кинотрюков и комбинированных кадров), если бы не помощь ЦК ДОСААФ СССР, Центрального автомотоклуба, Автозавода имени Ленинского комсомола, Ижевского автозавода, объединения «Автоэкспорт», если бы не помощь прекрасных людей — советских гонщиков — и советом и, главное, делом. В съемках фильма активно участвовали известные мастера ралли Владимир Бубнов, Эдуард Сингуринди, Иосиф Гальперин, Анатолий Печенкнн, Гуннар Хольм, Виктор Щавелев, Вадим Егоров и их товарищи. Чемпион СССР по шоссейно-кольцевым гонкам ленинградец Юрпй Ивин не только выполнил несколько сложных трюков в картине, но и сыграл одну из основных ролей. А главные консультанты заслуженные тренеры СССР Александр Ипатенко и Роман Чертов были просто своими людьми на съемочной площадке. Советский автоспорт вышел на широкие международные трассы. Думаю, что киноискусство еще не раз обратится к этой прекрасной теме и этим славным людям. Мы лишь начали рассказ.... Игорь МАСЛЕННИКОВ, кинорежиссер32