Ш и СТО ЗАГВОЗДОКНаконец-то пешеходов стали любить. Сошлемся хотя бы на облицованные керамической плиткой и залитые неоновым светом подземные переходы. Это прямо-таки «станции пешеобслуживания». Здесь энергичный дядя с мегафоном проникающим в душу басом предложит вам лотерейный билет или детектив самой свежей выпечки, билеты в театр или фиалки для любимой... Но стоит избалованному вниманием пешеходу влезть в шкуру автолюбителя, как от него тотчас буквально все отвернутся. Кроме преданного ему инспектора ГАИ... Таксе отношение к автолюбителю предстало передо мной в Горьковской области. Назойливо лез в глаза удручающий анахронизм. В то время, когда техника шагнула далеко вперед, легковые автомобили получили ультрасовременные формы и поэтические названия, их владельцы в основном пребывают все в том же положении, что и на заре автомобилизации. И это положение горизонтальное... Да, современные рыцари баранки проводят досуг, лежа под своими «москвичами» и «запорожцами». Знакомые узнают их по торчащим из-под машины ногам. И в такое весьма неудобное положение их ставит или, вернее сказать, кладет отсутствие мало-мальского технического сервиса. А сердцу автомобилиста так хочется ласковой встречи с квалифицированными механиками и хорошей большой любви со стороны службы технического обслуживания. Почему человек, купивший автомобиль, очень скоро начинает чувствовать себя позабытым, позаброшенным? Ведь элементарная логика приводит к выводу, что чем больше выпускается автомобилей, тем больше должно строиться предприятий для ремонта, ухода за ними. На развитие автосервиса в нынешней пятилетке выделены многие сотни миллионов рублей. Скажем, в Горьковской области не подозревающие о дисгармонии обладатели «жигулей», «москвичей», «запорожцев», не говоря о владельцах «волг», ждут, когда гостеприимно распахнут двери семь новых станций технического обслуживания на 104 машино-места. А двери никак не распахиваются. Их еще попросту нет. В минувшем году Горьковский облисполком подвел итоги выполнения плана строительства станций технического обслуживания автомобилей (СТО). Получилось, что «освоение средств на указанных объектах составило всего лишь десять процентов, а к строительству СТО в городе Арзамасе вообще не приступали». А ведь Арзамасская станция должна была принять первые заказы от клиентов еще в 1971 году. Однако этого знаменательного события не произошло, зато объединенный хор транспортников и строителей выучил песню «Некому березу заломати». Эта задушевная песня приобрела актуальность в результате споров заказчика (городского автотранспортного предприятия) и подрядчика (строительно-монтажного треста № 14) о том, кому вырубать березнячок на отведенном под строительство участке. Рядились, рядились целых полгода, а затем заказчик не выдержал, схватился за топор и... за один день очистил участок. Деревьев и пней не стало, но строители все равно работали через пень колоду. Ссылались то на отсутствие цемента, то на обилие «горящих» объектов. А перед новым годом вообще куда-то скрылись, наверное, спешили подготовиться к его встрече. И хотя наступивший год является для арзамасской станции техобслуживания опять пусковым, будет ли он таковым в действительности, бабушка надвое сказала... Есть в городе Горьком ничем не примечательный с виду клочок земли. Там несколько лет назад весенней порой расцветал вишневый сад. Но вот пришли мужички. Вырубили вишневые деревья и на их месте зарыли клад, который специалисты оценивают в пятьдесят тысяч целковых. Сделав свое дело, мужички ушли навсегда... Это незаконченная история незавершенного строительства горьковской СТО. Что же произошло? Оказывается, рядом должна возводиться больница, а соседство лечебного учреждения и станции технического обслуживания автомобилей, конечно, недопустимо. Вот горисполком в прошлом году решением № 79 и отменил свое решение № 404, принятое четыре года назад. А фундамент стоимостью в пятьдесят тысяч рубликов был признан «бросовой работой»... Выделили новый участок. Но не успели строители заложить на нем фундамент, как горисполком решением № 239 «ввиду сложности освоения земельного участка по улице Ларина...» решение № 79 отменил и опять отвел новый участок... Получается как в песенке: «нынчз здесь, завтра — там». А на деле — нигде. Потому что к прописке станции техобслуживания отнеслись как-то легковесно, не выкроив времени для обстоятельных размышлений. За пределами внимания осталось весьма важное соображение о том, что местонахождение СТО должно определяться не только наличием подвернувшегося под руку участка земли, а и удобством для местных и приезжих автомобилистов. Сколько еще фундаментальных кладов может быть похоронено здесь при такой легкости в планировании? Зато станция технического обслуживания в городе Чкаловске была открыта точно в намеченный срок. Правда, это событие происходило не в очень торжественной обстановке. Не было духового оркестра и традиционной красной ленточки. Как-то неудобно было бить в литавры, поскольку чкаловская СТО вошла в строй действующих лишь на бланке отчета. А прибывшая из «Росавтотехобслуживания» комиссия составила длиннющий список «недостающего оборудования и материалов», попутно установив, что «часть ранее выделенного оборудования передана на другие объекты»... Точно так же в намеченный срок, но лишь на бумаге была введена в строй Дзержинская станция технического обслуживания. И чтобы она заработала не понарошку, а взаправду, дирекции требуется устранить недоделки и добыть недостающее оборудование. Однако мы будем жестоко несправедливы к другим, ограничившись обнародованием опыта горьковских товарищей. Они, к сожалению, не одиноки. С таким же пренебрежением к нуждам автолюбителей относятся в Саратовской, Кировской, Липецкой, Томской областях, а также в благодатнейшем Краснодарском крае. И здесь для станций техобслуживания постоянно не хватает материалов и техники, и здесь планировщики отводят им самые заброшенные углы, а строители кочевряжатся, как барышни. В чем же выход из положения? Хотелось было закончить фельетон размышлениями о важном значении нового дела — автосервиса для успеха автомобилизации. Но ведь эта истина и так хорошо известна тем, от кого зависят судьбы строительства предприятий автотехобслуживания на местах. Об этом твердо и ясно говорят правительственные решения, j Значит, нужно их выполнять, покончив с застарелым пренебрежением к мелочам быта. У многих это хорошо получается. Есть все возможности сдвинуть дело с точки замерзания ив Горьковской, а также в других упомянутых здесь областях. В. КАНАЕВМосква — Г орький — Арзамас — Москва Рисунок К. НевлераФельетон