В организаторской, пропагандистской и агитационной работе комитетов, клубов ДОСААФ и спортивных федераций большое место должна занять широкая популяризация военно-технических видов спорта. Из постановления III пленума ЦК ДОСААФ СССР Как часто на подходе к стадиону или трассе, заслышав из динамиков первые, приветственные слова радиокомментатора, мы невольно ускоряем свой шаг. Словно вот эта минута промедления лишит нас момента очень важного и волнующего, без которого впечатление от спортивной встречи будет неполным. И не беда, что еще молчат моторы машин, — соревнование уже началось, хотя это пока только рассказ о нем. Как предисловие к интересной книге. Вам сообщают сведения о спортсменах, их достижениях, о технике, представленной в гонках. Словом, о том, чего могут не знать зрители. На несколько часов радиокомментатор становится для них самым близким и авторитетным лицом в этих соревнованиях. Потому что он помогает больше видеть, лучше распознавать скрытые порой нюансы спортивной борьбы. Пусть не обижаются на это вступление те любители спорта, которые, покидая стадион, трассу, не испытывали чувства благодарности и симпатии к радиокомментатору. Одно из двух — либо репортажа вовсе не было, либо оя велся настолько примитивно и скучно, что ничего не дал нового зрителям. К сожалению, оба варианта не так уж редки на наших соревнованиях. Приходится признать, что с развитием автомобильных и мотоциклетных видов спорта, расширением их географии все острее стоит проблема привлечения хороших, квалифицированных радиокомментаторов. Более того, даже тех из них (ленинградцы Л. Сандлер, Ю. Подвальный, москвичи Л . Шугуров, В. Карнеев и другие), кто своими добротными репортажами многое сделал для популяризации моторных соревнований, сейчас редко увидишь у микрофона. В футболе и хоккее проще — здесь все события как на ладони. Иное дело кросс, кольцевые гонки. Пока нет такой трассы, которая с любого места просматривалась бы полностью. Вез помощи радиокомментатора зритель увидит только фрагменты спортивной борьбы, не станет участником всего увлекательного спектакля. И, значит, уйдет с соревнования обделенным, не получив общего впечатления. Мы уже не говорим о «болелыцицком образовании». Между тем зрители не последние действующие лица на спортивной арене. Ведь не ради одних только гонщиков проводится то или иное состязание. Потому что спорт — отличное средство воспитания всех, кто так или 4|иначе соприкасается с ним. Именно эта его сторона особенно подчеркивалась на Ш пленуме ЦК ДОСААФ СССР. Любое соревнование — будь то кросс или мотобол, гаревые или кольцевые гонки — должно быть действенной, наглядной пропагандой технических знаний среди нашей молодежи и деятельности оборонного Общества.«ВНИМАНИЕ! МИКРОФОН ВКЛЮЧЕН!»>В этом смысле спорт представляет огромные возможности. Нередко автомобильные и мотоциклетные гонки собирают многие десятки тысяч зрителей. Вот здесь и нужен квалифицированный радиокомментатор, который сумел бы приблизить к прекрасному миру спорта эту аудиторию. Так оно и бывает во многих случаях. Хорошо поставлена информация на спортивных трассах Кишинева, Риги, Таллина, Минска и других городов. Но есть и иные примеры. Их истоки всегда одни и те же. Определено место соревнований, Незамедлительно назначаются главный судья и секретарь. Организаторы с головой уходят в решение десятков больших и малых дел, связанных с подготовкой состязания. Кажется, все продумано. А вот о радиокомментаторе вспоминают в лучшем случае накануне старта. Тут же следует предложение какому-нибудь тренеру или представителю команды, который по мнению организаторов более или менее красноречивее других. Без подготовки, экспромтом начинается радиорепортаж. И как правило, он полон косноязычия, неверных формулировок, а то и просто ошибочных, даже вредных утверждений. Это ведь только кажется, что очень легко говорить перед микрофоном. А как трудно на самом деле. Особенно на виду у многих тысяч зрителей, которые тут же реагируют на каждую неправильную фразу, каждую ошибку. И при всем при этом нужно еще успевать вести счет кругов, делать пометки, ничего не пропускать из того, что может оказаться интересным и познавательно ценным для любителей спорта. Вот эта низкая требовательность некоторых организаторов соревнований к выбору радиокомментаторов, к контролю за их подготовкой зачастую перечеркивает усилия многих людей, стремившихся сделать старты автомобилистов или мотоциклистов настоящим спортивным праздником. Как часто из динамиков, установленных на стадионах и трассах, можно слышать необъективные оценки достоинств или недостатков в выступлениях спортсменовгостей, постоянные призывы поболеть, поддержать только своих, сомнительные остроты, способные вызвать улыбку лишь у десятка нетребовательных к юмору зрителей. На одном из мотобольных матчей радиокомментатор настолько вошел в роль болельщика родной команды, что нашел возможным с помощью микрофона обратиться к старшему судье: «Ты же неправильно судишь!» Итог — появление на поле зрителей, попытавшихся отменить решение арбитра. А вот пример так называемого юмора. «Сейчас на дорожку выезжает Фантомас», — сообщили динамики на ледяном треке об одном из гонщиков. Наградой за эту развлекательную «находку» был какой-то неловкий смешок на трибунах. Скорее всего, в адрес ее автора. Обязанности радиокомментатора четко и ясно определены в правилах соревнований автомобильных и мотоциклетных видов спорта. Там, в частности, говорится о том, что ему запрещается обсуждать, а тем более осуждать действия судейской коллегии, высказывать личные симпатии к тому или иному гонщику, команде, делать объявления, замечания, которые могут восстановить некоторых зрителей против официальных лиц соревнований. И если эти заповеди нарушаются, то только потому, что микрофон вручается людям неподготовленным, случайным, видящим главную цель своего репортажа в создании атмосферы ажиотажа на трибунах. Кстати, этого хотят и некоторые организаторы состязаний. Нередко приходится слышать: «Радиокомментатор он неплохой, но говорит спокойно — азарта нет». В этих словах есть одно — явное неуважение к автомотоспорту. Наши моторные виды соревнований бурно развиваются, привлекают к себе все больше участников и зрителей. И с каждым годом острее чувствуется потребность в хороших пропагандистах. Они есть — на радио, телевидении, среди многочисленных знатоков спор. та. Известны случаи, когда в роли радиокомментаторов успешно выступали наши популярные гонщики. Их репортажи вызывали особый интерес у зрителей, поскольку пояснения давал специалист, досконально знающий все тонкости. Надо искать людей, хорошо владеющих словом, и среди спортивного актива автомотоклубов и спорттехклубов. С ними нужно работать, помогать им, терпеливо разъяснять ошибки. Ведь боязнь микрофона проходит не сразу, не сразу вырабатывается умение свободно и образно говорить при огромной аудитории. Видимо, назрела необходимость в проведении семинара радиокомментаторов с привлечением в качестве лекторов специалистов с Всесоюзного радио и телевидения, с факультета журналистики МГУ и других. Чаще всего радиокомментаторам приходится вести свой репортаж в трудных условиях. По пальцам можно пересчитать стадионы и трассы, где для них имеются специальные вышки или кабины. Обычное рабочее место — стол где-нибудь на отшибе, не защищенный ни от палящего солнца, ни от дождя, ни от пронизывающего холода. Радиокомментатор заслуживает такого же внимания, как и арбитр. Он тот посредник между гонщиками, организаторами, судьями и зрителями, от которого во многом зависит общее настроение, ритм и успех любого спортивного события. Больше того. От него, как от пропагандиста спорта, зависит, кто из сегодняшних зрителей выйдет завтра на старт сам. Он — воспитатель в прямом смысле слова. Г. АФРЕМОВ, Б. ЛОГИНОВ, члены президиума ФМС СССР^ ^ HI f__ 19ф7