26
27
ШКОЛА«...разработать систему повышения квалификации водиуелей, обратив особое внимание на улучшение обучения водителей мастерству вождения, управлению автомобилем р аварийных ситуациях»,Из рекомендаций Всесоюзного совещания-семинара по безопасности дорожного движенияМОЛОДОГО ШОФЕРИ«ВЗОРВАВШЕЕСЯ» КОЛЕСОКроме того, «рысканье» автомобиля от намечаемой прямой идет более туго, как бы с «прихрамыванием». Полуспущенные шины задних колес влияют на изменение траектории значительно меньше, чем передних. Автомобиль начинает заносить в сторону спущенной шины из-за большого нарушения симметрии сопротивлений качению колес по правой и левой стороне. Опытные водители почти автоматически определяют различие в2 давлении на величину 0,1—0,2 кг/см и компенсируют отклонение поворотом руля. Но при первой же возможности они доводят давление в шинах до нормального. Малоопытные водители нередко проезжают на полностью спущенной шине несколько километров, превращая ее в мочалку. Трудно приходится водителям автомобилей, особенно грузовых, на закруглениях дорог, если полуспущена *•«*. ^ й ^ ~ш*~ ,-Ц. BJB9B> * О В > *Среди водителей, а молодых особенно, можно услышать самые противоречивые мнения о том, как надо действовать, если у автомобиля вдруг лопнула на ходу шина. Некоторые считают, что шансов избежать серьезных последствий у водителя почти нет, другие, наоборот, не видят здесь никакой опасности. Где истина? Расскажите, как все-таки поступать водителю в подобных ситуациях. Н. ВОЛКОВ г. Кемерово Давно уже ходят рассказы о трагических последствиях «лопнувшей шины» : громкий звук, напоминающий выстрел, автомобиль переворачивается вверх колесами и... Многие водители в самом деле больше всего боятся, что может лопнуть шина. Однако они не учитывают, что все случаи, о которых слышали или даже читали, происходили либо с гоночными машинами на очень высокой скорости, либо со старыми автомобилями, у которых не было усилителей руля и, что самое главное, я> ~—W щЩ? ejaS*. *Щ, шины были высокого давления с более «хрупкими», чем сейчас, боковинами. Так все-таки насколько опасна ситуация, когда «взрывается» шина? Опытному водителю и «взрывной» и плавный характер выхода воздуха из любой (задней или передней) шины не страшен. Он очень хорошо чувствует, когда давление в одной из шин становится меньше, чем в других, поскольку при этом руль для движения на прямолинейном участке приходится поворачивать на определенный угол относительно обычного положения. «ев*. *Щ, *Щ, ^щ* -W.,*аЯв> — Ч«...активизировать работу по массовой подготовке населения в вопросах... оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях»Из рекомендаций Всесоюзного совещания-семинара по безопасности дорожного движенияП ока не подоспелаЗакончился наш медминимум для водителей («За рулем», 1973, № 1—4). Если вы внимательно отнеслись к каждому уроку, запомнили советы медиков и разобрались в иллюстрациях, тоВ^ *3*"ВИ^' *8ВВВВИ* ^ВЯВРЯ» IgBBBBJb ^BBBt£tсможете при необходимости существенно облегчить судьбу пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии. Возможно даже, что от ваших действий будет зависеть спасение жизни. Поскольку всякие знания закрепляются проверкой, устройте себе «выпускной экзамен». Предположим, вы первым оказались на месте происшествия в следующих десяти ситуациях (как и^BBBJFg» ^BBBBo* ^BBBJ^ VABBBBR* fgeBBBfefr fgBBBVgbна всяком экзамене они взяты выборочно). Надо действовать. Сверьте ваши решения с ответами, опубликованными на 28-й странице. Если они не совпадут — не пожалейте времени, повторите пройденное. Можем сообщить, что сейчас рассматривается предложение о том, чтобы без такой подготовки не выдавать водительские права. Итак,igBBBBjJ» fgBBBBg» ^BBBBJ^ fgBBBBb» «gBBBSg* fgBBBff*^ fgHtiГДР. Одной из самых известных зон отдыха в стране является побережье Балтийского моря у города Ростока. Градостроители, решая планировку этого района, уделили большое внимание не только устройству пляжей и парков, но и автомобильному движению, автостоянкам. Емкость последних определялась с тем расчетом, что 80 процентов отдыхающих приедут на автомобилях. Для удобства автотуристов проектировщики стремятся размещать стоянки не дальше 150 метров от гостиниц. КУБА. 1800 километров дорог обязались сдать в эксплуатацию в этом году строители. Оснащенные современной техникой многочисленные бригады ведут работы во всех районах страны. Ускоренными темпами сооружается 1000-километровая национальная автострада Запад—Восток. Это будет современная магистраль с высококачественным бетонным покрытием и шириной проезжей части в 30 метров. 26ПОЛЬША. Город Познань не только крупный административный, культурный, но и транспортный центр страны. Здесь пересекаются основные железнодорожные и автомобильные магистрали. Несмотря на то что последний генплан города был разработан недавно — в 60-х годах, он уже не отвечает растущим требованиям к организации движения транспорта. В проекте нового генерального плана большое внимание уделяется реконструкции улично-дорожной сети, размещению автостоянок. Проект нового общественного, торгового центра города разработан в соответствии с последними достижениями науки и техники. Подземное пространство предназначается для прокладки скоростных автомагистралей, автостоянок, складов. Более высокие ярусы — для пешеходного движения, размещения предприятий культурно-бытового назначения. На следующем уровне будут построены жилые дома.If/ ш ина переднего внешнего колеса. Водитель может не справитьсяс тяжел ым грузовиком, д аже если есть усил ительруля . А втомобильвтаком случ ае не вписываетсяв поворот, поскольку радиус траектории движения значительно больше, чем обычно. Если же водитель, н адеясь на усилитель, р езко отвернет от обочины, то можетпроизойти «подворачивание» колеса и опрокидывание автомобиля. Н уа если воздух из шины выходит не медленно, а вырывается сразу соглушительнымшумом ? П режде всего, н енадопугаться . З найте , что втаком положении автомобилем управлять можно , а вот секунды испуга и растер янности могут обойтись очень дорого. К актольковыуслышализвук лопнувш ейшиныизатем почувствовали резкое (почти удар) стремление рулевого колеса повернуть в ее сторону, то должн ыпрежде всего постаратьсянедатьавтомобилюуйтиспокрытияна обочину, т аккактам будет гораздо труднее сладитьсним . П равилоуправления здесь следующее: руль «доворачивать» нужно лишьнастолько , чтобы скомпенсировать начинающееся и прогрессирующ ее отклонение автомобиля . Некотор ыеже водители с испуга перекрут ят «баранку», и автомобиль теряет управляемость , которую можно сохра-^Вя^. ш^ЗЛт я^З^м м^Еь. я^ЗвЬл «^БЬяfн ить только осторожными очень точн ым расчетом. Видите, автомобиль должен остав атьсяуправляемым . Д ля этого прежде всего надо прочно удерживать рулевое колесо обеими руками . Управл ять автомобилем одной рукой просто опасно. П ри заносе из-за неисправности шины вам не хватитсилы удерж ать его. В такой обстановке рулевое колесо нередко просто вырываетсяиз рук. Тогда уж ничто не поможет отвести беду. А снова схватиться за рулевое колесо второй рукой, н аверняка , не будет времени. П оперечные силы, в озникающие во время заноса, особенно велики на высоких скоростях. Ч тобы удержаться на проезжей части, п ри всех обстоятельствах следует избегать торможен ия . Надо перебороть себя и не тормозить. Х отя тормозить и очень хочется, чтобы все скорее закончилось . И лишь после того, к ак автомобиль будет «рыскать» меньше ивы уведете его на «законную» траекторию, мож» но осторожно начатьпритормаживать . Если же почувствуете, что в этом случ ае автомобиль начинает бросать из стороны в сторону, немедленно прекратите торможение . Когда шина лопается неожиданно, а так оно довольно часто и происходит, то самое лучшее — это выжать сцеje^fiW* —^SAmfпление и компенсировать движение заноса рулем, не прилагаяслишком больших усилий. «Рысканье» автомоб иля постепенно ослабнет, и его уже легче будет остановить, осторожно притормаживая . З атемможно опять отпустить педальсцепленияидальше тормозить двигателем. Нельзя также забывать об опасности лобового столкновения, вызывающего наиболее тяжелые последствия. Поэтому, если встречное движение достаточно интенсивно, при разрыве шин ылучшеужнаправить автомобиль в сторону обочины и, на худой конец, перевернуться. Правда, опрокидывание редко оказывается безболезненн ымдля автомобиля, зато пассажиры , если они правильно себя ведут, страд ают сравнительно мало. Чтобы смягч итьтяжесть последствий, ж елательно перед опрокидыванием сгруппироваться, крепко ухватиться за что-нибудь (только не за ручки дверей) так, чтобы находитьсяв одном положении до тех пор, пока автомобиль не '(прекратит всякоедвижение . Очень важно , чтобы голова находилась не выше спинок сидений. Это обезопасит вас от травм при деформации крыши. В данном случае весьма кстати ипривязные ремни. В. И ВАНОВ , доктор технических наук« м ^ . ^ Q ^^L«. _^^L^гпглfeXя^Вк»и^ВшкьFо^^^Ььа^ЬШЬ.-^Ч* ^^••я^ ^«^^В* *^^mKV^ ^ ^ " С *O^^"O*o^^^^*o^^*o* *о^ и и о*o^^*o*oe—a*ъ^^^о* *о^ в и о* 'о^в^'В* 'O^BBTJ» ^вввя^* igeeewep ^ввяя* * B 1 RB и если 7. А варияна городском перекрестке. В изуродованный кузов автомобил япроникнутьсложно . Но там водитель в бессознательном состоянии. Что делать? 8. лем дом чит езда При столкновении с автомобипострадал мотоциклист. П рикаж ­ вдохе и выдохе он буквально криот боли. Ч емпомочь ему до при«скорой»?ВОПРОСЫ ДЛЯСАМОПРОВЕРКИ 1. П острадавшийпочти без сознан ия , из носа иушейу него течет кровь, он ощущаетсильные боли в спине. До ближайшего телефона 15 километров, до больницы — 25. В вашем распоряжении автомобиль «Волга» ГАЗ-21. Д ругихмашинна дороге нет. Что делать?здесь доврачебнаянужна , то какая ?помощь,4. У человека, получившего травму вдорожном происшествии, р укав быстро намокает от крови, п острадавший бледнеет, ж алуетсяна головокружен ие . «Скорая» в ызвана . Ч то делать дальше? 5. Происшествие случилось в городе. П острадавший без сознаниялежитна спине. У него клокочущее затрудненное дыхание , л ицо синеет. Ч ем вы поможете этому человеку? 6. П острадавшийнаходитсяна прое зжейчасти дороги. Он стонет от бол ейв спине и области таза. До ближ айшего телефона 5—6 километров. Мимо идут другие машины . К акоевы примете решение?я^нСЬ» «^^Sfc» —^^^^Ь» ^^BBB^W1 ^^CQL» 1ЯЯвВЯЯ№ ^^^£Вы ^ВВвЯ^|Щ2. П острадавшийпотерялсознание . Его левая нога согнута в средней части голени, брюки пропитаныкровью . В ызвать «скорую помощь» н евозмож ­ но. Что предпринять? 3. У пострадавшего резкие боли вправом предплечье, оно деформировано. С кораяпомощь прибудет не раньш ечем через 30 — 4 0 минут. Н ужнали9. У водителя, попавшего ваварию , р езкая боль вдеформированной средней трети бедра. Необходимо доставить пострадавшего в больницу. К аквы подготовите его к перевозке? 10. Человек, п робывший длительное времявгараже возле ремонтируемой машины , вдруг обмяк, почувствовал нарастающую головную боль, вялость. Что вы ему посоветуете?^^Ь^нЬь ^^ВВвВ^ ^^£QL^ f£VBB^B№ в^ЛСЬ». ^^ИВВ^^ ^^Э^В^ ^ЯВВВЯ* m^Bmi^ *J^eBB^F ^^т *о™1_^^ЕЬ^^ii^ifcш^ЗшЫit^SStb-n^fiQte*wi^^Eb»5* ^евввя* Ч ^ ^ ^ ^ ^^в™*^ т>^^*о* *D^^™^ * о ^ ^ * ^ АВСТРИЯ. Как влияет неожиданный занос автомобиля на общее состояние водителя? С целью получить ответ на этот вопрос были проведены наблюдения за двумя группами шоферов: с большим стажем работы и новичками. В процессе исследования занос искусственно вызывали сидевшие рядом с ними инструкторы. Частота пульса, в частности, резко увеличивалась у обеих групп, однако новички испытывали большее возбуждение и подолгу не могли успокоиться. Опираясь на данные исследований, спе^ циалисты рекомендуют вводить в шкоЩ лах, готовящих водителей всех классов, создание неожиданных заносов при практической езде. АНГЛИЯ. Многие специалисты считают, что с будущего года в центральных районах больших городов получат распространение движущиеся тротуары. Например, в Ливерпуле уже испытана целая система таких тротуаров, которая обеспечивала связь между отдельными наиболее посещаемыми зданиями центра, а^^^~о* *о^^*о^ также со стоянками индивидуальных автомобилей. ИРЛАНДИЯ. Обследование тысячи семей в Дублине показало: многие имеют автомобиль только потому, что он является единственным средством передвижения к месту работы. При разработке нового генерального плана города составлен прогноз транспортной ситуации на 1991 год. Специалисты подсчитали, что к этому сроку количество автомобилей и общ ая протяженность их суточного пробега возрастут в три раза. Однако градостроители в своих планах основное внимание уделили развитию общественного транспорта. Что касается скорости движения автомобилей, то, по расчетам, она возрастет незначительно. ИТАЛИЯ. Загрязнение окружающей среды выхлопными газами автомобилей приводит к резкому увеличению числа различных заболеваний среди городского населения. Медицинская статистика показывает, что болезни дыхательных путей у жителей городов Италии встречаются в два раза чаще, чем в сельской местности. Ежегодно более 500 тысяч человек обращаются в клиники с нервными расстройствами и болезнями, вызванными чрезмерным шумом автомобильных моторов. В настоящее время в Италии насчитывается более 12 миллионов автомобилей. ФРАНЦИЯ. Проблемы безопасности движения вызывают серьезное беспокойство правительства в связи с непрекращающимся ростом автомобильных аварий. В течение 1972 года число их увеличилось на 10 процентов и достигло 274 476. В результате было ранено более 380 тысяч и убито 16 617 человек. Недавно правительство приняло решение о создании комитетов безопасности движения, основная задача которых — борьба с нарушениями правил движения, влекущими за собой тяжелые последствия. Комитеты будут созданы во всех городах с населением более 100 тысяч жителей.27