14
15
НЕМНОГО ИСТОРИИшВсе больше на наших улицах и дорогах легковых автомобилей. Заводы непрерывно совершенствуют машины, растет мощность двигателей, увеличиваются скорости, эффективнее становятся тормоза. А разговор сегодня пойдет о шинах. Потому что без современных шин ни к чему были бы усовершенствования. Только при соответствующих шинах можно в полной мере использовать все замечательные качества автомобиля, в том числе и мощность двигателя. Образно говоря, могучему сердцу нужны крепкие нот . ЧТО знаете вы о шинах? Об их конструкции и правильной эксплуатации? Мы попросили выступить на эту тему в нашем «Клубе» начальника отдела Научноисследовательского института шинной промышленности Виктора Васильевича ГОРОХОВА.Она началась около 75 лет назад, когда английскому сельскому врачу Дж. В. Данлопу пришла в голову счастливая идея — состыковать концы отрезка поливочного шланга, накачать воздухом его полость и закрепить два таких «бублика» на колесах велосипеда. Это и были родоначальники всех современных' пневматических шин. Не будет преувеличением утверждать, что автомобилестроение не смогло бы достичь современных высот, если бы не имело сегодняшних шин. Они в значительной мере поглощают ударные нагрузки, гасят колебания. Полностью передают тяговые и тормозные усилия в системе автомобиль—дорога. От размеров, конструкции, внутреннего давления и материала шин в значительной степени зависят динамика и экономичность, безопасность, комфортабельность и максимальная скорость автомобиля. Создатели шин должны были учитывать, что они испытывают радиальную, окружную и боковую деформации, воздействие высоких (до 100°) температур, возникающих на ходу от внутреннего трения в элементах покрышки и камеры, значительные напряжения сжатия, растяжения, скалывания в площади контакта протектора с дорогой. Не удивительно, что шинами — их проектированием, испытанием занимается множество людей и организаций, а заводы, которые их производят, — сложные высокомеханизированные предприятия. Непрерывно совершенствуется конструкция «обуви» автомобилей и технология ее изготовления, улучшаются исходные материалы — составы резины, корд, металлические «струны» боковин и т. п. Вот простой пример. У покрышек «Москвича-412» заметно уменьшен по сравнению с моделью «401» диаметр. В результате, чтобы пробежать тот же отрезок пути, колесо теперь делает на 7—8 процентов больше оборотов. При этом еще надо учесть, что у новой машины намного выше скорость и короче тормозной путь. Естественно было бы ждать, что покрышки современного «Москвича» должны изнашиваться быстрее, чем у его предшественника 25-летней давности. Но в действительности износостойкость новых шин в несколько раз выше, чем у старых. ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ШИНАХ? Вначале о конструкциях и материалах. Десятилетиями работали конструкторы над совершенствованием покрышек с так называемым диагональным расположением Корда (рис. 1). Что это за покрышка? Специальная прорезиненная ткань (это и есть корд) с очень прочной основой из крученых нитей хлопка, вискозы, капрона или даже металла образует каркас шины. При этом корд располагают так, чтобыШИНЫ ВАШЕГО АВТОМОБИЛЯнити в соседних слоях были под углом — «крест-накрест». Корд обернут вокруг бортового кольца, которое сделано из стальной проволоки. На каркас сверху наложен так называемый подушечный слой шины, брекер, на него протектор — главная рабочая часть покрышки, а на боковых частях шины — защитные резиновые боковины. Все перечисленные детали собираются на специальных станках, после чего этот «сырой бутерброд» сваривается при высокой температуре и давлении в специальной пресс-форме — мульде в одно целое — в покрышку. Такова классическая схема. Более полувека считалось, что другого не дано и не может быть. Никто не думал о возможности принципиальных изменений конструкции каркаса. А в 1950 году появились новые, так называемые радиальные шины. Отличие их от диагональных в том, что нити корда в них расположены по окружности профиля покрышки (рис 2). Казалось, слои корда, связанные только тонкими резиновыми прослойками, не будут долговечными. Но на деле получилось иначе. Несколько слоев брекерного пояса надежно связали каркас. А покрышка приобрела лучшие качества. В диагональной шине внутреннее давление и центробежная сила на высокой скорости, складываясь, несколько увеличивают ее диаметр в центральной части беговой дорожки и снижают сцепление с дорогой, при этом увеличивается местная нагрузка на покрышку. В радиальной жесткий брекерный пояс равномерно распределяет эти нагрузки по всей поверхности протектора, и пятно контакта, а следовательно, и сцепление с дорогой остается неизменным при любых скоростях. Резко снизились микропроскальзывания в беговой части покрышки. Благодаря этому выросла на 40—50% износостойкость шины, лучше стали устойчивость и управляемость автомобиля. Сегодня радиальные шины серийно выпускаются на Ярославском шинном заводе для автомобилей ВАЗ-2103. В дальнейшем они будут ставиться и на другие модели ВАЗа, а в перспективе — и на автомобили других заводов. Меняется и «внешность» шин. На рис. 3 показаны «метаморфозы», произошедшие с покрышкой за последние 15 лет. Основным показателем считается отношение высоты («h») профиля шины к ее ширине («Ъ»). Это отношение постепенно уменьшилось от 0,91—0,95 «супербаллона» (рис. 3, а) конца пятидесятых годов до 0,850,88 низкопрофильной шины (рис. 3, б) десятилетней давности и 0,79—0,83 сверхнизкопрофильной современной (рис. 3, в). На рис. 3, г ид вы видите шины с двойной и обратной кривизной протектора, обеспечивающие лучшую устойчивость и управляемость. ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР И ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ ШИН Любая шина для любого автомобиля? Конечно, нет! Для каждой марки и даже модели машины предназначена специально для нее разработанная покрышка. Причем критерием пригодности является не только размер, но и особенности ее конструкции, связанj ные со спецификой данного автомобиля. Практические выводы для владельца машины? Ставьте на нее только те шины, которые рекомендованы заводом. Даже самые лучшие для другой марки или модели покрышки могут оказаться неподходящими, более того — опасными в сочетании с подвеской вашего «Москвича» или «Запорожца». Особо предостерегаю тех, кто разными путями добывает подходящие по размерам, но совершенно не пригодные по эксплуатационным свойствам шины от электрокаров, погрузчиков, небольших самолетов и ставит их на свои автомобили. Такие «эрзацы» до добра не доведут. Колесо — это комплекс из обода и шины. Поэтому не забывайте о необходимости контролировать и обод. ..,» Во-первых, убедитесь в том, что по- " ^ крышка и камера, которую вы собираетесь смонтировать, соответствуют ободу. И во-вторых, проверьте состояние самого диска. Недопустимы вмятины, трещины, погнутости, ржавые пятна. Особые условия эксплуатации требуют и специальных шин. Так, для «вездеходов» нужны покрышки особого профиля. Возможно, со временем, мы будем на зиму одевать колеса в специальные зимние шины, отличающиеся рисунком протектора и шипами. Уже сегодня такие покрышки, правда в ограниченных количествах, производятся отечественной промышленностью. Выпуск их будет, безусловно, увеличиваться с каждым годом. А как быть, если приходится использовать разнотипные покрышки? . Допустимо ли? Это сложный вопрос. *Вообще подобная ситуация весьма нежелательна. Но уж если... То помните, что на одной оси обязательно должны быть одинаковые колеса и шины. Не только по размеру, но и по рисунку протектора (например: впереди — дорожные шины 5,60—15, сзади — повышенной проходимости14 6,40—15) и, желательно, по износу. Иные комбинации чреваты опасностью. Кстати, в таких случаях возникает «проблема» запасного колеса. Ведь, если на передней и задней осях покрышки разные, неясно, какая должна быть «запаска». Абсолютно недопустимо ставить на один автомобиль диагональные и радиальные шины. Особую опасность представляет установка радиальных шин лишь на передние колеса. Машина становится почти неуправляемой. ЭКСПЛУАТАЦИЯ И КОНТРОЛЬ Не мешает повторить известную истину о том, что шины самая крупная статья расходов на эксплуатацию автомобиля. Поэтому владелец, не обращающий внимания на правила ухода за шинами, помимо всего прочего, просто транжир. Что же это за правила? Первейшее — регулярно проверяйте через каждые два-три дня давление воздуха и доводите его до рекомендованной заводом нормы. Делайте это утром, перед выездом, когда шины холодные. Учтите, что и недокачанная и перекачанная шина — это преждевременный износ протектора и опасность аварии. Не будьте слишком доверчивы к показаниям шинного манометра из комплекта инструмента автомобиля. Этот прибор нужно проверить и оттарировать по хорошему контрольному манометру на СТО. Второе —• правильная регулировка углов установки: сходимости и развала передних колес. О влиянии этих параметров на износ шин, управляемость, легкость качения и расход топлива говорилось немало. Еще раз подчеркиваем, проверять установку колеснадо не реже чем через каждые 10 тысяч километров пробега или при появлении характерного одностороннего или «пятнистого» износа протектора. Третье, и очень важное, условие долговечности шин — статическая и динамическая балансировка колес. Эта операция, так же как и установка сходимости и развала, не только сберегает покрышки, но и облегчает управление машиной, снижает шум и продлевает жизнь подвески. На балансировке колес нельзя «экономить». Ее нужно проверять по крайней мере раз в сезон и после каждого демонтажа шины. Делать это нужно на станции обслуживания, располагающей необходимым оборудованием. Если вам пришлось ремонтировать шину в «полевых условиях», заметьте положение покрышки относительно обода и, монтируя, поставьте ее так, как она стояла раньше. Но при первой возможности проверьте все-таки балансировку на специальном станке. В отношении контроля и регулировок помните: они стоят рубли, а новые шины .— десятки рублей. И наконец, четвертое — перестановка колес. Нужна ли она? Да, это совсем не лишняя работа. Переставляя по рекомендованной инструкциями схеме колеса автомобиля, вы на одну пятую продлеваете срок службы каждой шины. Кроме того, перестановка выравнивает износ всех покрышек. А ведь вы помните, что опасно ставить на одну ось изношенную и новую шины. Пользуйтесь каждым удобным случаем для осмотра протектора и удаления из него осколков стекла, камешков, проволочек и мелких металлических предметов. Безобидные с первого взгляда, они на ходу внедряются в шину, доходят до камеры и могут заставить вас понервничать и потрудиться. Как определить, что подошла пора менять покрышку? Ориентируйтесь по глубине рисунка протектора. Если она равна или достаточно близка к1 ммшину нужно срочно заменить. КАК СОХРАНЯТЬ ШИНЫ Всех, кто не ездит зимой, обычно волнует: снимать или не снимать шины? Все зависит от имеющихся у вас возможностей. С автомобиля, зимующего в сухом гараже, не обязательно снимать колеса. Достаточно разгрузить их, поставив кузов на козелки, и снизить давление до 0,3—0,5 атм. Запасное колесо свободно повесьте на стенку, также снизив давление. Хранение автомобиля на открытой стоянке требует некоторых дополнительных мер. Враги шин — лед и солнечная радиация. Поэтому проследите, чтобы на зимнюю стоянку шины пришли сухими, подставьте козелки и поднимите колеса (ведь под ними может образоваться лужа); снизьте давление до 0,3—0,5 атм, тщательно закройте резину от солнца. Очень хорошо, если вы обработаете шины специальной пастой «Суодис», которую начали у нас производить (см. «За рулем», 1973, № 4). Этот состав предохраняег шину от преждевременного старения. «Запаску» также обработайте пастой и храните на ее штатном месте, но при нормальном давлении в шине. Если позволяют условия, снимите шины и храните с подкачанными камерами на весу или поставив на беговую дорожку протектора (но ни в коем случае не сложенными штабелем одну на другую). При этом каждые дветри недели меняйте положение шин.iРис. 1. Конструкция шины с диагональным построением корда: 1 — рисунок протектора; 2, 5, 8 — слои каркаса; 3 — герметизирующий слой; 4 — наполнительный шнур; б' — обертка бортового кольца; 7 — проволочное бортовое кольцо; фер (крыльевая лента); 10 — резина боковины.Рис. 3. Развитие профиля шин: а — «супербаллон»; б — низкопрофильная; в — сверхнизкопрофильная; г — с двойной кривизной протектора; д — с обратной кривизной протектора.Рис. 2. Конструкция шины с радиальным построением корда: 1 — рисунок протектора; 2 — слои брекера; 3 — радиальные слои каркаса; 4 — моноволокно; 5 — герметизирующий слой; 6 — наполнительный шнур; 7 — проволочное бортовое кольцо; 8 — обертка бортового кольца; 9 — чефер (крыльевая лента); 10 — резина боковины. 3*15