МОТОКРОССВ чемпионате 1973 года участвуют тринадцать заводов. За «Сузуки» в классе 250 см 3 стартуют бельгийцы Ж. Робер и С. Гебейерс; 500 смЗ — р . 1 де Костер И Г. Райе. «Ямаха»: 250 см — швед X. Андерссон 3и бельгиец Ж. ван Вельтховен; 500 см — голландец Г. Вольсинк и швед К. Хаммаргрен. «Кавасаки»: 250 см 3 — шведы Т. Ханссен и О. Петерссон; 500 см ' — а мериканец Б. Лэккей и голландец3 П. Карсмакерс. «Хускварна»: 250 см — финн X. Миккола и англичанин Э. Робертон; 500 см 3 — шведы А. Кринг и Б. Эберг. «Майко»: 250 см 3 — Г. Майш и Г. Шмитц; 500 см 3 — А. Вайль и В. Бауэр (все — ФРГ). Завод АЖС (в классе 500 см3) будет представлен англичанином В. Иствудом. «Монтеса» (в классе 250 см3) — финном 3 К. Вехконеном, «Пух» (в классе 250 ом ) — бельгийцем Г. Эвертсом и шведом У. Палмом. Как ив прошлые годы, в обоих первенствах традиционно выступают спортсмены социалистических стран. Среди гонщиков, оспаривающих титулы чемпионов мира, нет известного спортсмена из ГДР П. Фридрихса, который с конца 1972 года переключился на Многодневку. Перед началом чемпионата мира сильнейшие мотокроссмены СССР и ЧССР провели контрольные соревнования в Бенешове и Ийнине (ЧССР). Наша сборная команда выступает в следующем составе: 250 см 3 — Г. Моисеев, П. Рулев (на КТМ), А. Кибирин, Е. Рыбальченко, Л. Шинкаренко (на 43); 500 см 3 — В. Овчинников, А. Мандриченко, Н. Ефимов, А. Бочков (все — на 43). Сборная „Чехословакии представлена в классе 250 см 3 Я. Фальтой,3 М. Халмом, К. Велки ив классе 500 см — О. Томаном, О. Хамршмидом и И. Стодулкой. С нынешнего года вступили в силу новые требования к конструкции кроссовых мотоциклов, утвержденные Международной мотоциклетной федерацией. Для повышения безопасности (поскольку ответственные" -узлы ходовой части в угоду снижению веса заводы стали делать весьма хрупкими) введены новые ограничения минимального веса машин. Мотоциклы класса 500 см 3 3не могут быть легче 95 кг, класса 250 см — 88 кг и 125 см 3 — 80 кг. Кроме того, запрещается использовать титан для рам, передней и задней вилок, осей и колес.II этап, Австрия. 1-й заезд: 1. И. Стодулка (ЧССР), 4 3 ; 2. Хамршмид; 3. В. Ляйтгеб; 4. Ф. Шихтль (оба — Австрия), «Пух»; 5. В. Овчинников (СССР), 4 3 ; 6. Г. Пирон (Италия), «Бультако». 2-й заезд: 1, Стодулка; 2. Ляйтгеб; 3. А. Бочков (СССР), 4 3 ; 4. А. Крафт (Швейцария), «Ямаха»; 5. Хамршмид; 6. Шихтль. После двух этапов лидирует Хамршмид (34 очка), далее идут Стодулка (30 очков) и Ляйтгеб (22 очка).• » •РАЛЛИВторой этап чемпионата мира среди марок состоялся в Швеции и был выигран С. Бломквистом на СААВ-96. Третьим этапом были соревнования в Португалии. Они принесли победу французскому экипажу Ж. Террье —- П. Жобэр на автомобиле «Альпин-Рено». Ралли «Сафари», которое в нынешнем году разыгрывается в двадцать первый раз, явилось четвертым этапом. Оно имеет давнюю традицию и относится к одним из сложнейших соревнований этого типа. Дистанция протяженностью 5000 километров в значительной части шла по бездорожью на территории Кении и Танзании. «Сафари» вылилось в единоборство экипажей трех фирм: «Датсун» (Япония), «Форд» (Англия) и «'Порше» (ФРГ). Тяжелые дорожные условия явились причиной поломок автомобилей «Поршекаррера-РС», в а которых шли такие асы, к ак поляк С. Засада и швед В. Вальдегаард. В итоге первые два места завоевали экипажи японокой фирмы «Датсун» Ш. Мехта — К. Дрьюс (Кения) и Г. Каллштром — О., Бильштром (Швеция). После четырех этапов лидирует французская марка «Альпин-Рено».В классе 250 см 3 первые этапы чемпионата мира принесли немало неожиданностей. Они показали, что неоднократный чемпион минувших лет Ж. Робер находится далеко не в лучшей форме. Неудивительно, что в первых пяти этапах (всего их одиннадцать) он не сыграл сколько-нибудь заметной роли. В то же время неплохо показали себя советские гонидики Г. Моисеев и П. Рулев. Моисеев после пяти этапов имел в своем активе три вторых места в заездах. К сожалению, получил травму один из сильнейших членов нашей сборной А. Кибирин, который поэтому вынужден пропустить несколько этапов. Что касается Е. Рыбальченко, то он пока набирается опыта в соперничестве с маститыми зарубежными гонщиками. Из спортсменов других стран обратили на себя внимание неизвестные пока американец Д. Померой (на «Бультако») и японец А. Сузуки (на «Ямахе»), Интересно отметить, что все гонщики. занимающие первые восемь мест в таблице чемпионата, выступают на мотоциклах разных марок. После пяти этапов таблицу чемпионата возглавляет X. Андерссон со 119 очками. Далее идут А. Вайль (89), X. Миккола (63), Д. Померой (50) и Я. Фальта (49). Советские спортсмены Г. Моисеев (44 очка), П. Рулев (25) и Е. Рыбальченко (19) занимают соответственно 6, 10 и 11-е места. Ниже приводятся результаты на отдельных этапах. I этап, Испания. 1-й заезд: 1. Д\ Померой; 2. Г, Майш; 3. X. Миккола; 4. Т. Ханссен; 5. А. Вайль; 6. X. Андерссон. 2-й заезд: 1. Вайль; 2. Андерссон; 3. Майш; 4. Померой; 5. К. Вехконен; 6. А. Кибирин. II этап, Италия. 1-й заезд: 1. Миккола; 2. Моисеев; 3. Андерссон; 4. Вайль; 5. Померой; 6. Рулев. 2-й заезд: 1. Рулев; 2. Вайль; 3. Фальта; 4. Ханссен; 5. Померой; 6. Андерссон. Ill этап, Бельгия. 1-й заезд: 1. Миккола; 2. Андерссон; 3. Вехконен; 4. Моисеев; 5. Вайль; 6. Ханссен. 2-й заезд: Андерссон; 2. Миккола; 3. Вайль; 4. А. Сузуки; 5. Вехконен; 6. Фальта. IV этап, Швейцария. 1-й заезд: 1. Андерссон; 2. Вайль; 3. Вехконен; 4. Фальта; 5. Ханссен; 6. Померой. 2-й заезд: 1. Андерссон; 2. Вайль; 3. Миккола; 4. Фальта; 5, Ж. Робер; 6. Г. Райе. V этап, ПНР, 1-й заезд: 1. Андерссон; 2. Моисеев; 3. Г, Эвертс; 4. Вайль; 5. Фальта; 6. Ханссен. 2-й заезд; 1. Андерссон: 2. Моисеев; 3. Ханссен; 4. Фальта; 5. Померой; 6. Е. Рыбальченко.АВТОГОНКИТретий этап первенства мира на машинах формулы 1 имел трагические последствия. Он проходил на трассе «Кялами» в ЮАР. В самом начале гонки швейцарец К. Регаццони, который шел на ВРМ, врезался в машину местного спортсмена Д. Чарльтона. Следовавшие аа ними Ж. Икс и М. Хэйлвуд не успели затормозить. Автомобили Регаццони и Хэйлвуда, на борту которых находилось около 400 литров бензина, вспыхнули словно факелы. С тяжелыми ожогами 33-летний швейцарец был доставлен в больницу,, Гонку .выиграл Д. Стюарт, показав среднюю скорость 188,52 «м/час. На последующих местах П. Ревсон, Э. Фиттипальди, А. Мерцарио, Д. Хьюм, Д. Фолльмер. Последние двое впервые выступали на новых моделях 1973 года — соответственно «Мак-Ларен-М23» и «УОП-ШэДоу».* » »Важной особенностью чемпионатов мира 1973 года по мотокроссу является измененная система зачета, т еперь гонщик получает очки не за места, занятые на каждом из этапов, а за места в каждом из двух заездов очередного этапа. Таким образом, в 10 этапах первенства на «пятисотках» любой спортсмен имеет возможность 20 раз набрать очки; в зачет чемпионата идут 11 лучших результатов из этих 20. Поэтому в нашей информации о ходе соревнований мы будем давать результаты каждого заезда. Первенство мира по мотокроссу в классе 500 см 3 началось соревнованиями во французском городе Таррара. Следующий этап состоялся в Австрии. I этап, Франция. 1-й заезд: 1. К. Хаммаргрен (Швеция), «Ямаха»; 2. Ж. ван Вельтховен (Бельгия), «Ямаха»; 3. О. Хамр. шмид (ЧССР), 4 3 ; 4. В. Бауэр (ФРГ). «Майко»; 5. В. Шютц (ФРГ), «Майко» 6. Г. Вольсинк (Голландия), «Майко». 2-й заезд; 1. Р. де Костер (Бельгия), «Сузуки»; 2. Вольсинк; 3. А. Юнссон (Швеция), «Ямаха»; 4. Бауэр; 5. Хамршмид; 6. Шютц.Э. Фиттипальди взял реванш на четвертом этапе в Испании. Он одержал третью победу в нынешнем чемпионате и уверенно лидирует с 31 очком, оторвавшись от своего главного соперника Д. Стюарта на 12 очков. Средняя скорость, показанная победителем, — 160,923 км/час — на 4 км/час лучше старого рекорда. Вслед за бразильским гонщиком на испанском этапе финишировали Ф. Север (по сумме очков — 12 — вышедший на третье место), Д. Фолльмер, П. Ревсон. Ж. Бельтуаа и Д. Хьюм.• » »«Кубок Дружбы», который разыгрывается среди автогонщиков социалистических стран, в этом году проводится по измененной программе. Он включает пять этапов, причем в каждом будут соревноваться спортсмены как на гоночных машинах формулы «Истер» (новая формула для этих соревнований), так и на серийных автомобилях, подготовленных в рамках требований группы ' 2 . Первый этап, где приняли участие спортсмены ГДР, СССР и ЧССР, состоялся на трассе близ г. Мост (ЧССР). В заезде гоночных автомобилей первенствовал А. Патлех (ЧССР) на машине «Шкода-Металэкс-1-02». В пятерку сильнейших вошли также У. Мелькус, В. Круг и Г. Мелькус (все — ГДР) на автомобилях «Мелькус-Вартбург» и советский гонщик X. Саарм, который занял пятое место на машине «Эстония-18» с мотором «Жигули». В заезде серийных автомобилей первые пять мест у чехословацких спортсменов. Победил А. Брунцлик на «Шкоде-100». Лучшим среди наших гонщиков оказался Ю. Лесовский, который на «Москвиче-412»' финишировал десятым.МНОГОДНЕВКАЧемпионат Европы по многодневным мотоциклетным соревнованиям открылся состязаниями в испанском городе Эсплуга де Франколи. Второй этап состоялся в Эшвеге (ФРГ). Характерной чертой обоих этапов являлось уверенное превосходство спортсменов из социалистических стран (ЧССР и ГДР) в старших классах. По сумме очков в классах лидируют: свыше 350 см 3 — 3. Чешпива; 350 см 3 — К. Машита; 250 см 3 — Ф. Мразек (все — ЧССР, ЯВА); 175 см 3 — Э. Шмидер; 125 см 3 — Р. Виттгэфт; 100 см 3 — И. Вольфгрубер; 75 см 3 — А. Врандль; 50 см 3 — П. Нейманн (все — ФРГ, «Цюндапп»).39