пущенным через первичный вал, выбить алюминиевую крышку правого подшипника, а затем молотком через выколотку по правому концу вала вытолкнуть его влево. ПОЛНАЯ РАЗБОРКА ДВИГАТЕЛЯ Двигатель снимают с рамы и моют. Демонтируют цилиндр, поршень, механизм переключения передач и вилки переключений. Затем стопорят («заклинивают») коробку передач, соединив кулачки шестерен первой и четвертой передач, снимают маховичную магдину, звездочки задней и передней передач, разбирают сцепление, пусковой механизм, снимают педаль переключения передач и удаляют винты, стягивающие половины картера. После этого на правую половину картера устанавливают приспособление (рис. 5) и, вращая его винты, стягивают половину картера с подшипниками с цапфы коленчатого вала и валов коробки передач. Обычно эта операция не вызывает затруднений, нужно лишь следить за тем, чтобы не перекосились половины картера или не произошло зацепление шестерен .в коробке передач (из-за того, что иногда первичный вал коробки остается в правой половине картера). При отсутствии приспособления можно разнять половины картера, пользуясь молотком (лучше резиновым), деревянными клинышками и двумя большими отвертками. Отвертки вставляют между ребрами охлаждения картера (на мотоциклах старых моделей — в стык его половин у передней бобышки крепления двигателя) и в разъем одной из задних бобышек. Действуя отвертками как рычагами, очень аккуратно, не прилагая больших усилий, отодвигают правую половину картера до образования щели между половинами. Затем в эту щель вставляют несколько деревянных клинышков по всему периметру картера и, осторожно забивая их поочередно (не допуская перекосов половин!), разъединяют картер. Нельзя для ускорения работы наносить удары по торцам цапф коленчатого вала, так как можно посадить их глубже в щекивала или деформировать шатунный палец. Отделив правую половину картера, приспособление крепят на левой половине и выпрессовывают из нее коленчатый вал. Удаление валов коробки передач затруднений не вызывает. Если же первичный вал остался в правой половине картера, его можно извлечь, выбив предварительно крышку правого подшипника вала, как было описано выше. Для выпрессовки подшипников из картера лучше всего пользоваться съемником, подобным изображенному на рис. 6, Головка винта съемника должна опираться на наружное кольцо подшипника. Сборка двигателя ведется в порядке, обратном разборке. Подшипники запрессовывают в картер, нагретый до 100 градусов (например, в духовке), пока они не упрутся в предварительно установленное стопорное кольцо и дистанционные шайбы. Когда приходится менять прокладку между половинами картера, разницу в толщине новой и старой прокладок необходимо компенсировать толщиной дистанционных шайб: если новая прокладка толще, могут появиться стуки от продольного перемещения коленчатого вала или даже нечеткое включение отдельных передач, а если она тоньше — то шарики подшипников, расположенных в картере, окажутся защемленными и быстро выйдут из строя. После запрессовки подшипников укладывают сальники в правую половину картера (левый сальник коленчатого вала запрессовывается вместе с подшипниками в специальной обойме), затем в левую половину устанавливают все валы. Стыки половин смазывают бакелитовым лаком (или нитрокраской) и на левую кладут бумажную прокладку. Затем правую половину надевают на цапфы валов. Винты, стягивающие половины картера, завертывают равномерно и аккуратно, не допуская деформации картера. После сборки остается проверить легкость вращения всех валов и четкость переключения передач. Д. КОЧЕТОВ, инженерЗа рулемимольбертомСайд Темиргаев.Рис. 5. Разъединение половин картера.Республиканская выставка самодеятельных художников Чечено-Ингушетии. Живопись, графика, скульптора. Посетители останавливаются у картин «Весенний вечер», «На закате», «Рассвет», «После дождя», «Березы», «Утро на озере». Это работы Сайда Темиргаева, шофера автотранспортной конторы райпотребсоюза. Природа родного края — вот его главная тема. Он пишет маслом, карандашом, тушью. В книге отзывов о выставке нан дешь много теплых слов в адрес Сайда. Студенты Чечено-Ингушского педа гогического, нефтяного институтов. учащиеся школы № 22, рабочие, колхозники желают художнику новых успехов. С кистью Темиргаев подружился еще в школе. Рисовал для стенной газеты: делал заголовки, карикатуры, заставки, писал портреты однокашников. Потом была воинская служба. Дальний Восток. В свободное время Сайд брал мольберт. Картину «Озеро Б Приморье» он создал, когда был ещо солдатом. Водителю автомобиля впечатлений не занимать. Сайд исколесил дороги Чечено-Ингушетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ставропольщины. И где бы он ни был — кисть, карандаш и кусок ватмана у :iero всегда под рукой. — Занятия живописью люблю так же, как и шоферское дело, — говорит Темиргаев. — Бывают, конечно, и неудачи, огорчения, но я не унываю. Творчество вдохновляет, делает мою жизнь интересней. С. ВОРОНИН г. ГрозныйРис. 6. Выпрессовка подшипника при помо-23