ШагипятилеткиНА ФИНИШЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ГОДАВ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОСААФ фВ новом учебном году первых курсантов приняла специализированная автошкола г. Мозырь (БССР). Она будет готовить шоферов-дизелистов. Школа оснащена всем необходимым оборудованием для обучения водителей тяжелых машин. Под трехэтажным зданием разместился 50-метровый тир. Рядом с учебным корпусом выстроен гараж на 20 автомобилей. В) На Украине, в поселках Фрунзовка и Народичи открылись районные Дома военно-технического обучения, построенные по типовым проектам. ф В центре Жданова поднялось 8-этажное здание объединенной технической школы ДОСААФ. В главном корпусе и двух его четырехэтажных крыльях разместились учебные классы автошколы и морской школы. Еще в одном, трехэтажном здании, соединенном с основным крытым переходом, расположились столовая, актовый зал и лаборатории. Общая стоимость новостройки — 1 миллион 250 тысяч рублей. ф С высокой оценкой приняла комиссия республиканскую автошколу в столице Советской Латвии—Риге. У АВТОТРАНСПОРТНИКОВ ф Коллективы автотранспортных предприятий общего пользования и дорожных организаций страны на основе широко развернутого социалистического соревнования обеспечили выполнение плана перевозок и обязательств по всем объемным показателям за три квартала истекшего года и достигли дальнейшего роста технико-эксплуатационных показателей. ф В целом по стране автотранспорт общего пользования план по тоннам выполнил на 102,4%. по тонно-километрам — на 102.5%. Дополнительно перевезено свыше 78 миллионов тонн грузов. Дальнейшее развитие получило автобусное сообщение. За истекшие три квартала план перевозок пассажиров выполнен на 101.6%. автобусами перевезено около 25 миллиардов человек. ф Три с лишним года назад делегат XXIV съезда КПСС водитель автоколонны Средне-Волжского транспортного управления В. И. Феоктистов в беседе с нашим корреспондентом сказал, что он взял обязательство выполнить личную пятилетку на полгода раньше (см. «За рулем», 1971, № 8). Как сообщили в ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог, Виктор Иванович на своем автопоезде перевез грузов в объеме двух пятилетних заданий. Одновременно он перекрыл на 100 тонн свои обязательства на вывозке нынешнего урожая (4400 тонн вместо 4300). ф Прогрессивный подрядный метод водителей бригады Е. П. Федюнина из комбината № 29 Мосстройтранса. одобренный Московским городским комитетом КПСС и ВЦСПС, изучается автотранспортниками более чем в 700 школах коммунистического труда. Они добиваются высоких результатов в перевозке грузов. Так. бригада водителей. возглавляемая тов.. Тер-Миносяном (Ростовское областное автоуправление), за короткое время повысила выработку на один автомобиль на 60%. Применяя метод москвичей, шоферы из бригады тов. Тимохина (Карельское транспортное управление) довели среднюю продолжительность работы автомобилей на линии до 11 часов, почти вдвое увеличили пыработку на каждую машину. ф Планом 1974 года предусмотрен ввод в эксплуатацию 15 100 километров автомобильных дорог с твердым покрытием, в том числе 3051 километр дорог общегосударственного, республиканского и областного значения. Остальные — местные. Как свидетельствуют данные за три квартала, в большинстве респубтик план выполняется успешно.несколько дней в Чите «весенняя» т ем ­ пература — минус 10—12. А испытателям необходим мороз , да покрепче . Ведь нужно проверить возможность бы ­ строго пуска двигателя при особо низких температурах, а их как назло нет. А время идет... 28 февраля Встали в шесть утра, взяли киноаппаратуру и пошли на автобусную остановку. Едва вышли из гостиницы, такой мо ­ роз дохнул в лицо, что стало трудно ды ­ шать. Наконец-то! М ы спешим: К амАЗы покидают свою стоянку в восемь утра. М омент пуска — самый интересный. ...В. Коновалов дает испытателям команду : «По машинам!» К каждой направляется по трое: водитель-испытатель, инженер-контролер и представитель от НИИ или ярославского моторно ­ го. Открывается дверца автомобиля, в о ­ дитель включает двигатель, и, пожалуйста, он тут же заработал. На улице — минус 32. А КамАЗы всю ночь простояли на открытой площадке. М ороз , п одкреп ­ ленный злым ветерком , здесь особенно кусается. Н оу испытателей сегодня — праздник. О ни деловито суетятся возле машин. Если температура воздуха понижается до минус тридцати, то пуск двигателя осуществляется припомощи электрофакельного подогревателя. В отечественном автомобилестроении он будет в массовом производстве применяться впервые. А если температура ниже тридцати? Тогда применяется предпусковой подогреватель — система прогрева охлажд ающейжидкостив двигателе. В этом случае через полчаса автомобиль может отправляться в путь. 1 марта Уточнили маршрут. Решено ехать по старинному Романовскому тракту на пе ­ ревал.ного давления. Это дает возможность затормозить при обрыве какой-либо трубки . Система работоспособна даже при —40°. Новшеством является также моторный тормоз , к оторым пользуются на длительных спусках. 'Начинается съемка. Главные герои за ­ байкальских испытаний — комсомольцы водитель-испытатель .Николай Сидоров и инженер-контролер Борис Дитковский — приступают к своим делам. Л егкои непринужденно работает водитель-испытатель с автозавода имени Лихачева Ни ­ колай Сидоров. О н водил автомобили еще до армии, в армии тоже «крутил баранку», а после службы пришел на ЗИЛ , стал испытателем. К амАЗы испытывает уже четвертый год . Доволен — работа серьезная, интересная и не лишена ро ­ мантики. Нелегко было, говорят, испытывать тормоза на крымских дорогах. «Да ничего, все обошлось нормально»,— вспоминает Николай. Борис Дитковскийв 1971 году закон ­ чил Казанский авиационный институт и стал инженером - м ехаником . В выпуске 1971 года тридцать комсомольцев поже ­ лали стать автомобилестроителями ипо ­ ехали на КамАЗ . Бориса зачислили в отдел главного конструктора на должность инженера-испытателя. Д итковский принимает участие в испытаниях нового автомобиля, начиная с первой серии. А сейчас — у же четвертая. За это время он поработал и на бор ­ товых машинах, и на седельных тягачах, и на самосвалах. В 1973 году проводились государственные испытания основных моделей КамАЗов — Борис участвовал ив них. 5—6 марта Снимали крупным планом двигатель КамАЗа. О н спроектирован так, что все узлы егохорошо доступны. Н апример , каждый цилиндр имеет свою головку. При ремонте одного из них не требуется вскрывать все цилиндры. ...По дороге наша киногруппа прокли ­ Мощность двигателя — 210 л. с , но, нает нынешнюю зиму. Куда ни кинь когда он работает, ш ум гораздо меньвзгляд — голые поля, едва припорошен ­ ший, ч емможно ожидать. А в кабине и ные грязной и сухой снежной пылью. вовсе шума не слышно. Автомобиль хоЕсли бы не застывший за окноммороз , дит плавно, б ез утомительной тряски. м ожно подумать, что на улице поздняя О достоинствах КамАЗовможно суосень с первыми заморозками . Как убе ­ дить не только по отзывам испытателей. дить будущих зрителей, что КамАЗы исШ оферкаждого встречного грузовика, пытывались при жесточайших морозах, несмотря на трескучий мороз , тормозит, если «антураж» говорит о другом? завидев нашу колонну. Вылезает из ка ­ Вот и перевал с затяжным подъемом. бины и направляется кКамАЗам . О бя ­ Вершина — почти на тысячеметровой зательно просит разрешения сесть вка ­ высоте над уровнемморя . Ветки деревьбину, г де немедленно все осматриваетев на склонах сопок увешаны ленточкапридирчиво и нетерпеливо. ми — так здешние водители отмечают КамАЗы выдерживают и это «испытаблагополучное «взятие» перевала. ние». Ш офер покидает кабину с больНаш автобус, рыча и наливаясь свинцошим сожалением и завистью: «Скорее вой тяжестью, медленно ползет вслед за КамАЗами . А те на третьей скорости уже бы поработать на такой машине». Очень ждут на наших трассах массового произперемахнули через вершину перевала и водства камских автомобилей... исчезли по ту сторону. М ыторжествую ­ 7 марта ще переглянулись, будто сами строили Последние метры пленки отсняты. Но эти великолепные машины. испытатели пробудут здесь еще некотоУ подножья перевала машины останорое время. Задача забайкальской экспевились, и я опять забралась в кабину диции — дать дополнительные рекомен ­ КамАЗа. Три широких удобных светлодации по оборудованию машин для ра ­ коричневых сиденья. На черной панеботы вособо суровых условиях Сибири. ли — множество приборов . В ходе испыРезультаты испытаний КамАЗов , говорит таний проверяются все системы, в том руководитель группы В. Н. Коновалов, числе и пневмосистема автомобиля. обнадеживающие. Принцип работы тормозов — совершенК иногруппа возвращается в Набережно новый. К примеру , автомобиль не сдвинется с места, пока система не бу ­ ные Челны. г. Набережные Челны — дет заполнена воздухом до определенЧитинская область 2. «За рулем» № 129 СОВЕТСКАЯ ТЕХНИКАСОВЕТСКАЯ ТЕХНИКАСИБИРСИИЕ АВТОБУСЫГород Курган известен двумя предприятиями, выпускающими автомобили. Это завод колесных тягачей и автобусный завод. В семье автобусостроителей он занимает место поскромнее, чем его Львовский и ликинский собратья. Тем не- менее без курганского автобусного эта семья была бы неполна: его продукция имеет большое значение в развитии общественного транспорта Сибири. Автобусы с маркой «КАвЗ» можно встретить в сельской местности и районах Крайнего Севера. Заводские конструкторы много работают над новыми моделями, большое внимание уделяют компоновке, внешнему виду машины, другим вопросам технической эстетики. Один из последних образцов, производство которого освоено на заводе,— КАвЗ—685. Это 28-местный автобус повышенной проходимости, рассчитанный на проселочные дороги Сибири. Он пришел на смену автобусу КАвЗ—651 А, снятому с производства в 1973 году. У новой машины два отопителя, улучшенная система вентиляции. Выпускается и северная модификация модели КАвЗ—685.автобуса КАвЗ—685 Двигатель. Число цилиндров — 8. рабочий объем — 4254 смЗ, мощность — 115 л. с. при 3200 рб/мин. Трансмиссия. Число передач — 4. главная передача — гипоидная с передаточным числом 6,83, шины — размером 8,25—20. Тормоза. Барабанные с раздельным гидравлическим приводом и вакуумным усилителем. Рулевой механизм. Глобоидальный червяк с трехгребневым роликом; передаточное число — 20.5. Подвеска колес. Зависимая рессорная с телескопическими амортизаторами на передней и задней осях. Кузов. Закрытый цельнометаллический: число дверей — 3, число мест для сидения — 21, общая вместимость — 28 человек; кузов не несущий и смонтирован на раме автомобиля. Габариты и весовые параметры. Длина — 6600 мм. ширина — 2405 мм, высота — 2835 мм. база — 3700 мм, колея — 1630 мм (спереди) и 1690 мм (сзади), дорожный просвет — 265 мм; снаряженный вес 4080 кг. Эксплуатационные данные. Скорость — 80 км/час. путь торможения со скорости 60 км/час — 36.7 м; контрольный расход топлива при скорости 30—40 км/час — 24 л/100 км.На ней предусмотрены дополнительная теплоизоляция и двойные стекла. Над новой моделью трудилась большая группа инженеров, в том числе заместитель главного конструктора С. В. Мальцев и И. Ф. Басов, художник-дизайнер В. В. Фоменко. В прошлом же году закончились государственные испытания («За рулем», 1972, № 2, стр. 15) другой курганской модели — КАвЗ—3100. Она уже имеет название — «Сибирь». Такой автобус на 90 мест предполагается делать для городских маршрутов. Массовый выпуск «Сибири» намечено начать в 1975 году в новых корпусах, которые сейчас строятся на прежней территории завода. Площадь этих новых корпусов — 32 и 98 тысяч квадратных метров.