24
25
Моральный климат дорогиму она, вероятно, привлекла внимание шофера старенького автобуса, заполненного туристами. Шофер повел автобус рядом, стал отпускать шуточки, не отставали от него и туристы, а гонщики молчали. Крутить педали и говорить нельзя, можно сбить дыхание. Шофер этого не знал, его обидело молчание велосипедистов, и он крикнул: — Эй вы, немые, заелись, на солому и не смотрите! Мы по-прежнему молчали, и тогда обиженный шофер решил попугать. Он отстал, затем разогнал автобус и неожиданно с протяжным гудком промчался очень близко от группы велосипедистов. У девушек нервы не выдержали, они круто повернули вправо, повлекли за собой ребят и упали. Никто из упавших не получил даже ссадины. В конце концов, они были достаточно опытны и падать умели. Но поведение шофера их возмутило. Более всех возмутился капитан команды Володя — горячий, вспыльчивый. Он вскочил в седло и, сделав могучий рывок, догнал старенький, груженый автобусишко и крикнул: «Не уйдешь от меня до поста ГАИ!» Шофер, удирая, выжал полностью «газ», но все было бесполезно. Володю словно привязали к автобусу, хотя использовать машину в качестве лидера велогонщикам категорически запрещается. Но он забыл об этом, думал только о мести. Через несколько минут после происшествия я остановил «Волгу» и на ней бросился в погоню. Мы нагнали их километров через двенадцать—пятнадцать. Володя лежал окровавленный на обочине, стонал, а рядом валялся его разбитый велосипед и толпились перепуганные туристы. Я сразу понял, что произошло: шофер либо резко сбавил скорость, либо затормозил, а Володя, «сидевший на колесе», врезался в автобус, хотя успел отжать оба тормоза гоночного велосипеда, и пошел юзом. Велосипедные шины — велотрубки при таком торможении сгорели в несколько секунд. Вот и авария! Я приподнял гонщика на руки, а он громко обвинял бледного шофера автобуса: — Он во всем виноват, он!Вадим ЧЕРНОВНЕ ИА ПОЛЕ БРАНИЗаметки писателя Есть в велоспорте прием, когда спортсмены идут парами. Так было ив тот раз. Мы двигались группой из Ставрополя в Пятигорск (в то время я работал тренером по велоспорту). Девушки устали и ехали на самой обочине, а рядом с каждой — был гонщик, подталкивающий велосипед девушки правой рукой и управляющий своим левой. Езда на велосипедах парами — дело редкое, поэтоА совсем недавно я оказался свидетелем такого случая. Мы ехали на «Волге» из Невинномысска, где у меня были встречи на одном из предприятий. Между Невинномысском и Ставрополем нет и шестидесяти километров, но дорога тут сложная, все время подъемы, спуски, трасса вьется серпантином. Недавно на ней сделали разделительные полосы: те, кто движется вниз, не имеют права обгонять друг друга, пересекать сплошную линию. Идущие в гору имеют право обгона. Надо сказать, что это новшество уменьшило количество дорожных происшествий, но не исключило их вовсе. Причин много, и одна из них такая... Однако расскажу все по порядку. Наша «Волга» с трудом поднималась в гору. Шофер, используя случай, ворчал: «Мотор надо бы новый!» Я его понимал, но дипломатично молчал, смотрел вперед. И вдруг вижу: впереди идут дваВодитель — водителюПриходит зима. И у водителей снова все те же заботы, среди которых едва ли ие самая главная — как справляться с машиной на скользкой дороге. На эту тему написано ухе немало, в том числе и на страницах «За рулем». И все-таки никогда не лишне еще раз договорить о приемах, позволяющих ив это трудное для водителей время года ездить безопасно, без аварий. На этот раз мы хотим предложить вашим читателям отрывок из книги французского специалиста Андре Бонна «Техника вождения автомобиля», который автор так в назвал: Ответ не так уж прост, поскольку существуют различные виды заносов: на скользком грунте при резком торможении или неудачном действии рулем, на неровностях покрытия дороги, наконец, на повороте, где центробежная сила просто выталкивает машину. Может занести передние или задние колеса, а случается, и все четыре. Тут же отметим, что занос ие всегда враг водителя. Гонщики очень часто пользуются им, что позволяет выполнять прямо-таки устрашающие повороты. Автолюбителю, конечно, ве следует увлекаться столь рискованными экспериментами, они очень опасны как для него самого, так и для окружающих. Но все сказанное вовсе не означает, что водитель ничем не вооружен против этого «врага», просто он часто не знает, как использовать свое оружие. почти каждой аварии. Резкое торможение часто может привести к заносу и никогда к его пресечению. Абсолютно бесспорно: в случае заноса никогда не тормозить, тем более на скользкой дороге. Только очень легкое нажатие на педаль, когда тормоз чуть прижат, поможет вновь обрести столь нужный «контакт» с дорогой.АкселераторСмело можно утверждать, что умеренное нарастание скорости улучшает сцепление шин с грунтом. Катящееся колесо гораздо увереннее себя чувствует, и поэтому надо считать полезным легкое прибавление «газа». Первое средство от заноса — ловкая игра акселератором, она позволяет вновь взять машину под контроль. Но не следует менять «тормозной рефлекс» на «акселераторный» и жать на педаль «газа» при угрозе заноса. Да; акселератор, но в «гомеопатических дозах» и в нужный момент.КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЗАНОСАЭто наиболее распространенная из опасностей, подстерегающих водителя, и возникает она порой, казалось бы, от самых пустяковых причин. Колеса теряют сцепление с грунтом, и автомобиль несется «в неизвестном направлении»... Что делать?Тормозить? Никоим образом!Большинство начинающих водителей, когда «дела плохи», прежде всего прибегают к тормозам. Этот непроизвольный порыв перерастает в стойкую тенденцию — в критическом положении «намертво» выжать тормоз и... закрыть глаза. При любом виде заноса именно этот «тормозной рефлекс» лежит в основеРульТочная работа рулем — вот козырь водителя в случае заноса! Нужно действовать правильно и быстро, ибо положение не оставляет времени на длительное раздумье. А поэтому лучше24 Моральныйгрузовика, оба груженные металлоконструкциями. Передний тянет за собой прицеп, и его, естественно, начинает обгонять другой грузовик, сигналит ему. Такие ситуации на дорогах возникают у каждого по сто раз на день, и обычно они кончаются благополучно, а тут... Тот, кого начали обгонять, решил не сдаваться, прибавил «газу», голову высунул из кабины, засмеялся, рукой как бы показал буксирный конец. И началось тут совершенно не нужное соперничество. Моторы обоих грузовиков ревут от натуги. Наш шофер говорит: — Вот дураки, гонки затеяли! А дуракам, как известно, закон не писан. Вот один из них как будто утихомирился, отстал, но затем на крутом повороте выжал из грузовика максимальную скорость, пошел на обгон. И «в порядке мести», устрашения соперника лихо срезал угол, мол, это тебе за твои насмешки! Однако он чего-то не учел, ошибся на несколько сантиметров, и через секунду обе машины лежали на обочине, помятые, искореженные. Мы остановились, бросились спасать шоферов. Им повезло. Они вылезли из кабин невредимые и, призывая нас в свидетели, осыпали друг друга упреками, обвинениями. Особенно горячился тот, кого обгоняли. Он — я понял это — абсолютно не чувствовал себя виноватым и готов был избить монтировкой собрата по профессии. — Ты чего угол срезал, ты чего? — гневно кричал он и оглядывался, в нетерпении поджидая работников ГАИ. Не будь нас, он смог бы, пожалуй, полностью оправдаться.климат дороги* * *нии выпустил диспетчер. И дело не ограничилось простым внушением.Или вот случай с шофером из георгиевской автоколонны № 38. Я не хочу называть его фамилию, в свое время он был серьезно наказан, осознал свою вину. Это неплохая автоколонна, здесь работает дружный коллектив под руководством Михаила Николаевича Паринова и проводится большая пропагандистская, воспитательная работа. Шоферы обслуживают дорожников крупнейшей стройки края — Большого Ставропольского канала. Почти на 500 километров тянется русло рукотворной реки, призванной обеспечить водой самые засушливые районы нашего края. И, естественно, вдоль канала и от него к большим магистралям строятся дороги. Здесь еще нет постов ГАИ, все держится на сознательности, на совести тех, кто за рулем. К сожалению, некоторые шоферы, как и тот, о котором я начал рассказывать, иногда, мягко выражаясь, безобразничают. В степи дороги без покрытия, очень пыльные. Вот иные лихачи начинают «дурачиться»: выскочив вперед, умышленно ловят колесами барханчики пыли, виляют, вздымая непроницаемый шлейф пыли перед едущими сзади. Наш «герой» из автоколонны 38 долго мучил таким манером своих менее опытных, молодых коллег из курсавской автоколонны. Все кончилось, когда они вышли на асфальтовую дорогу РостовБаку и пожаловались инспектору ГАИ. Инспектор догнал лихача с единственной целью — хотя бы сделать ему внушение. Но оказалось, что лихач перед выездом из гаража выпил, и его в таком состоя-** *Как мне думается, все разноликие случаи, о которых я рассказал, имеют одну и ту же почву — неуважительное, а порой и хамское отношение к тому, кто рядом с тобой на дороге. Дорога — не поле брани, здесь тоже надо соблюдать законы социалистического общежития. Если хотите, даже более строго, чем гделибо. Нарушения их могут привести не только к аварии — к трагедии! И удивительно, как многие водители этого не понимают. Читатели журнала, вас много — миллионы! Подумаем вместе, разве не виноват водитель туристского автобуса или оба шофера, учинившие гонки по серпантину дороги Невинномысск — Ставрополь? Вот курсавские молодые шоферы поступили правильно, обратившись за помощью к инспектору ГАИ. Все больше и больше выпускается у нас в стране автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, мопедов и велосипедов. Жизнь на дорогах становится крайне сложной. К сожалению, увеличивается число аварий и человеческих жертв. Как мне говорили работники краевой ГАИ, опасность номер один — алкоголь. Более трети всех дорожных происшествий в крае на совести нетрезвых водителей. С пьянством ведется планомерная, жесткая борьба. А вот с хамством и разнузданностью — почти нет, хотя это на трассах — опасность номер два. Я обращаюсь ко всем водителям: давайте будем взаимно вежливыми! Повторяю, дорога — не поле брани.Водитель — водителювсего твердо знать наперед, что делать. Прибавить «газ» или действовать рулем? Выход из заноса требует размеренных и координированных действий. Даже в самой драматической ситуации, когда справа яма, дерево слева, надо сохранять хладнокровие и воздерживаться от резких действий. Чтобы понять, каким образом можно выйти из заноса при помощи руля, нужно представить себе, что происходит с колесами автомобиля, механизм заноса. Предположим (а такой случай встречается наиболее часто), что заносит задние колеса. Скажем, вправо. Автомобиль начинает поворачиваться вокруг некой точки, «расположенной» в центре оси передних колес, и продолжает в то же время движение вперед. Чтобы вернуть автомобиль в рамки прямолинейного движения, надо компенсировать возникшее отклонение быстрым поворотом руля в сторону заноса задних колес, в нашем случае — вправо. Этот маневр общеизвестен, но вот беда, скольжение начинается внезапно, не предупреждая о своем направлении и, что самое главное, не оставляя времени на размышления. Видишь только обочину шоссе, мчащуюся навстречу. В подобной ситуации, чтобы избежать этой злосчастной обочины, движение рулем вправо будет, пожалуй, наиболее верным действием. К несчастью, этот верный, спасительный прием очень редко исполняется с нужной амплитудой, и автомобиль резко бросает к другой обочине. А следующее действие рулем не всегда бывает более умеренным, стабилизирующим устойчивость машины. Подобный «вторичный» занос, совершенный во избежание «первичного», часто и является причиной аварии. Если же заносит передние или все четыре колеса, то эффективность действий рулем весьма проблематична. Довольно сомнительным утешением служит тот факт, что автомобиль быстро самотормозится. Но уменьшающаяся скорость делает возможным вновь обрести контроль над машиной при помощи легкого прибавления «газа», и, быть может, это спасительное действие даст наибольший эффект в тот момент, когда одно или два колеса коснутся обочины, менее скользкой, чем само шоссе. бы скорость была не слишком высокой. Действительно, если корригирующее движение руля может последовать не ранее 0,8 секунды с начала скольжения задних колес, то автомобиль за это время успеет пройти по меньшей мере 20 метров (имеются в виду распространенные на французских дорогах скорости — ред.), добавим к этому расстоянию дистанцию, необходимую для возвращения на прямолинейный курс. Трудно представить, что после всего этого автомобиль останется на шоссе. Следовательно, нужно быть предельно внимательным в случае, когда угрожает занос, и убавить скорость. Ваша внимательность сократит до минимума время реакции и позволит простым поворотом руля избежать опасности. Если вы внимательно прочитали наши советы, если вы их продумали, то можно считать, что вы в значительной мере увеличили свои возможности избежать заноса. Но — лишь только УВЕЛИЧИЛИ. Один ас руля говорил: «Каждый раз, когда я читаю советы, как контролировать занос, у меня создается впечатление, что я читаю руководство по акробатике на трапеции под куполом цирка». И тем не менее мы считаем, что никому не помешают перечисленные меры предосторожности.Предупреждать лучше, чем лечитьВсе перечисленные манипуляции были бы более полезны, если бы занос не случался столь неожиданно или если25