Навстречу 30-летиюПобеды,МАРШРУТАМИ БРАТСТВАИз блокйота участника автопробега «Дружба» Москва — София, проведенного по инициативе софийского городского совета Союза болгарских автомобилистов и московского горкома ДОСААФВначале несколько строк, так сказать, официальных. Солнечным осенним днем пятнадцать автомобилей с болгарскими друзьями, преодолевшими почти 3 тысячи километров, были радушно встречены в столице нашей Родины. Гости познакомились с опытом работы двух передовых оборонных коллективов — автомобильного завода имени И. А. Лихачева и локомотиворемонтного завода, побывали у досаафовцев Первомайского района, приняли участие в открытии месячника советско-болгарской дружбы в парке культуры и отдыха в Сокольниках, совершили поездку на рубежи обороны Москвы. В совместный пробег «Дружба», посвященный 30-й годовщине социалистической революции в Болгарии и 30-летию освобождения страны от фашистского порабощения, из Москвы в Софию отправилось уже тридцать автомобилей. Перед стартом у могилы Неизвестного Солдата, где плещется пламя вечного огня, председатель ЦК ДОСААФ СССР трижды Герой Советского Союза маршал авиации А. И. Покрышкии, председатель московского городского комитета оборонного Общества Д. Н. Кузнецов, представители партийных, советских, общественных организаций столицы пожелали участникам автопробега счастливого пути. Среди наших гостейветераны войны, активные борцы против фашизма, молодые рабочие, инженеры софийских предприятий, ведущие автоспортсмены, журналисты. В составе советской делегации тоже бывшие фронтовики, участники боев за освобождение Болгарии, много молодежи. Тут активисты ДОСААФ с ЗИЛа во главе с председателем заводского комитета Общества П. М. Жаденовым, составляющие ядро автоколонны. Три экипажа во главе с Олегом Николаевым — от Центрального клуба автомототуристов СССР; машины ДОСААФ Первомайского, Бауманского и других районов столицы. ...Поглощая километр за километром, автомобили мчатся по заранее разработанному маршруту. Неизменно рядом, рука об руку руководитель болгарской делегации председатель софийского городского совета Союза болгарских автомобилистов Димитр Марков и советской — заместитель председателя московского городского комитета ДОСААФ Иван Павлович Лисий. Обязанностей у них много: обеспечить безопасное прохождение на больших скоростях по дорогам с интенсивным движением трех десятков машин, их заправку в пути, позаботиться о питании, ночлеге девяноста человек. ...Массовые митинги в Туле, Орле, Киеве, Кишиневе, в других местах. Возложение венков к монументам, памятникам, обелискам воинам, отдавшим жизнь за свободу и независимость Советской Родины, других братских народов, встречи с ветеранами боев, молодыми патриотами. За неделю пребывания в братской Болгарии члены советской делегации познакомились со страной, ее экономикой, бытом, культурой. Никогда не изгладятся из нашей памяти празднества в Софии — демонстрация трудящихся, военный парад, где Болгарская народная армия продемонстрировала свою готовность в одном строю с армиями стран — участниц Варшавского Договора защищать священные рубежи государств социалистического содружества... А разве забудутся поездка на родину Георгия Димитрова, посещение Дома — памятника великому сыну болгарского народа в селе Коеачеецы! Или встречи с трудящимися в пограничном городе Русе, в Кремиковцах со сталеварами металлургического комбината. Болгария отмечала славный юбилеи — тридцатилетие победы социалистической революции, свой великий национальный праздник. Тридцать лет назад восставший народ с помощью вступивших на территорию Болгарии частей Советской Армии сверг монархо-фашистскую власть. Социалистическая революция открыла трудящимся широчайшие возможности для строительства новой, счастливой жизни. И благодарные жители городов, сел, по которым проходил маршрут нашего пробега, выходили на улицы, чтобы вновь и вновь выразить свои сердечные чувства нам, посланцам Советской страны, с которой, как твердо знает каждый гражданин Болгарии, его родину навеки связывают кровные узы дружбы и братства. всюду пламенеют гвоздики и розы, море флагов, транспарантов. «Добре дошли, другари!», «Навсегда с Советским Союзом!», «Вечна дружба!» — такими лозунгами украшены улицы, площади, дома в городах и деревнях. Особой симпатией пользовались ветераны войны — генералы в отставке М. И. Головин, Г. Н. Шинкаренко, офицеры Б. С. Маркус, Герои Советского Союза Г. Г. Черкашин, Р. И. Сидоренко, другие члены нашей делегации, принимавшие участие в освобождении Болгарии. Их появление среди болгарских друзей вызывало бурю восторга. Их обнимали, целовали. Они безотказно выступали на митингах, делились воспоминаниями, нередко под жарким солнцем пожилые люди становились в круг веселого хоровода, как это было на родине Георгия Димитрова в Пернике, где прямо на площади мы попали на свадебные торжества. Ни возраст, ни фронтовые раны — не в счет! Танцевали вместе со всеми, песни пели тоже вместе... Вы помните эти слова: «Белеет ли в поле пороша... Иль гулкие ливни шумят... Стоит над горою Алеша...» Монументальный памятник советскому солдату под символическим именем Алеша возвышается в Пловдиве (к сожалению, нам не довелось быть там). И сколько таких монументов во славу русского, советского воинства мы встретили на территории страны!В БОЛГАРИИ РУССКИЙ СОЛДАТ...Эта в своем роде неповторимая встреча, о которой потом широко писали болгарские газеты, произошла в городе Сливене на третий день. Ветеран войны советский офицер Евгений Иванович Новиков, находившийся в числе участников пробега, в тот далекий сентябрь 1944 года вошел в Сливен с советскими войсками, освобождавшими Болгарию. Случилось так, что подразделение, где он проходил службу, на определенное время расквартировалось в городе. Проживал молодой офицер в гостеприимной болгарской семье. И теперь, спустя три десятка лет, с волнением думал о ее судьбе, питая надежду на встречу с ней. Но в городе многое изменилось с тех пор. Да и имена хозяев запамятовал. Помнил только: глава семьи был мастером на кожевенной фабрике, а сын добровольцем ушел на фронт в составе первой болгарской армии. Прямо скажем, сведения небогатые. Однако товарищи из местного самоуправления, болгарские журналисты вместе с экипажем газеты «Красная звезда» ринулись на поиски. Не прошло и двух часов, как рядом с Евгением Ивановичем сидел улыбающийся человек со смуглым лицом и шапкой седеющих волос. Это был тот самый воин болгарской армии — Мавродий, сын Донки и Николы Мавродиевых, у которых квартировал Новиков. — Ни отца, ни матери в живых уже нет, но о тебе они много рассказывали, и я не терял надежды на встречу с тобой, брат, — взволнованно говорил Мавродий. Он ни на минуту не отпускал от себя Новикова в течение всех недолгих часов, которые мы провели в Сливене.ВОКРУГ АВТОМОБИЛЯСбившись в тесный круг, стоим на высоченном берегу реки Осым. Внизу под лучами яркого солнца плещется вода. Рядом, как на ладони, город Ловеч — родина выдающегося деятеля болгарского революционно-освободительного движения Василя Левского. Слева от нас возвышается памятник революционеру, справа — 'квартал города, названный его именем.6 Навстречу— Вот там, видите, коричневатые корпуса — это завод, собирающий автомобили «Москвич—408» из узлов и агрегатов; мы получаем их от вас, — дает пояснения руководитель школы автораллистов в Софии Каусто Хинов. Наши ребята с ЗИЛа атакуют его вопросами. Их интересует болгарское автомобилестроение, дороги, транспорт. — Производство автомобилей по сравнению с другими странами у нас пока скромное, — отвечает Хинов, — пятнадцать предприятий выпускают грузовики, автобусы, прицепы-дачи к автомобилям, двигатели, генераторы, стартеры и другие агрегаты. Все эти предприятия входят в объединение «Автопром». Продукция болгарского автомобилестроения экспортируется более чем в 30 стран. — Об автомобильных дорогах вы можете судить сами, — вступает в разговор Петр Ценов — директор учебнотехнического центра софийского совета Союза болгарских автомобилистов, — дороги, как вы, наверное, убедились, добротные, поддерживаются постоянно в хорошем состоянии. Наше правительство ежегодно выделяет крупные суммы на их расширение и улучшение. Заглянув в карманный блокнот, Ценов продолжает: — Сейчас длина шоссейных дорог превышает 30 тысяч километров. А при монархо-фашистской власти было — не поверите — всего 7 километров асфальта. Разговор, начатый в Ловече, продолжается в других местах, тема его значительно расширяется. Наши познания обогащаются новыми сведениями. После того как прошли по цехам и корпусам кремиковского металлургического комбината, который здесь с гордостью называют флагманом болгарской индустрии, мы стали гостями учебнотехнического центра Союза болгарских автомобилистов (комбинат — шеф этого центра). Обширный, покрытый асфальтом двор, гаражи, мастерские. Учебное здание с классами, оборудованными всем необходимым для подготовки водителей. Здесь уже в этом году получили водительские удостоверения довольно большие группы владельцев личных машин из тех 70 тысяч автолюбителей, которые прошли обучение во всех школах и на курсах по линии Союза автомобилистов. Отметим, что львиная доля в подготовке автолюбителей в стране падает на Димитровский Коммунистической Союз болгарской молодежи. Учебно-технический центр в Кремиковцах был возведен в основном на общественных началах за год с небольшим. Кроме учебной работы, есть в его деятельности еще одна интересная сторона: он взял на себя заботы о подготовке автомобилей членов Союза к техническому осмотру. Около 600 машин ежегодно проходят здесь профилактику, прежде чем предстанут перед строгими комиссиями Госавтоинспекции. Член Союза имеет преимущественное право провести здесь технический осмотр машины, проверить, скажем, развал колес, работу двигателя на диагностических стендах. Ну, а если где-то поцарапали, помяли панель кузова, в Кремиковцах выправят вмятины, покрасят, заменят детали. Для этого здесь имеется склад30-летиюПобеды— И лее за то, что я не пожалел шин...» — Нет, все же хитер габровец!запасных частей, мастерские с современными станками и диагностическим оборудованием. И, конечно, умелые руки мастеров. ...В списках софийского совета Союза болгарских автомобилистов насчитывается ныне свыше 60 тысяч членов. В девяти районах столицы созданы его подразделения — принцип построения территориальный, Исключение составляет только кремиковский металлургический комбинат, где автолюбители объединены по производственному принципу. В целом деятельность Союза обширна. В округах его советы вместе с Димитровским комсомолом ведут военнотехническую пропаганду, воспитывая трудящихся, молодежь в духе любви к Родине, к социалистическому содружеству. Они занимаются вместе с Госавтоинспекцией проблемами безопасности движения, ведают туристской и спортивной деятельностью. Каждая из этих сторон могла быть темой особого разговора. Но об одной все же хочется сказать сегодня. Год назад софийский совет Союза создал школу автораллистов. Программа ее разнообразна. В основе — доскональное изучение машины, приемов управления ею в разных условиях, общефизическая, штурманская подготовка. Уже сейчас, как свидетельствуют результаты ряда автомобильных соревнований, занятия в школе дали свои плоды.«ДОБРЕ ДОШЛИ!»По возвращении в Москву я взглянул на спидометр нашего «четыреста двенадцатого», которым управляли Борис Шашлов и Олег Николаев. К 125 000 километров, наезженных ранее, прибавилось еще почти 6000. Большую часть пути из Софии автомобиль замыкал колонну. Стрелка спидометра частенько переваливала за 120. И при этом еще чувствовался запас мощности двигателя и легкость хода. Так подготовил автомобиль к дальнему пробегу своими умелыми руками Борис Шашлов. Другие машины были помоложе. На «москвичах», которые вели зиловцы А. Муравьев, Н. Соколов, братья И. и Н. Больших, рядом с номерным знаком стояло: «проба». Что ж, пробег явился хорошим испытанием для автомобилей. И они его выдержали. «Добре дошли!» Водители тоже не подкачали. Иногда в обиходе наш автопробег называли ралли. Но в пути никто не устанавливал пунктов контроля времени, в экипажах не было штурманов. Однако авторитетное жюри все же учитывало, как водители держали режим движения в колонне, оказывали помощь друг другу. Выявились лучшие экипажи. Главный приз московского городского комитета ДОСААФ заслуженно под дружные аплодисменты получила в Софии Тотка Сариева. Эта удивительно скромная и мужественная женщина покорила своим обаянием не только участников пробега, но и всех, кто встречал нас в пути. Почти подростком она вступила в партизанский отряд, сражалась с фашистами в горах Болгарии. После войны неутомимо трудится в народном хозяйстве. Весь путь от Софии до Москвы и обратно не сменялась за рулем. Из болгарских товарищей призов удостоены также заслуженный мастер спорта чемпион НРБ 1973 года по авторалли Георгий Серафимов.и мастер спорта Панайот Бакалов. Советским водит£/\ям — Виталию Когану, Валерию Михалкину, Борису Шашлову и Олегу Николаеву награды были вручены в нашей столице.ВЕСЕЛЫЙ ГОРОД, ГАБРОВО!Когда мы подъезжали к городу, о выдумках жителей которого ходят легенды, я с замиранием сердца думал: чем нас удивят габровцы? Даже побаивался, как бы не попасть впросак. Своими опасениями поделился с нашим другом — членом болгарской делегации Александром Деслотовым, начальником кремиковского отдела милиции — и держался ближе к нему: человек надежный! — Не беспокойся, — сказал он, — габровец хитер, но всегда благороден! Добавлю: трудолюбив и гостеприимен. Габрово — город рабочих, искусных мастеров. Один электротельферный завод «Подъем» чего стоит! Здесь выпускаются гусеничные и колесные пневматические, взрывобезопасные, с программным и адресным управлением тельферы, они идут во многие страны. Машиностроение, легкая, пищевая промышленность — все есть в Габрово. Как нас заверили, и габровский юмор обладает самым высоким экспортным качеством. Хитрости габровцев, о которых говорил Александр, мы так и не ощутили. А вот благородством были покорены. Самый ценный сувенир, увезенный отсюда, — великолепно изданная книжица «Габровские уловки». Процитирую одну из таких уловок. Разумеется, «автомобильную»: «Габровец вел свой автомобиль по улицам города. Неожиданно на дорогу выскочил человек... Габровец нажал на тормоза с такой силой, что шины задымились. Перепуганный прохожий принялся сбивчиво благодарить габровца. Но тот решительно прервал его излияния: — Сколько ты мне заплатишь? — У меня с собой пять левов. За то, что ты спас меня, возьми четыре...** *Итак, автомобильный пробег завершен. Дружба между Союзом болгарских автомобилистов и нашим оборонным Обществом будет крепнуть и развиваться как составная часть многогранных связей между СССР и НРБ. Об этих связях замечательно сказал Первый секретарь ЦК БКП Председатель Государственного Совета НРБ Тодор Живков: «Наше хорошее старое слово «дружба» должно вобрать в себя новое содержание все более тесного сближения Болгарии с Советским Союзом в идеологической и общественно-политической жизни, в экономике, науке, культуре, обороне, новое содержание личных связей болгар и советских людей, той органической общности, которой спаяны наши мысли и чувства». А. БАБЫШЕВ, спецкор «За рулем», участник автопробега Москва — София — Москва7