Моральный климат дорогиму она, вероятно, привлекла внимание шофера старенького автобуса, заполненного туристами. Шофер повел автобус рядом, стал отпускать шуточки, не отставали от него и туристы, а гонщики молчали. Крутить педали и говорить нельзя, можно сбить дыхание. Шофер этого не знал, его обидело молчание велосипедистов, и он крикнул: — Эй вы, немые, заелись, на солому и не смотрите! Мы по-прежнему молчали, и тогда обиженный шофер решил попугать. Он отстал, затем разогнал автобус и неожиданно с протяжным гудком промчался очень близко от группы велосипедистов. У девушек нервы не выдержали, они круто повернули вправо, повлекли за собой ребят и упали. Никто из упавших не получил даже ссадины. В конце концов, они были достаточно опытны и падать умели. Но поведение шофера их возмутило. Более всех возмутился капитан команды Володя — горячий, вспыльчивый. Он вскочил в седло и, сделав могучий рывок, догнал старенький, груженый автобусишко и крикнул: «Не уйдешь от меня до поста ГАИ!» Шофер, удирая, выжал полностью «газ», но все было бесполезно. Володю словно привязали к автобусу, хотя использовать машину в качестве лидера велогонщикам категорически запрещается. Но он забыл об этом, думал только о мести. Через несколько минут после происшествия я остановил «Волгу» и на ней бросился в погоню. Мы нагнали их километров через двенадцать—пятнадцать. Володя лежал окровавленный на обочине, стонал, а рядом валялся его разбитый велосипед и толпились перепуганные туристы. Я сразу понял, что произошло: шофер либо резко сбавил скорость, либо затормозил, а Володя, «сидевший на колесе», врезался в автобус, хотя успел отжать оба тормоза гоночного велосипеда, и пошел юзом. Велосипедные шины — велотрубки при таком торможении сгорели в несколько секунд. Вот и авария! Я приподнял гонщика на руки, а он громко обвинял бледного шофера автобуса: — Он во всем виноват, он!Вадим ЧЕРНОВНЕ ИА ПОЛЕ БРАНИЗаметки писателя Есть в велоспорте прием, когда спортсмены идут парами. Так было ив тот раз. Мы двигались группой из Ставрополя в Пятигорск (в то время я работал тренером по велоспорту). Девушки устали и ехали на самой обочине, а рядом с каждой — был гонщик, подталкивающий велосипед девушки правой рукой и управляющий своим левой. Езда на велосипедах парами — дело редкое, поэтоА совсем недавно я оказался свидетелем такого случая. Мы ехали на «Волге» из Невинномысска, где у меня были встречи на одном из предприятий. Между Невинномысском и Ставрополем нет и шестидесяти километров, но дорога тут сложная, все время подъемы, спуски, трасса вьется серпантином. Недавно на ней сделали разделительные полосы: те, кто движется вниз, не имеют права обгонять друг друга, пересекать сплошную линию. Идущие в гору имеют право обгона. Надо сказать, что это новшество уменьшило количество дорожных происшествий, но не исключило их вовсе. Причин много, и одна из них такая... Однако расскажу все по порядку. Наша «Волга» с трудом поднималась в гору. Шофер, используя случай, ворчал: «Мотор надо бы новый!» Я его понимал, но дипломатично молчал, смотрел вперед. И вдруг вижу: впереди идут дваВодитель — водителюПриходит зима. И у водителей снова все те же заботы, среди которых едва ли ие самая главная — как справляться с машиной на скользкой дороге. На эту тему написано ухе немало, в том числе и на страницах «За рулем». И все-таки никогда не лишне еще раз договорить о приемах, позволяющих ив это трудное для водителей время года ездить безопасно, без аварий. На этот раз мы хотим предложить вашим читателям отрывок из книги французского специалиста Андре Бонна «Техника вождения автомобиля», который автор так в назвал: Ответ не так уж прост, поскольку существуют различные виды заносов: на скользком грунте при резком торможении или неудачном действии рулем, на неровностях покрытия дороги, наконец, на повороте, где центробежная сила просто выталкивает машину. Может занести передние или задние колеса, а случается, и все четыре. Тут же отметим, что занос ие всегда враг водителя. Гонщики очень часто пользуются им, что позволяет выполнять прямо-таки устрашающие повороты. Автолюбителю, конечно, ве следует увлекаться столь рискованными экспериментами, они очень опасны как для него самого, так и для окружающих. Но все сказанное вовсе не означает, что водитель ничем не вооружен против этого «врага», просто он часто не знает, как использовать свое оружие. почти каждой аварии. Резкое торможение часто может привести к заносу и никогда к его пресечению. Абсолютно бесспорно: в случае заноса никогда не тормозить, тем более на скользкой дороге. Только очень легкое нажатие на педаль, когда тормоз чуть прижат, поможет вновь обрести столь нужный «контакт» с дорогой.АкселераторСмело можно утверждать, что умеренное нарастание скорости улучшает сцепление шин с грунтом. Катящееся колесо гораздо увереннее себя чувствует, и поэтому надо считать полезным легкое прибавление «газа». Первое средство от заноса — ловкая игра акселератором, она позволяет вновь взять машину под контроль. Но не следует менять «тормозной рефлекс» на «акселераторный» и жать на педаль «газа» при угрозе заноса. Да; акселератор, но в «гомеопатических дозах» и в нужный момент.КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЗАНОСАЭто наиболее распространенная из опасностей, подстерегающих водителя, и возникает она порой, казалось бы, от самых пустяковых причин. Колеса теряют сцепление с грунтом, и автомобиль несется «в неизвестном направлении»... Что делать?Тормозить? Никоим образом!Большинство начинающих водителей, когда «дела плохи», прежде всего прибегают к тормозам. Этот непроизвольный порыв перерастает в стойкую тенденцию — в критическом положении «намертво» выжать тормоз и... закрыть глаза. При любом виде заноса именно этот «тормозной рефлекс» лежит в основеРульТочная работа рулем — вот козырь водителя в случае заноса! Нужно действовать правильно и быстро, ибо положение не оставляет времени на длительное раздумье. А поэтому лучше24