Это могло не случитьсяТолько легкомыслие и самонадеянность стали причиной этой тяжелой аварии, которая случилась минувшим летом • Иркутске.Сегодня вряд ли найдется водитель, который не знал бы о том, что трамвай перед всеми нерельсовыми транспортными средствами пользуется преимуществом. При всех изменениях в правилах движения этот принцип всегда оставался незыблемым. Конечно, владелец этих «Жигулей» (а теперь уже того, что когда-то было «Жигулями») Ю. Белов просто надеялся проскочить под носом у трамвая, совершая левый поворот на одном из перекрестков города. Но финт, если прибегнуть к футбольной терминологии, не получился. Трамвай, который, как известно, остановить куда труднее, чем легковой автомобиль, зацепил машину и протащил ее почти 20 метров за собой. При этом волоченииавтомобиль несколько раз ударило о бетонные опоры контактной сети, после чего он превратился в груду металла, которую мы и видим на этом снимке. Водитель чудом остался жив и должен благодарить судьбу, которая обошлась с ним милостиво. Но лучше было бы ее не испытывать. Л. ЧЕРЕПАНОВА, г. Иркутск майор милицииКтовиноват?Убедитесь в безопасностиНа 79-м километре шоссе Волгоград — Астрахань водитель самоходного шасси СШ—75 «Таганрожец» Провоторов принял влево, чтобы обогнать притормозившего мотоциклиста. И тут же самоходное шасси столкнулось с грузовиком ГАЗ—93А, водитель которого по всем правилам совершал обгон и не ожидал, что Провоторов в последний момент окажется на его пути. В результате грузовик опрокинулся, а пассажир в его кабине погиб. Провоторов был осужден по части второй статьи 211 УК РСФСР. Что же явилось причиной преступления? Поразительная беспечность и безответственность водителя. Провоторов не подал предупредительного сигнала о своем намерении начать обгон, нарушив пункт 68 Правил, чем поставил водителя грузовика в безвыходное положение. Провоторов не взглянул назад и не убедился в безопасности предпринимаемого маневра (пункт 85), а убедиться он не мог, потому что на машине отсутствовало зеркало заднего вида (пункт 165) и рядом с ним слева в одноместной кабине находился пассажир, ограничивая обзорность (нарушение пункта 151). Такая вопиющая безответственность водителя — дело не столь уж частое. Однако практика судебных автотехнических экспертиз показывает, что ошибки, допускаемые водителями при маневре с выездом из занимаемого ряда (при обгонах и перестроениях, поворотах и разворотах, при объезде препятствия и трогании с остановки), являются причинами многих и многих дорожных происшествий. Это не удивительно. Выезд из занимаемого ряда на полосу движения обгоняющего при малейших отклонениях от соблюдения требований Правил движения грозят самыми тяжелыми последствиями. К тому же водитель обгоняемой машины, оценивая ситуацию позади себя, ограничен рамками зеркала заднего вида и по этому зеркальному отражению не всегда сразу может разобраться в намерениях нагоняющего, а обнаружив опасность, вынужден принимать решение в считанные мгновения, поскольку обгон выполняют на большой, как правило, скорости. Поэтому, начиная перестроение, нужно быть уверенным в безопасности маневра на всех его стадиях. В то же время встречаются, к сожалению, и такие водители, которые, взглянув назад и подав сигнал поворота, считают все свои обязанности выполненными и переключают внимание только на то. что происходит впереди. Вот другой случай на той же дороге Волгоград — Астрахань. Опытный водитель Бикмурзин на грузовике ГАЗ—51 приближался к перекрестку, на котором ему нужно было свернуть налево, на полевую дорогу- Бикмурзин посмотрел в зеркало заднего вида, заметил в 200—250 метрах за собой «Жигули» и решил, что успеет повернуть. Он включил указатель левого поворота. снизил скорость до 20 км/час н, проехав 40—50 метров, начал поворот. В этот момент в его заднее левое колесо врезались «Жигули». Водитель «Жигулей» в этой аварии был признан невиновным. Никаких сигналов о маневре идущей впереди машины он не видел (на ней оказалось неисправным реле указателей поворота). Правда, грузовик несколько сместился к осевой линии, но это было воспринято как объезд выбоины на дороге. Поэтому водитель «Жигулей» только принял влево на полосу встречного движения. За те 7—9 секунд, в течение которых Бикмурзин, сбавив скорость, подъезжал к месту поворота, быстрые «Жигули», естественно, нагнали его. Бикмурзин оказался на скамье подсудимых. А все могло кончиться благополучно, если бы он после включения неработающего сигнала левого поворота не пренебрег другими положениями Правил движения. Пункт 70 обязывал его принять «необходимые меры предосторожности». пункт 85 — прямо предписывал посмотреть назад перед началом поворота и убедиться в его безопасности. Выполнив эти требования, Бикмурзин, конечно, увидел бы почти настигшие его «Жигули». Хорошо усвоив требование Правил движения о том, что обгон машины, водитель которой подал сигнал левого поворота и приступил к его выполнению, выполняется справа, многие водители и тут допускают беспечность. Они переносят внимание на полосу встречного движения и не считаются с возможностью обгона слева. А она существует. Обгоняющий может слишком поздно заметить сигнал идущего впереди о его намерении повернуть влево, может не заметить сигнала, залепленного грязью, наконец, сам сигнал может не сработать, как в случае с Викмурзиным. Вот почему несколько пунктов Правил движения регламентируют перестроение с выездом из занимаемого ряда. Кое-кому может показаться, что это дублирование, перестраховка. Однако статистика дорожно-транспортных происшествий убеждает в необходимости всех этих пунктов. Начиная маневр, водитель должен всегда учитывать быстро меняющуюся дорожную обстановку и быть абсолютно уверенным в том. что не" создаст помех другим водителям. И. ЧАУС, автотехнический энсперт г. Волгоград