30
31
Десять табличек с названиями стран пришлось изготовить организаторам чемпионата мира во Львове. Задолго до старта они были установлены возле палаток и обозначали, как это положено по спортивному кодексу, территориальные границы в закрытом парке для гонщиков Англии, Бельгии, СССР, С ША , Финляндии, Франции, ФРГ, Чехословакии, Швеции и Югославии, прибывших на пятый этап. Но в кроссовых чемпионатах сейчас другие порядки, и таблички в подавляющем большинстве лишь символы, а не точные ориентиры, по которым можно найти того или иного спортсмена. Только команды СССР и Чехословакии разместились на отведенных для них площадках. Остальные, презрев национальную принадлежность, укрылись под крыльями мотоциклетных фирм, к о ­ торые финансируют и оплачивают выступление каждого гонщика в мировом первенстве. Напрасно было бы искать новую восходящую звезду кросса Даниэля Пеана возле таблички с надписью «Франция»: он расположился у автобуса с западногерманским номерным знак оми броской надписью «Майко». Адреса бельгийца Раймонда Бовена и шведа Хакана Андерссона испанские — фирма «Монтеса». Вообще закрытый парк — единственное место, где можно увидеть гонщиков, что называется, в домашней обстановке, без шлемов, широких очков и подбородников. Вот рыжебородый крепыш Миккола дает интервью представителям рижской телестудии. Судя по всему, настроение у финна отличное — на первых четырех этапах он обеспечил себе солидный отрыв в очках и теперь уверен, что к титулу чемпиона мира 1974 года на «пятисотках» прибавит такое же звание в классе «250». Гарри Эвертс из Бельгии, прошлогодний чемпион мира в классе «250», держится скромно. Невысокого роста, помальчишески худоватый, с ввалившимися щеками, он явно недоволен собой. «Не могу понять, что происходит сейчас, — говорит Эвертс. — Вроде, и еду так же быстро, и машина не подводит, а хороших результатов нет». Еще более огорченным он будет после финиша соревнований: несколько падений не позволят ему закончить ни первый, ни второй заезд. «Отличная трасса во Львове, — так объяснит Эвертс происшедшее, — но, к сожалению, не под мой стиль: я люблю песчаные или грязные, тяжелые после дождя». 30ПЯТЫЙ ЭТАП НА nflTEPKV150 тысяч зрителей на львовской трассе ф Тон задают советские гонщики ф Борьба за медали обостряетсяДа, трасса пятого этапа испортила настроение не только бельгийцу. Внешне она непритязательна: почти нет на ней сверхсложных участков, которые требовали бы от гонщиков недюжинных физических данных. По общему мнению, она скоростная. Хорошо укатанная, без пыли и грязи, с несколькими длинными прямыми. Но простота эта обманчива. Поощряя участников на высокий темп, демонстрацию длинных прыжков, трасса таила серьезную угрозу подвескам, всей ходовой части мотоцикла. Не случайно финиша в обоих заездах достигала только половина стартовавших. Но это было потом. А задолго до того момента, когда вереница гонщиков с одинаковой надеждой на успех потянулась из тихого закрытого парка по крутому склону вниз, к месту старта, с вершины холма перед участниками открылась картина, которая вряд ли могла оставить кого-нибудь равнодушным. В огромной, редкой по красоте долине, где петляла трасса, кипело настоящее людское море. Поистине неизмерима любовь львовян к мотокроссу. Да и не только львовян. Побывайте в Кировограде, К и ­ шиневе, Полтаве, в Юкках под Ленинградом, в не очень известном молдавском городе Бельцах... Вернемся, однако, во Львов на трассу «Майоровка». Презрев непогоду, отсутствие удобств, свойственных благоустроенным стадионам, задолго до старта заняли места на склонах полтораста тысяч зрителей. Надо было видеть, с какой горячностью они поддерживали своих любимцев гонщиков в алых майках. Любой удачный ход, любая их атака вызывала тысячеголосое ликование, передававшееся волнами по всей трассе. Первый раз зрители ахнули, когда после старта Т. Ханссен решил в высоком прыжке обойти лидера заезда Г. М ои ­ сеева и буквально врезался передним колесом в землю. На этом соревнования для него закончились. А затем долгие семнадцать кругов болельщики бурно поддерживали В. Кавинова, которому никак не удавалось оттеснить Г. Майша и перейти на третье место. Владимир по ­ казал на этот раз не только настойчивость, но и изобретательность в борьбе со своим ближайшим соперником по первым этапам. А разве нельзя было не радоваться той легкости, с которой несся по трассе молодой А. Овчинников. Быть вторым в двух заездах — это отличный результат для гонщика, чей путь к вершинам мирового мотоспорта еще только начинается. Конечно, всем хотелось большего. Обидно было за Моисеева, которого во втором заезде заклинивший дроссель лишил верного призового места. Надеялись на то, что Овчинников с Кавиновым сдержат натиск Микколы, не отдадут лидеру важную для него победу. Но это уже из области возможного, и грех было бы жаловаться на львовский, пятый этап (его результаты приведены, как обычно, в разделе «Спортивный глобус») — он принес прочный успех советским гонщикам. В родных стенах они выступили достойно. На счету Моисеева, Кавинова и Овчинникова после двух заездов одно первое, два вторых и два третьих места — достижение, равного которому, вероятно, еще не было за всю историю выступлений наших кроссменов в мировых чемпионатах. Теперь перед ними открылись хорошие шансы в борьбе за медали мирового первенства. Вообще нынешний состав советской Часть трассы «Майоровка» во время соревнований. Советский гонщик А. Овчинников преследует X. Микколу (№ 14). Фото В. Ширшовакоманды выглядит многообещающим. Вспомните, в разные годы спортивную честь нашей страны защищал либо один сильный гонщик, не имевший серьезной поддержки со стороны своих товарищей, либо необстреленная молодежь, от которой ждать высоких результатов не приг ходилось. Два чемпионских титула были добыты Виктором Арбековым и Геннадием Моисеевым практически в одиночку. Иное дело теперь. Советское трио — Моисеев, Владимир Кавинов и Анатолий Овчинников — представляет собой удачный сплав опыта и молодости. Первым двум близко к тридцати — пора расцвета мотокроссмена. К тому же Геннадий и Владимир прошли уже через горнило многих чемпионатов, и опыта, мастерства им не занимать. Рядом с лидерами нашего кросса выступает 22-летний Овчинников, о больших потенциальных возможностях которого сейчас много говорят тренеры, специалисты. Все трое, разные и по характеру, и по стилю езды, удачно дополняют друг друга, ни одного нельзя упрекнуть в недостаточном настрое на борьбу. Но уж коль так удачен состав команды, закономерен вопрос: почему же первые этапы закончились для нас более чем скромно? Читатели, которые регулярно следят за разделом «Спортивный глобус», знают, что после стартов в Испании и Бельгии Кавинов имел 16 очков и общее седьмое место, а Овчинников (5) с Моисеевым (0 очков) находились в конце турнирной таблицы. Думается, на это есть объективные причины. О них стоит напомнить, чтобы яснее представить себе трудности, которые переживают сейчас наши сборники. Геннадий Моисеев в начале прошлогосезона получил серьезную травму (перелом руки). Участие в заключительных этапах минувшего чемпионата было для него попыткой хоть как-то поддержать спортивную форму. Сейчас рука зажила, но требуется время, чтобы зарубцевалась психологическая неуверенность. Кавинов же имел трехлетний перерыв выступлений в мировых первенствах. Воды утекло за это время много. Иные стали мотоциклы, изменилась техника вождения. Высокое мастерство, стабильность, которыми всегда отличался Владимир, еще не способны сразу ив полной мере компенсировать то, что он потерял за три года. Что же касается Овчинникова, то на его счет существует твердое мнение специалистов: даже многократному победителю национальных первенств нужен не один сезон, чтобы почувствовать себя уверенным, равным, если хотите, полноценным мастером в компании сильнейших гонщиков мира. Здесь своя атмосфера, особые требования и мерки. Все сказанное — не оправдание, а скорее объяснение вялого старта наших гонщиков в нынешнем чемпионате мира, Дальше дела пошли лучше. Уже третий и четвертый этапы, состоявшиеся в Чехословакии и Польше, показали, что процесс адаптации, по крайней мере для Кавинова и Моисеева, подходит к концу. Владимир набрал здесь еще 34 очка, в том числе одержал свою первую победу в заезде. Ровно такую же сумму заработал Геннадий. Итог — резкий скачок вперед: на четвертое и восьмое места в таблице чемпионата. И вот наконец Львов, принесший новый успех. Думается, тем не менее, правомерно говорить о советской сборной не только в триумфальном духе. Да, мы радуемся возвращению Кавинова и Моисеева на правый фланг сильнейших кроссменов мира, верим в скорые успехи молодого Овчинникова. Но на фоне этого благополучия не беспочвенна тревога тренеров за завтрашний день команды. И связана она с особенностями, спецификой нашего спорта вообще. Подобных проблем соперники из капиталистических стран практически не знают. Тот же кросс для них связан с национальным флагом весьма условно. На первом плане здесь интересы мотоциклетных фирм, Их владельцам не составляет труда заключить контракт с двумя-тремя «звездами» любого происхождения. Подготовка резерва, поиски молодых, подающих надежды гонщиков, забота о массовом развитии кросса в стране — эти вещи для фирм непонятны, они им ни к чему. Главное — победа. А кем она добыта — безразлично. Наш же спорт базируется на совершенно иной основе. Как бы успешно ни выступали Моисеев и Кавинов, одним из главных вопросов остается, кто же стоит за ними, кто придет в ближайшем будущем на смену лидерам. И тревожиться тут есть о чем. Ведь за последние пять-шесть лет первый состав сборной, выступающей в классе «250», пополнился лишь одним Овчинниковым. Как-то с трудом укладывается это в сознании, если учесть, что кроссом в нашей стране занимаются тысячи и тысячи молодых людей. Видимо, методы подготовки высококлассных гонщиков, применяемые по сей день, устарели. Изобретать велосипед здесь нет необходимости. Многие олимпийские виды спорта — легкая атлетика, плавание и т. д. — давно имеют свои школы-интернаты. Они нужны и мотокроссу — спорту, требующему ранней специализации и высокой подготовки. Результаты работы таких школ скажутся, конечно, не сразу. Но классных гонщиков они обязательно дадут и заодно позволят вести с ними постоянную воспитательную работу, общеобразовательную и политическую учебу. Львовский этап был знаменателен еще тем, что на нем впервые были представлены новые кроссовые «восходы—250СКУ-3» ковровского производства (см. «За рулем», 1976, № 7). В одном заезде В. Попенко занял на этой машине десятое, а К. Анисимов — одиннадцатое место. Кстати, если бы суммировать результаты по двум заездам, как делалось по старой системе зачета в чемпионате мира, то Анисимов вышел бы на почетное седьмое место. И все же делать какой-то далеко идущий вывод из «боевого крещения» новых «ковровцев» преждевременно. Этим машинам нужна теперь практика. И не в домашних условиях, а в серьезных международных соревнованиях. Видимо, Федерации мотоспорта СССР стоит подумать о возможности участия наших гонщиков на «ковровцах» в этапах Кубка дружбы социалистических стран по мотокроссу. Б. ЛОГИНОВ, спецкор «За рулем» г. Львов 31