Водитель — водителюВ грозу и дождьЯ не профессиональный шофер, но за рулем уже шестнадцатый год, а езжу ежедневно по 80—100 километров, в любую погоду, любое время года. Испытать пришлось, конечно, всякое, а ума набирался в основном на собственных ошибках: ведь на курсах управлять автомобилем в сложных условиях в общем-то не учат. Известно, что летом эти сложности появляются чаще всего в дождь и грозу, и водитель обязан учитывать эти внезапно возникающие обстоятельства. А они разные, — скажем, первые капли дождя и ливень с ветром, размокшие обочины и нанесенная на асфальт грязь, листья и т. п. Как тут «выйти сухим из воды»? На этот счет мне и хочется поделиться некоторым опытом. Не претендую на новизну. То, о чем буду говорить, водителям со стажем, конечно, известно. Но ведь сейчас на дорогах все больше новичков, у них свои трудности. В начале дождя, когда дорога еще как следует не промыта, избегайте резкого торможения. Ведь под колесами кашица из пыли, и автомобиль легко может занести. Асфальт, не имеющий специальной шероховатости, повышающей сцепление покрышек с дорогой, при только что начавшемся мелком дождике бывает очень коварным. Со мной случалось, когда скольжение задних колес в таких ситуациях наступало уже при скорости 50 км/час, а еще при 40 — все-было в полном порядке. Когда дождь усиливается, возникает другая опасность. На дороге появляются лужи, и при большой скорости между покрышкой колеса и покрытием образуется водяной клин, который стремится поднять автомобиль. Колеса теряют сцепление с дорогой, руль и тормоза перестают действовать, машина становится практически неуправляемой. Здесь рецепт только один — снижайте заблаговременно скорость. Как показывает практика, явление это, называемое аквапланированием, возникает где-то при скоростях 70—80 км/час. Значит, держитесь возле отметки «60», и вы сохраните власть над машиной. Затопленные участки проезжайте как можно медленнее. Во-первых, под водой могут оказаться ямы, а для легкового автомобиля даже неглубокая выбоина опасна. Во-вторых, вода может залить приборы, от которых зависит работа двигателя, а вытаскивать застрявшую в луже машину занятие малоприятное. Некоторые в таких местах опасаются, что вода может попасть в выпускную трубу. Чтобы этого не случилось, включайте- первую передачу и поддерживайте достаточно высокие обороты в двигателе (это создаст противодействие воде). Наконец, не забудьте, что мокрые тормоза малоэффективны. Для восстановления их работоспособности, выехав из воды, несколько раз энергично притормозите автомобиль, предварительно убедившись, разумеется, в том, что позади нет другой машины. В грозу многие водители боятся, к ак бы в автомобиль не ударила молния. Вероятность эта ничтожна. Притом, если такое и случится, металлический кузов или кабина надежно защитят людей. Электрический разряд просто стечет по поверхности кузова, и только через антенну радиоприемника молния может проникнуть в салон. Стало быть, перед грозой желательно убрать антенну внутрь. Вот и все особые предосторожности. А что действительно может принести неприятности, так это сильные порывы ветра, такие шквалы в грозу не редкость. При них машину буквально бросает пз стороны в сторону, и порой кажется, что случились какие-то неисправности в рулевом управлении. Поначалу я даже выходил из машины и проверял люфты в соединениях. Потом понял, что перемены в поведении машины — от резких изменений в направлении и силе ветра. Если бы они оставались постоянными, то их воздействие легко компенсировалось бы соответствующим поворотом руля. Но ветер обычно то утихает, то усиливается, и тут надо все время быть начеку, а руль всегда держать надежно. Особенно опасны порывы ветра на вершинах холмов, мостах, эстакадах, при выезде на открытые пространства. Как-то в лесном массиве я ехал с некоторым поворотом руля вправо, чтобы противодействовать ветру с правой стороны. Но, когда лес кончился, поток воздуха неожиданно обрушился на автомобиль слева. И это произошло так внезапно, что я чуть было не съехал с дороги. В шквальную погоду особенно осторожным надо быть на магистральных дорогах, где скорости, конечно, повыше. Здесь на силу и направление ветра может значительно повлиять движение встречных машин. Чтобы ослабить воздушные волны, надо держаться подальше друг от друга при встречных разъездах и обгонах, а может быть, и вовсе отказаться от обгонов. Наконец, в ненастье особенно внимательно следите за дорожными знаками, строго следуйте их предупреждениям' и рекомендациям. Присматриваясь к обстоятельствам многих аварий, которые происходили на скользких дорогах, я заметил, что большая часть случалась именно в тех местах, где были установлены соответствующие предупреждающие знаки. Отнесись водители к ним посерьезнее — и, наверное, аварии бы не было. Я. БРАСС, автолюбитель г. РигаЕсли на клетке слона прочтешь — буйвол, не верь глазам своим! Не правда ли, известный афоризм Козьмы Пруткова невольно приходит на память, ногда рассматриваешь эту фотографию. Адрес диковинки — село Средний Егорлык Целинсного района Ростовской области. Такое неожиданное применение дорожного знака вызывает легкую оторопь. Не потому ли задумался и трудяга-конь? «А мне куда же? — наверное, размышляет он. — Или, может быть, имеются в виду «авто» в одну лошадиную силу?»Хорошо, конечно, если город утопает в зелени, но плохо, когда зеленый друг превращается в противника, пряча в своей листве дорожные знаки. А наново без них водителю? Вот здесь, например, до перекрестка считанные метры, а половины установленных перед ним знаков и не разглядеть. Происходит это в Сочи на Курортном проспекте. Но наши читатели сообщают, что сталкиваются с такими фактами во многих городах. Из ничего рождается проблема. Ведь если по-другому установить знаки непьзя, достаточно подстричь кроны деревьев. Неужели за этим так трудно проследить? Или ждать, пока гром грянет, случится авария? К тому же на снимке, если убрать «маскировку», открывается еще один ляп, уже чисто по линии ГАИ: у перекрестка почемуто два знака, «Пересечение с главной дорогой» и «Проезд без остановки за-' прещен», а должно быть ипи — или. Иначе так и не ясно: что делать — останавливаться или достаточно при. тормозить.13