И 60-лвтию со дня закладки завода А МОВыступая на автозаводе имени Лихачева, Л . И. Брежнев высоко оценил заслуги коллектива и отметил, что пройденный им путь «достоин описания в хрестоматиях по истории отечественной промышленности». Ленинское предсказание о перспективах завода АМО сбылось. Много лет прошло с того ноябрьского парада 1924 года, которым открылась история советского автомобилестроения. Десять грузовиков АМО, прошедшие по Красной площади, были первенцами сегодняшнего ЗИЛа, родоначальника советского автомобилестроения. История старейшего в стране автозавода началась 60 лет назад. 2 августа 1916 года на окраине Москвы, в Тюфелевой роще был заложен завод АМО. Вот основные вехи его истории, о которых мы хотим сегодня напомнить читателям. 28 июня 1918 года. В. И. Ленин приехал вмастерские АМО и выступил перед рабочими. «На этом месте, — с казал он, — будет современный завод, а вы начнете выпускать настоящие советские автомобили». 7 ноября 1924 года — к расная дата в истории завода и отрасли. Вместе с колонной амовцев по Красной площади прошли первые десять советс ких грузовиков. 1929 год. Началась первая коренная реконструкция завода, в результате которой к 1931 году создано первоклассное по тем временам предприятие. 1933 год. Проведен исторический автопробег по маршруту Москва — Каракумы — Москва. Н ачаласьвторая реконструкция. 1941 год. Часть цехов завода эвакуирована на Урал ив Ульяновск. где развернуто производство ЗИС—5В. Этот год положил начало биографиям уральского и ульяновского автомобильных заводов. 1942 год. Завод награжден Ленина. орденом5Y" Лихачевский почеркПринято считать, что ученый имеет дело сявлениями , а инженер — с вещами. И если у ученого есть право работать на завтрашний день, о ткрывать фунд аментальныезаконы природы, к оторыесегодняшняятехникаеще не может сразу же воплотить в дело, то инженер , в отличие от ученого, с вязанжесткими рамками своего дня. Ж изнь ставит перед ним конкретные задачи. Нужно собрать турбину, пробить в горе тоннель на две колеи, сделать скромный домашний холодильник, сконс труировать автомобиль — вот задачи инженера . Как же тогда определяются задачи директора, о рганизатора производства, руководителя предприятия? Обязательно ли должен он быть инженером или только энергичным политиком в своей области, чутко чувствующим конъюнктуру сегодняшнего изавтрашнего дня? Иван Алексеевич Лихачев пришел на свой завод 28 декабря 1926 года. В графе «образование» он написал: «три класса начальной школы и курсы шоферов вчетырнадцатом году». Это был период нэпа — новой экономической политики. В маленьком рестор анчике на Тверской престарелые певицы бывшихимператорских театров под баян пели заграничные песни про любовь. Молодые комсомольцы изучали эсп еранто на случай мировой пролетарской революции и спорили о художественных достоинствах картины «последнего выпуска» — «Катька-бумажный ранет». По московским улицам катили такси «Рено» и автобусы «Лейланд», иностранные грузовики пугали хриплыми клаксонами горластых ломовиков и лихачей, не признававшихникаких правил движения. Автомобилей было еще очень мало. Меньше десяти тысяч на всю страну. По численности автомобильного парка мы уступали не только Америке, но и ближ айшим своим соседям — Польше, Румынии... В стране была безработица, в Рахмановском переулке у биржи труда месяцами стояли в очередях за пособиями безработные металлисты, пищевики, строители... С чего начал Лихачев, бывший слесарь , ш офер , рядовой 192-го запасного полка, коммунист с июня 1917 года, чекист, командир отряда особого назначенияи комендант Дома Союзов в Москве? Инженерного диплома у него не было и опыта работы в автомобильной пром ышленности тоже. Свою директорскую работу Лихачев начал не стехнических совещаний, не с заседаний и даже не с бесед с многоопытными заводскимиинженерами , нач авшими службу ещеприРябушинских . Он пошел по цехам. Он ходил по заводу, з накомилсяс людьми, всех выспрашивал ивсе замечал. Не нравилось ему, что лежати мокнут на сырой земле возле ДОЦа — деревообрабатывающего цеха — бревна и доски, не нравилось, что литейные материалы , поступающие на завод вразных вагонах, п риразгрузке смешиваются и от этого бывает брак. Он начинал с малого — с режима экономии. Через десять лет в Детройте его примет Генри Форд-старший, создатель могущественной автомобильной империи, и скажет: «Ведите хозяйство по-нашему, и вы многого добьетесь, мистер Лихачев. Автомобильные дороги ведут в Америку». Лихачев позволит себе не согласиться и скажет, что это временное явление: «Настанет день — и просим кнамв Москву. У нас тоже ребята головастые есть». Сегодняшние мерки для того времени непригодны. Дитя эпохи, он был Чапаевым в промышленности, он нащупывалдиректорский почерк и мечтал о новом заводе при неколебимой уверенности, что ветер века «в наши дует паруса». Он рос вместе со своей странойи своим заводом. Когда знакомишьсяс его биографией, то понимаешь , что он историчен: его хлопоты, победы, п ораженияи мечты соизмеримы со временем, с темпом лет, когда о.лу было доверено руководить заводом. Чтоб стать тактиком и стратегом автомобильного производства, ему понадобилось несколько лет. Он начал вникатьвинженерные премудрости в Москве, потом была Германия, з аводы Опеля, поездка в Италию, к омандировка на америк анский завод «Бадд», и зготовлявшийштампыдля кузовов исами кузова. Он был в Турине, з накомилсяс ФИАТом. Когда началасьперваяреконструкция завода и бывший АМО должен был преврат итьсявкрасный автогигант, с конвейера которого каждые4 минуты 12 секунд сходил бы готовый грузовик, и требовал ась основная идея строительства, Лихачев абсолютно четко определил ее для себя ипридерживался до конца, поним ая , что руководитель не имеет праванеуправляемокидатьсяизстороныв сторону. Существовал некий замкнутый круг, и вырватьсяиз него было непросто. Для того чтобы развиватьпромышленность , нужен был автомобиль, а для самого автомобиля нужна была развитая промышленность. Он говорил: «Автомобиль не сам по себе, он не в поле растет». Ему нужна сталь, к раски , р езина , н уженхороший бензин. А если техмарок стали еще нет, и краски нестойки, и резину отечественную не всегда можно получить внужных количествах, что тогда? Годы первой пятилетки. Страна торопила время, была задача посадить крестьянина на трактор , а рабочего на автомобиль, чтобы стать непобедимыми. Лихачев доказывал , что нужно учитыв атьнаши условия. Строить завод с заделом, с мечтой на будущее. В ыпускать хороший, с кромный автомобиль, недорогой, н онадежный . И главное — чтоб весь заводской организм был гибким: появил ась новая сталь — тут жееев дело. «Красный пролетарий» выпустил новые станки — сейчас их у себя и поставил. Вот такимманером , постепенно, но верно автомобиль будет улучшаться , а завод — с тановитьсясверхсовременным . Он был поборником чистоты и технич еской эстетики, хотя тогда и не было этого термина. Он умел уделять больше внимания вопросам «воздуха, света, красоты зданиякак внутри, т акис внешней стороны». Став наркомом среднего машинострое ­ ния и определяя тенденцию развития нашего автомобилестроения, он настаивал . что грузовикии автобусы надо оснащать дизелями. Б ыл сторонником строительства широкой сети автоагрегатных заводов н мечтал о том дне, когда на дорог ах Советского Союза появитсямассовыемалолитражный автомобиль, простой в обращении, э кономичныйи современный... Сейчас это кажется естественным, но втридцатые годы ивначалесороковых требовалось немало волн и принципиальности, чтоб отстаивать эти свои взгляды. И он их отстаивал, к расныйдиректор Иван Лихачев, д рался , выбивал фонды . «Твердо держит руль завода шофер Лихачев», — писали в газетах, о нем еще при жизни выходили повести и снимались фильмы . Он был популярен, потому что его и таких, к ак он, родила революция. Б ылиЛихачевыинженеры , были ученые. Они считали, что, посадив рабочего икрестьянина за книгу, м ы будем непобедимы. Б ылиЛихачевы врачи. Они знали, что, дав народу здоровье, мы будем непобедимы. Б ылиЛихачевы военные, были строители, были морякии пол ярники . Основной закон времени учил их, что надо отдать себя своей стране, и тогда мы будем непобедимы. Сорок пять лет назад, когда закончил асьперваяреконструкция АМО. позвол ившая вместо 3тысячгрузовиковв год делать 25 тысяч, Иван Алексеевич произнес фразу , с тавшуюкрылатой : «мы фактическипришили пальто к пуговице». С тех пор завод, н осящийимя красного директора, не разрасширялии реконструировали. Сегодня уже не 25, а 205 тысячмашинв год ему по плечу. Эти цифрынаписаны тем желихачевским почерком. Как удалось добиться их коллективу завода?.. «Надо отдать себя своей стране...»1944 год. Завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. 1946 год. Н ачалась третья реконстр укция завода. 1949 год. Завод удостоен ордена Ленина. 1956 год. Заводу И. А. Лихачева. второго имяприсвоено1971 год. Завод награжден третьим орденом Ленина. Группа работников ЗИЛа удостоена Государственной премии СССР в области техники. 1972 год. Создано Московское объединение по производству грузовых автомобилей «ЗИЛ». Это сложный комплекс специализированных заводов, включивший в себя тринадцать предприятий. 1974 год. Сошел с конвейера миллионный автомобиль смаркой «ЗИЛ». 1976 год. Завод награжден орденом Октябрьской Революции. Для вручения ордена на ЗИЛ приехал Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев и выступил перед коллективом рабочих с большой речью. От десяти неуклюжих грузовиков АМО до 200 тысяч современных ЗИЛов в год — таков путь прославленного московского автозавода, носящего имя И. А. Лихачева, бывшего слесаря-путиловца, красного директора, как его называли. Ивану Алексеевичу в этом году исполнилось бы 80 лет. О нем рассказывает в своем очерке писатель Евгений Добровольский.Е. ДОБРОВОЛЬСКИУю