ОБОРОННОЕВперед и выше!Первый мой наставнин — инструктор магнитогорского аэроклуба ДОСААФ Николай Константинович Матюшин , шофер по начальной своей технической профессии, в свободные от полетов минуты любил поговорить ожизни . От него мы, аэроклубовцы, частеньно слышали: «Вперед, ребята, и — выше. Вперед по земле, по жизни , выше — в небо!» Сам он, сын бедного уральского казака, в тридцатых годах, придя строить Магнитку, овладел автоделом, стал водителем. Перед войной, окончив аэроклуб, пересел из кабины автомобиля в кабину самолета. Отважно сражался с фашистскими захватчиками. После фронта вернулся в родной Магнитогорск, дал путевку в небо Родины сотням летчиков. Словом, «Вперед и выше!» относилось прежде всего к нему самому. И сегодня, когда оборонное Общество отмечает свое пятидесятилетие, я еще и еще раз вспоминаю аэроклуб, своих первых наставников, всех, кто научил летать, научил жить . Без аэроклуба не было бы и полетов в космос. Не один я обязан оборонному Обществу выходом на большие высоты. Каждое утро, направляясь на работу, мы, космонавты, проходим мимо памятника Юрию Алексеевичу Гагарину. Наш незабвенный Юра, запечатленный в мраморе, очень бы порадовался сегодня тому, к ак растут успехи покорителей космоса. Он, Юра, был первым. Я четвертым. Сегодня рядом с нами, ветеранами, ш агают молодые, у же побывавшие на орбите или готовящиеся выйти на нее. Многие из нас приобщались ктехнике , к авиации в оборонном Обществе. Его питомцы Юрий Гагарин, Валентина Николаева-Терешкова, Андриян Николаев, Георгий Береговой, другие мои товарищи по профессии, к аки я, сказали бы сегодня от души слова бла-С любовью к техникеКакой мальчишка не мечтает прокатиться на автомобиле, почувствовать вруках руль! Мне кажется , т аких нет. Во всяком случае, мы со сверстниками ужев семь лет бегали вгараж и, чтобы получить разрешение хоть минутку подержаться за «баранку» старенького газогенераторного автомобиля, старательно чистили и промывали сотни «колец Рашека». ( У же гораздо позже узнал я, что кольца эти нужны для очистки газа, получаемого из обычных деревянных чурок. А нынешние ребята и не подозревают, что существовали такие устройства!) Но постепенно детское любопытство сменилось более зрелым интересом. И, когда мне исполнилось четырнадцать) этот интерес привел меня в Клуб юных автомобилистов при ДОСАРМ. Вот с этого момента оборонное Общество вошло в мою жизнь . В КЮА я получил свои первые вжизни , юношеские водительские права. И до сих пор с огромным уважением вспоминаю людей, которые в трудный послевоенный 1946 год сумели выучить нас, привить любовь к технике, развить жажду знаний. Были трудностиЯ благодарен этим годамНаверное, в жизникаждого человека есть такая пора, о которой он может впоследствии сказать эти слова. У меня такая пора — 30-е годы. Техииной тогда «болели» многие. Дело было новое. Увлекся и я. Сам изучил автомобиль, научился разбираться во всех его системах. И в то же время тянуло к самолетам: часами пропадал взалах музея Аэрохима, читал все о летчиках. Ездил на Первомайскую (ныне ст. Планерная), чтобы полюбоваться полетами планеристов. Но автомобиль, казалось, пересилил. Здесь, в Москве, устроился в ордынский автобусный парк. Работал сначала смазчиком, кончил курсы водителей (свидетельство № 14177, выданное 24 апреля 1930 года, храню до сих пор). Вскоре стал работать самостоятельно. В эти годы, конечно, я уже был членом Осоавиахима. Но переход от просто членства к активной работе произошел чуть позже. Толчком послужили занятия в планерной школе. В автобусном парке дисциплина была строжайшая , опоздания на линию не допускались. Но и на занятия вшколу тож е опаздывать было нельзя. Приходилось пересчитывать каждую минуту. И это постепенно вошло в привычку, осталось на всю жизнь . В 1931 году окончательно оставил шоферскую работу и перешел в районный транспортный совет Осоавиахима инструктором, стал штатным работником оборонного Общества. Потом было много всего. Учился, летал, осваивал новые самолеты. В войну служил в десантных войсках. Случалось .водить в тыл врага, к партизанам, планерные поезда; участвовал в боевых вылетах. После войны многие годы испытывал самолеты.Родина и долг„.1935 год. Сочи, Я регулярно прихож у на квартиру к Николаю Островскому, писателю, бойцу, прикованному недугом н постели, п ишу его портрет. Сеанс за сеансом, сеанс за сеансом. Его героический роман «Как закалялась сталь» вызвал целую бурю откликов. Потоком шли письма, автора навещали участникигражданской войны, молодые рабочие, красноармейцы. Однажды, когда я заканчивал очередной сеанс у постели писателя, в комнату вошел военный с ромбами в петлицах, стройный, подтянутый, глаза острые, проницательные,Это был Эйдеман. Он поздоровался. Сел в сторонке и ждал, пока я окончу работу. Островский и Эйдеман тепло улыбнулись друг другу. Пошли воспоминания, расспросы. Да и как иначе, ведь революционер-подпольщик, один из храбрейших командиров гражданской войны Роберт Эйдеман и Николай Островский — однополчане: будущий писатель был бойцом в соединении, которым командовал Эйдеман. Роберта Петровича яуже знал. Это было время, когда он стоял во главе Центрального Совета Осоавиахима. Горжусь, что был близок к его делам, к его товарищам и помощникам. Родина и долг — таковы были помыслы и дела осоавиахимовцев предвоенных лет — руководителей и рядовых. И,К штыку приравняв пероСмею причислять себя к поколению советских литераторов, чье творчество связано с Великим Октябрем, г раждан ­ ской войной, советскими пятилетками, с идеями нашей партии озащите социалистического Отечества. От ленинского Всевобуча до сегодняшнего многомиллионного Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту — это, в сущности, и мой путь, путь моих товарищей по литературному творчеству, поэтическому цеху, которые, по выражению Владимира Маяковского, к штыкупри ­ равняли перо. Да, думы и дела партии и народа об укреплении обороны Советского государства, его армии, огромное стремление миллионов трудящихся к овладению азбукой военного дела вдохновляли нас, писателей, поэтов, на поиски новых тем, на создание героического образа защит ­ ника Родины. Красноармеец в буденов- ОБЩЕСТВО В МОЕЙ ЖИЗНИгодарности в адрес ДОСААФ, в адрес первых своих учителей и наставников. Моя жена Марина Попович самым непосредственным образом причастна н высоте и скорости. Не берусь судить, к акую роль на пути ее в авиацию сыграл я, но ДОСААФ сделал ее летчицей — это точно! Правда, чтобы достичь заветной мечты, ей пришлось обращаться лично к маршалу К. Е. Ворошилову, который был тогда Председателем Президиума Верховного Совета СССР. В семейном архиве у нас хранится копия заявления Марины с такой припиской Климента Ефремовича: «Председателю ЦК ДОСААФ генералмайору тов. Каманину. Рассмотреть заявление и, если данные соответствуют, направить в школу летчиков ДОСААФ». Данные, как выяснилось, соответствовали... Так что юбиляру — оборонному Обществу мы шлем семейное спасибо, А молодежи от души желаем осваивать технику, изучать мотор, учиться управлять мотоцинлом, автомобилем, заниматься спортом, закалять себя морально и физически, следовать доброму завету: вперед и выше! Генерал-майор авиации П. ПОПОВИЧ, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союзаи с помещениями, и с наглядными пособиями, и с учебными автомобилями (кто их тогда не испытывал, трудностей!), но энтузиазм наших учителей, чувство высокой ответственности за каждого из нас не знали границ и помогали преодолеть все. Их любовь к делу, преданность профессии помогли определить дальнейший жизненный путь, выбрать свое ремесло. В 1951 году окончил Московский автомеханический техникум, ушел в армию. Но и там не порвал с дорогими сердцу «железками» — служил в мотоциклетной части. Еще будучи студентом, увлекся мотоспортом, участвовал в соревнованиях. Большихтитулов не имел, но любовь к спорту, умение прилично ездить очень помогли в армейской жизни . потом снова была учеба — у жев институте. И опять активная деятельность в ДОСААФ, где по поручению комитета занимался организацией мотоциклетных курсов. Прошло уже около 20 лет, но и сейчас мы, встречаясь, вспоминаем набережную Яузы, где ребята осваивали азы мотоциклетного дела. Говорю все это не потому, что хочу отметить вехи своей «мотоциклетно-автомобильной» биографии. Главное, на мой взгляд, в том, что любой человек, однажды приобщившись к отряду «моторизованных» людей, сумеет лучше понять все прелести и все ущербности, которые несет с собой моторизация и технизация общества. В наш бурный век каждый молодой человек, независимо от профессии, должен, без сомнения, пройти школу автомобилизма. Нельзя понять сущность научно-технической революции, не имея опыта общения с техникой. А успешнее всего это общение складывается в молодые годы в рядах ДОСААФ. В. ИВАНОВ, профессор, доктор технических наук, директор НИИАТаВ работе испытателей случается всякое. И мотор может отназать, и машина перестанет слушаться — режимы-то не рядовые, критические, к аку нас принято говорить, «крайние». И потому человек, ведущий испытания, тоже обязан выдерживать перегрузки, к ак физические, так и психологические. Не покривлю душой, если скажу , что первичную закалку, помогавшую позже выдерживать эти перегрузки, я получил именно в нашей добровольной патриотической оборонной организации, в Осоавиахиме. И с преемником Осоавиахима — ДОСААФ у меня прочные связи по сей день. До сих пор езжу на мотоцикле иготов всемерно агитировать за него. Продолжаю ездить на автомобиле. По душе мне и спорт. Много раз участвовал в планерных соревнованиях, сам судил их. Ко всему прочему, являюсь спортивным комиссаром по регистрации авиационных рекордов. Подводя итог, могу сказать, что всегда оборонное Общество было для меня лучшеи школой жизни . И сегодня, отмечая его полувековой юбилей, мы, ветераны, отдаем ему дань глубокой признательности. С. АНОХИН, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР. лауреат Государственной премии СССРне скрою, на моем творчестве это отразилось самым непосредственным образом. Зверское нападение гитлеровцев на нашу землю застало меня в Ленинграде. И я, к ак мог, кистью и пером помогал победе над врагом. Предлагаю «рабочий» портрет шофера Николая Ладанова. История написания его такова. 26-й ночной авиационный полн, входивший в состав 7-го истребительного авиакорпуса, не знал покоя ни днем ни ночью. Бесстрашные пилоты поднимались в воздух беспрерывно. К осени 1941 года в небе над Ленинградом они сбили свыше 300 вражеских самолетов. Коля Ладанов на ЗИС — 8 — автобусе, видавшем виды, в предрассветной мгле доставлял летчиков-«дневни-ков» на аэродром, а по вечерам возил «ночников». Путь пролегал под бомбежками, обстрелами, почти десять километров — по ледовой Ладоге. Однажды ранним осенним утром, улучив минуты между рейсами, я сделал зарисовку водителя. Она вошла в один из восьми альбомов, выпущенных в блокадном Ленинграде. Среди почти 600 работ, сделанных на фронте, портрет водителя Николая Ладанова — один из самых мне дорогих. Шофер Ладанов — воспитанник курсов Осоавиахима — к ак бы олицетворяет собой образ труженика фронтовых дорог. А. ЯР-КРАВЧЕНКО, народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССРгтаг?'зт*.Viifwj^.ке с винтовкой вруках не раз воспет в стихах Демьяна Бедного, Александра Безыменского и других моих сверстников. Создание, становление и деятельность Осоавиахима проходили, к ак известно, в условиях империалистической угрозы, непрерывных военных провокаций против нашей страны. И мы, литераторы, посвятили оборонной теме, участию трудящихся в подготовке резервов для Красной Армии немало своих произведений, нередко прямо призывали к овладению оружием, военной техникой. Снова сошлюсь на Маяковского: «Возьмем винтовки новые, на штык — флажки, и с песнею в стрелковые пойдем кружки ! » — звал он молодежь. Эти поэтические призывы никогда не теряли своей актуальности. Помню, к ак мы в содружестве с композитором Дмитрием Покрассом написали песню, которая была довольно популярна в предвоенные годы. Две последние строчки ее припева тоже напрямую призывали крепить оборону страны, вступать в Осоавиахим. Тема защиты социалистического Отечества, воспевание героизма воинов армии и флота составляли основу моего творчества в годы Великой Отечественной войны и после ее победоносного завершения. Стихи, поэмы, песни и сегодн я — в строю. Они зовут новые поколения советских людей к бдительности, овладению военными знаниями, готовности к защите завоеваний Октября. Потому я по праву ветерана оборонного Общества рад поздравить его с полувековым юбилеем и пожелать ему быть и впредь верным помощником и резервом наших славных Вооруженных Сил. Александр ЖАРОВ, поэт