10
11
ИЕПШЗЗЯПроблема запасных частей всегда была жизненно важной для каждого автомобилиста. Ведь у любой, даже самой совершенной машины невозможно обеспечить одинаковую долговечность в эксплуатации всех ее деталей. Невозможно потому, что условия работы, дорожные и климатические и даже хранения машины могут существенно различаться. А если бы все-таки удалось создать идеальную в этом смысле машину, то аварии и неквалифицированная эксплуатация, от чего мы в массе не застрахованы, все равно бы вызвали к жизни вопрос о запасных частях. Бурный темп автомобилизации, естественно, привел к росту потребности в запчастях. Решение этой проблемы приобрело теперь большое государственное значение, и это отражено в «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы». Наш корреспондент Н. СЕМИНА обратилась к начальнику отдела автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения Госплана СССР Виктору Яковлевичу СЕЛИФОНОВУ с просьбой рассказать о том, как конкретно будет решаться проблема в десятой пятилетке. Мы выделили из широкого круга вопросов, связанных с запасными частями, те, которые заботят в первую очередь владельцев индивидуальных автомобилей. — Слово «дефицит» в лексиконе автопюбителей едва ли не самое распространенное, когда речь заходит о запчастях. Как образуется этот дефицит! — Он складывается из разности спроса и предложения. Спрос на запасные части в общем зависит от парка автомобилей и длительности их службы. По нашим и зарубежным данным, легковая машина живет 10—15 лет. После этого срока эксплуатация становится убыточной и владелец стремится заменить ее новой. Не секрет, что пока у нас в стране спрос на легковые автомобили еще не удовлетворен, но принятые в прошлой пятилетке меры по росту увеличения их выпуска позволили в немалой степени улучшить положение. Симптоматично, что теперь во многих городах страны подержанные машины старых моделей находят гораздо меньше покупателей. Эта картина — следствие значительного пополнения парка новыми автомобилями, главным образом волжского и ижевского заводов. В то же время резкий рост парка влечет за собой еще большее увеличение потребности в запасных частях, причем проявляется оно с некоторым запозданием. Потребность в запасных частях возрастает по мере старения автомобилей примерно на 15% в каждом последующем году. Таким образом, когда мы начали продавать населению в больших количествах легковые автомобили (в 1975 году в семь с лишним раз больше, чем в 1970 году), то спустя год или два после поступления крупных партий автолюбители стали испытывать нужду в запасных 10 частях, хотя сначала не только не ощущалось ее, но даже могло создаться впечатление, что отдельные запчасти имеются в избытке. — Очевидно, чтобы ликвидировать этот дефицит, надо отчетливо представлять себе его слагаемые! — Да, можно выделить, на наш взгляд, четыре важнейших составляющих. Первая связана с объемом производства запасных частей. В современном автомобиле более 15 тысяч деталей, но быстро выходят из строя несколько десятков, то есть десятые доли процента. Среди них значительная часть приходится на стекла, фары, щетки стеклоочистителей, тормозные шланги, сальники, манжеты. Либо целиком эти детали, либо важнейшие их компоненты заводы автопромышленности получают от других отраслей. Но мера ответственности перед потребителем у автозаводов и этих предприятий-смежников, увы, была разной. Теперь ведущая роль, с вытекающими отсюда правами контроля за выпуском таких деталей, должна быть отведена Министерству автомобильной промышленности. Но это одна сторона дела. Что касается производства запасных частей на автомобильных заводах, то мировая практика показывает: далеко не все. детали следует выпускать для ремонтных нужд. Например, стоит ли поставлять в запчасти кузова? Экономист ответит — нерентабельно: розничная цена кузова в сборе (окрашенного и обитого) составляет 50—60% от цены новой машины. Замена пришедшего в негодность кузова на старом автомобиле — это, по существу, комплектация новой машины. Особо надо сказать о запасных частях к моделям, снятым с производства. Объем их выпуска в связи с падением спроса постоянно сокращается. Полностью же прекратить его — означает обречь на бездействие машины, владельцы которых 'по тем или иным причинам не в состоянии приобрести новый автомобиль. В то же время для завода невыгодно изготовление малых партий таких деталей и сохранение чрезмерно широкой номенклатуры запчастей, Где выход? Может быть, на такие детали следует установить значительно более высокие отпускные цены для предприятий, как это делают автомобильные фирмы за рубежом, и более высокие розничные цены. — Мы, кажется, подошли к вопросу о стимулировании производства запчастей. Несколько лет назад считалось, что, как только вступит в строй филиал АЗЛК в Кинешме, проблема с «москвичами» будет решена. Но этого не произошло, видимо, по причинам экономического характера. Так какие сейчас принимаются меры, чтобы стимулировать производство запчастей! — Обязательная номенклатура по запасным частям — сегодня составная часть плана наших автомобильных заводов. Дело в том, что из-за малой розничной цены мелкие детали всегда оказывались в невыгодном положении. Согласно новому порядку особо учитываемый список деталей, отчет по выпуску которых проходит через ЦСУ СССР, обязывает заводы к изготовлению определенного ассортимента деталей. На лервый план выдвинут выпуск уже не только по объему производства в рублях, а именно по ассортименту, достаточно широкому. В стоимостном выражении производство запасных частей на наших заводах составляет существенный процент от всей продукции, и их выпуск растет с каждым годом более высокими темпами, чем самих автомобилей. — Мы познакомились с первой составляющей дефицита в запчастях. А последующие, например вторая... По логике вещей она связана с движением деталей от завода к потребителю, их распределением и учетом спроса! — Так оно и есть. Что делается в этом отношении? По существовавшей до сих пор системе распределением запасных частей занимались многие организации и министерства. Одного хозяина в этом деле не было. Теперь картина начала меняться. Так, Волжский автозавод почти полностью осуществляет в своих автоцентрах обслуживание «жигулей» и их ремонт. За снабжение этих центров запчастями отвечает непосредственно завод. Опыт ВАЗа будет распространяться на другие предприятия, выпускающие легковые автомобили. В годы девятой пятилетки было проведено многостороннее изучение положения, сложившегося с запасными частями для автомобилей, в том числе индивидуального пользования. Его осуществили сотрудники института проблем управления Академии наук СССР совместно с «Союзсельхозтехникой» при участии республиканских министерств автомобильного транспорта. Уже тогда стало ясно, что нехватка запасных частей в значительной мере обусловлена неудовлетворительной организацией распределения. Нередко заводы — изготовители запчастей сталкиваются с трудностями отгрузки. Магазины и станции обслуживания зачастую не имеют достаточных по площади складских помещений для хранения и не принимают их от заводов, невольно вынуждая последние к сокращению поставок. Случается, когда в •шшлодном городе на складах скапливаются в избытке детали, которые являются дефицитом в другом. При этом надо еще отметить, что есть детали, которые не могут долго храниться или требуют специальных условий для складирования, чтобы не потерять своих основных свойств. Из сказанного следует, что нам нужна хорошо организованная сеть складов с налаженной системой информации о номенклатуре имеющихся деталей, как это сделано в странах с хорошо организованным обслуживанием автолюбителей. Только поставив дело распределения и учета запчастей на индустриальную основу, мы вправе рассчитывать на устранение дефицита, связанного со второй составляющей. Третья составляющая — аварии. Они поглощают запасные части в немалых количествах, причем выходят из строя не только крупные детали, такие, как узлы передней подвески, лобовые стекла, крылья, двери, но и мелкие, хотя и очень необходимые: ободки фар, боковые молдинги, задние фонари, указатели поворота. Названные детали быстро попадают в число дефицитных, как только на улицах и дорогах появляется масса малоопытных водителей, которые впервые сели за руль собственного автомобиля. А поскольку за последние несколько лет парк машин индивидуального пользования резко вырос, эта статья дефицита столь же резко прибавила в удельном весе. Раз речь зашла о третьей составляющей, которая в прошлом не очень-то давала о себе знать, следует сказать об учете спроса на запасные части. Пока это дело находится у нас в зачаточном состоянии. Нет центра, который бы постоянно был в курсе событий, где, какие ив каких количествах нужны детали к машинам той или иной марки. Такой центр, будучи связан с сетью складов и контролируя, таким образом, наличие деталей, помог бы оперативно решать вопросы снабжения автолюбителей запасными частями. Безусловно, создание такого центра, сети складов и системы учета — дело дорогое. Однако если принять во внимание, что эти затраты окупятся экономией в выпуске запасных частей ик тому же могут быть частично и постепенно отнесены на счет услуг, оказываемых владельцам машин, то надо признать целесообразность такого шага. — Очевидно, в будущем Минавтопрому, на который теперь возложена большая ответственность за обеспечение автомобильного парка, и в частности индивидуального, запасными частями, придется принять меры по претворению в жизнь той комплексной системы, о которой вы говорили. Тем более что она еу-Осуществить комплекс мероприятий, направленных на усиление ответственности отрасли за обеспечение автомобильного парка запасными частями. Значительно улучшить организацию капитального ремонта автомобилей, а также техническое обслуживание легкового транспорта, принадлежащего гражданам. Из «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 годы»ществует не только в головах ученых и проектировщиков, но нашла практическое применение в ряде стран. — Да, это действительно так. Но решение проблемы запасных частей невозможно, если не учесть еще одно важное, психологическое обстоятельство. Это четвертая составляющая дефицита. Мы должны иметь в виду, что автолюбитель — особая категория потребителя. На многолетнем опыте, своем и чужом, он верит в могущество дефицита. Не избалованный сервисом и разнообразием ассортимента в автомагазинах, он привык приобретать детали впрок, иметь запчастей побольше. Такой автолюбитель «старой закалки» внутренне готов эксплуатировать машину лет двадцать и заготавливает детали на будущее. Он может выручить ими приятеля, и у него меньше вероятность бить поклон «дяде Васе». С каждым годом положение с обслуживанием автолюбителей, их снабжением запчастями постепенно меняется в лучшую сторону. Но застарелые привычки уходят в прошлое куда медленнее. Обратимся к примеру. У нас автолюбителю на год нужно две манжеты тормозных цилиндров. Стоят они копейки, и покупают их, конечно, не по две — пять штук, а оптом и складывают про запас. То же с сальниками, свечами, щетками стеклоочистителей. Между тем, как правило, промышленность делает запчасти в количестве, не меньшем разумной потребности, то есть в расчете на реальный парк машин. Именно так планируется выпуск деталей, которые сам автолюбитель превращает впоследствии в дефицит. Я назвал четыре главнейших причины нехватки запасных частей, которые в основном и определяют общую картину. Речь у нас шла об индивидуальных владельцах автомобилей. Добавлю, что все сказанное в равной мере относится ик мотолюбителям, которых у нас сегодня почти втрое больше, чем автолюбителей. — Анализируя причины дефицита запасных частей, вы попутно указали и способы их устранения. Не могли бы вы в целом обрисовать картину расширения производства запасных частей в десятой пятилетке! Какие пути намечены в этом направлении! — Логично выделить здесь два пути. Первый — резкое увеличение выпуска запасных частей и второй — более экономное их расходование, более разумное распределение. Известно, что в десятой пятилетке количество легковых автомобилей, находящихся в личном пользовании граждан, увеличится в 1,9 раза. Сейчас их в стране около 4 миллионов (за девятую пятилетку стало больше в 2,7 раза), а к концу 1980 года ожидается около 8 миллионов.Поэтому продолжается работа по увеличению мощностей для производства запасных частей и объемов их выпуска. Несмотря на повышение долговечности автомобильной техники, обеспечение потребности в запасных частях остается важной народнохозяйственной задачей, на выполнение которой государство отпускает немалые средства. Например, на развитие мощностей для увеличения общего выпуска запчастей к 1980 году запланировано капиталовложений более 1,5 миллиарда рублей. По пятилетнему плану предусмотрено увеличить выпуск запасных частей в 1980 году почти в 1,5 раза по сравнению с 1975 годом. Запасные части к легковым автомобилям введены а народнохозяйственный план как товары народного потребления или массового спроса. Эта мера дала большой эффект: производство их с 1972 года увеличилось в три раза. Графа «Особо учитываемая номенклатура изделий» в государственном народнохозяйственном плане включает около 300 позиций запчастей к автомобилю, и это список не окончательный. Он уточняется, обновляется ежегодно с учетом изменения спроса. Однако положение пока еще не назовешь благополучным. Вот почему созрел новый план технического обслуживания и обеспечения автомобилей запасными частями. В основе его лежит опыт автоцентров, созданных по инициативе ВАЗа. Представляя собой продолжение предприятия, они стали наиболее организованной и непосредственной формой связи потребителей с автозаводом. Сеть их значительно расширяется. В десятой пятилетке планируется построить еще 55 автоцентров, из них 17 с вводом в действие в 1981 году, дополнительно к вступившим в строй в девятой. Это самая ценная практика, которой мы сегодня располагаем. В развитие этой практики Минавтопром СССР выступил с предложением полностью передать ему в ряде республик дело обслуживания легковых автомобилей. Уже принято решение о сосредоточении автосервиса индивидуальных автомобилей в системе Минавтопрома с реализацией рыночных фондов на запасные части к легковым автомобилям по Белоруссии, Азербайджану, Молдавии, Латвии, Киргизии, Таджикистану, Туркмении. На автозаводах расширяются и создаются механизированные склады запчастей с применением ЭВМ для учета и номенклатурного планирования их производства. Централизация автосервиса вместе с другими мероприятиями, надо ожидать, позволит решительно улучшить все дело технического обслуживания и обеспечения запасными частями индивидуальных машин. Как видим, многое из намеченного уже осуществляется в десятой пятилетке и полностью отвечает большим задачам, поставленным перед автомобилестроением на XXV съезде КПСС. 11