Невиданными ранее темпами растет за последние годы автомобильный парк страны. Автомобилизация приняла поистине массовый характер, и это сразу же поставило ряд новых проблем перед градостроителями. Одна из них, пожалуй, самая острая — строительство гаражей и стоянок для автомобилей, принадлежащих населению. Не случайно «Основными направлениями развития народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 годы» она возведена в ранг задач государственного значения. В наших крупных промышленных городах в не таком уж далеком будущем на каждую тысячу жителей, по расчетам, придется 120 — 150 автомобилей. Цифра сама по себе значительна, но и она может быть перекрыта: потребности людей, их покупательные возможности с ростом благосостояния все увеличиваются. Не учитывать этих факторов в планах развития городов нельзя. Одним словом, гаражи необходимы городу. Но какие и где? Как показала жизнь, для каждого автомобиля следует предусматривать два места стоянки: постоянного хранения — в пешеходной доступности от дома, где живет владелец, и временного — возле предприятия, где он работает, и учреждений культурно-бытового обслуживания. Но во многих городах свободных территорий практически не осталось. А если они и есть, то зарезервированы под жилые кварталы и предприятия. При дефиците площади наиболее разумное, на наш взгляд, решение — строительство многоэтажных наземных гаражей-стоянок. Если в расчете на один автомобиль 22 одноэтажный боксовый 2 гараж занимает 18 м , то двухэтажный — уже 12 м , а пятиэтажный — только 5м . Видите, как существенно уменьшается потребная для гаражей площадь. Этот экономический фактор, конечно же, учитывают наши проектировщики. И еще один. Средства владельца машины пока остаются основным источником финансирования гаражного строительства. Поэтому надо, чтобы стоимость машиноместа была минимальной, как и затраты на эксплуатацию здания. Многоэтажные гаражи-стоянки этим требованиям соответствуют. Итак, финансовые возможности, имеющиеся материальные и трудовые ресурсы — все говорит за то, что для крупных городов целесообразно планировать строительство гаражей-стоянок манежного типа, которыми будут владеть кооперативы или объединения «Автотехобслуживания».Для вас и вашей машиныУНИВЕРСАЛЬНАЯ ЛОПАТАОтправляясь на машине за город, трудно предвидеть, какие препятствия встретятся на пути. Опытный водитель всегда берет с собой лопату, топор, а иногда и пилу. Если они и не понадобятся для освобождения застрявшей машины, то будут полезны на привале. Харьковский завод контрольно-измерительных приборов взялся помочь автолюбителям, приступив к выпуску компактного комплекта. На прочную рукоятку можно по выбору установить штык лопаты, топорик или пилу. Благодаря шарнирной головке каждый из этих инструментов легко и быстро можно смонтировать в одном из трех фиксированных положений. В сложенном виде лопата со сменными насадками укладывается в чехол и весит всего 1,5 кг. В багажнике автомобиля, мотоцикла, даже в рюкзаке туриста для нее всегда найдется место. Цена лопаты ЛА (артикул ХК-049-02-44) 8 руб. 50 коп. Торгующие организации могут обратиться в харьковскую контору объединения «Спорттовары» по адресу: 310009, Харьков-9, проспект Гагарина, 183-а.Новые типовые проекты коллективных гаражейУчитывая все эти факторы, «Гипроавтотранс» разработал серию типовых проектов многоэтажных отапливаемых гаражей-стоянок на 100, 200 и 300 легковых автомобилей для внутриквартальной (жилой) и межквартальной (микрорайонной) городской застройки. Такие гаражи можно сооружать в районах, где зимняя температура падает до минус 40°. Расстановка автомобилей на этажах, а при определенных условиях и на кровле, принята однорядная, двусторонняя ис проездами, благодаря чему каждый водитель может поставить машину без помех. Проекты рассчитаны на автомобили типа «Москвич» и «Жигули», однако при необходимости на первых этажах можно разместить и «волги». Гараж должен отвечать всем современным требованиям к предприятиям бытового обслуживания. Это начинается с закладки здания. По нашим расчетам, в строительстве будут применены сборные железобетонные конструкции, каркасные стены. Такие детали и материалы широко используются сейчас в жилищном и промышленном строительстве. Гаражи имеют приточно-вытяжную вентиляцию и центральное отопление, электроосвещение, водопровод, канализацию и телефоны. Для тех, кто любит «повозиться» с машиной в свободное время, запроектированы посты самообслуживания на осмотровых канавах. Здесь можно сделать и небольшой ремонт. Во дворах гаражей будут асфальтированные площадки для мытья автомобилей из шланга в теплое время с отстойником для очистки стоков от загрязнений перед их спуском в городскую канализацию. Расчет делается на то, что за текущим ремонтом и тщательной мойкой владельцы машин будут обращаться на станции технического обслуживания. Въезд и выезд машин предусмотрен таким образом. В гараже на 100 машин — по однопутным наклонным пандусам, размещенным в фасадной части корпуса. Так как здесь невозможно встречное движение, въезды и выезды оборудуются световой сигнализацией. Гаражи на 200 автомобилей будут иметь двухпутные наклонные пандусы, по ширине допускающие встречное движение автомобилей, а на 300 автомобилей — две раздельные системы однопутных пандусов, расположенные по боковым сторонам здания и образующие два самостоятельных винта подъема и спуска без встречного движения. Стоянки всех этажей можно эксплуатировать самостоятельно, поскольку они изолированы и имеют раздельные въезды и выезды. Такое объемно-планировочное решение способствует и лучшей организации противопожарной охраны. Те, кто хочет знать основные технико-экономические показатели гаражей, могут познакомиться с ними — они приведены рядом с рисунками. Сейчас «Гипроавтотранс» заканчивает разработку типовых проентов гаражейстоянок на 340 — 530 машин. Существует и немало хороших индивидуальных проектов. Скажем, очень интересный экспериментальный многоэтажный гараж на 400 легковых автомобилей уже строится в Ереване. Есть у нас и другие не менее оригинальные проекты, которые должны быть воплощены в жизнь. Пока же они находятся в папках, а судьба их туманна. И здесь надо сказать вот о чем, Поскольку проблема гаражного строительства стала государственной, то и решать ее нужно по-государственному. Мы создаем проекты, градостроители занимаются планировкой и размещением гаражей. Однако наши совместные усилия не дадут желаемого эффекта, пока не будет создана необходимая для этих целей строительная индустрия. Гаражи строятся не на год, не на два. Их внешний вид не должен нарушать сложившегося городского ансамбля. Но мы не имеем специальных конструкций для гаражей и довольствуемся некондицией от других видов строительства. Не потому ли осуществление наших проектов затягивается на долгие годы. Сейчас приступаем к проектированию подземных гаражей-стоянок. Обладая рядом преимуществ, они пока еще не получили широкого распространения. Освоение подземного пространства крупных городов имеет свои трудности — перенос инженерных коммуникаций, создание более сложных средств вентиляции и пожарной безопасности и т. д. Но все эти мероприятия выполнимы и потребуют не так много времени. Сложность опять-таки в недостатке материалов и специальных конструкций, необходимых для массового строительства подземных гаражных комплексов. Мы не считаем, что наше дело — выдать проект, об остальном, мол, пусть строители и монтажники думают. Настоящий конструктор всегда беспокоится о том, чтобы путь проекта от чертежного стола до строительной площадки был как можно короче. И проблему гаражного строительства нужно сегодня решать комплексно, сообща и проектировщикам, и строителям, и планировщикам городов, и, конечно, горсоветам — от кого зависит положительное решение гаражной проблемы. М. ШАХНЕС, главный инженер «Гипроавтотранса»ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ «МАССЫ)Во время стоянки автомобиля рекомендуется отключать батарею от его сети. Обычно снимают провод с клеммы аккумулятора. Однако такой способ порой приводит к разрушению заливочной мастики близ клеммы и раскачиванию вывода. Намного проще и удобнее устройства, п рерывающие цепь «батарея — масса». Одним из самых несложных и надежных является выключатель, выпускаемый в Алма-Ате. Установленный в каком-нибудь укромном месте, он служит и противоугонным устройством. Цена выключателя «массы» — 4 рубля. Торгующие организации могут заказать его в неограниченном количестве, обратившись по адресу: 480083, Алма-Ата, машиностроительный завод имени С. М. Кирова.21