Автосервис ВАЗ—новый этапСегодня уже у большинства специалистов не вызывает сомнений, что система автосервиса должна быть фирменной. Что сам завод-изготовитель обязан заботиться ио предпродажной подготовке своей продукции, и о современных формах ее реализации, о техническом обслуживании и восстановительном ремонте проданных машин. Триединая формула ВАЗа — выпуск, реализация, сервис, — как показал опыт, это не плод досужих размышлений автостроителей из города Тольятти, а самый реальный путь решения многих проблем, связанных с появлением в нашей стране автомобиля массового производства. Фирменная система автосервиса укрепляет и расширяет контакт производственников и потребителей, поскольку исчезают промежуточные звенья — магазины и автотехстанции, работающие на чисто договорных началах. А раз так, появляется возможность оперативно получать и обрабатывать информацию о поведении отдельных узлов автомобиля в разных условиях эксплуатации, добиваться быстрого совершенствования конструкции этих узлов. Гораздо точнее можно планировать и выпуск запасных частей — по объему и, что особенно важно, по номенклатуре. И наконец, создаются все основные предпосылки для того, чтобы резко повысить качество и культуру обслуживания сотен тысяч клиентов. Фирменная сеть «АвтоВАЗтехобслуживание», конечно, еще очень молода. В 1971 году наш завод располагал лишь одной собственной станцией технического обслуживания. Сегодня в его распоряжении больше 250 таких предприятий — свыше 30 крупных специализированных автоцентров, 135 стационарных и 100 с лишним передвижных станций автосервиса. В основу структуры этой сети положен зональный принцип: каждый автоцентр как бы возглавляет в своей зоне группу мелких станцийфилиалов. Иными словами, именно автоцентр определяет техническую политику, общие организационные основы, снабжает филиалы запасными частями и централизованно отремонтированными агрегатами. Автоцентр — это не только комплекс производственных цехов общей площадью 10500 м2 , где трижды в течение года могут пройти профилактическое обслуживание и ремонт 13 тысяч «жигулей», это и автосалон, реализующий ежегодно примерно 5000 новых автомобилей, прошедших весь цикл предпродажной подготовки. В принципе нет такой работы по обслуживанию и ремонту автомобиля, которую не могли бы выполнить в автоцентрах, — каждый из них в достатке обеспечен точным и высокопроизводительным современным оборудованием. Круг услуг постоянно расширяется. В частности, по желанию клиента автоцентры оказывают техническую помощь и на дому ив дороге. А для тех, кто очень торопится, в каждом автоцентре к его услугам участок срочного ремонта, где можно быстро устранить неисправность, если трудоемкость восстановительных работ не превышает двух часов. В автоцентре владелец машины может получить квалифицированную консультацию специалиста, встретиться с представителями завода. Сеть нашего автосервиса, повторяю, молода. Однако не настолько, чтобы этим извинялись все недостатки и промахи, и поныне существующие в таком важном деле, как техническое обслуживание автомобилей. Не секрет, что лишь двое из пяти владельцев «жигулей» могут воспользоваться сегодня услугами наших станций. Прямо скажем, немного. Причина отчасти кроется в невнимательном отношении ряда местных организаций к острым нуждам автолюбителей. Ничем иным нельзя объяснить, скажем, такие факты. Четырех лет, вместо положенных по нормативам двух, не хватило, чтобы закончить строительство и пустить в эксплуатацию автоцентры в Краснодаре, Воронеже и Казани. Медленно сооружаются предприятия в некоторых других районах. Особенно обидно, что плохо обстоят дела во Владивостоке и Улан-Удэ, где все автотехобслуживание до сих пор производится буквально на «пятачке» площадью 100 м2 , а строительство новых станций при наличии материалов и финансирования практически не ведется. Коллектив Волжского автомобильного завода разработал перспективный план развития фирменной сети автосервиса на десятую пятилетку. Этот план утвержден, и все работы по дальнейшему расширению наших СТОА будут вестись в полном с ним соответствии. З а пять лет в различных городах страны надо построить еще 55 крупных автоцентров и 100 станций, на что выделено 200 миллионов рублей. Однако, как показала практика, усилий одних вазовцев для реализации намеченного может оказаться недостаточно. Существенную помощь делу могла бы оказать общественность на местах, и прежде всего республиканские общества автомотолюбителей. Выполнение утвержденного плана даст многое. Если в 1975 году автосервис ВАЗа принимал на ремонт и профилактику в среднем 6 тысяч автомобилей ежедневно, то в 1980 году в автоцентры и на станции завода каждый день смогут прибыть на «лечение» 15 тысяч машин. Более чем в десять раз возрастет к концу пятилетки продажа новых автомобилей населению через фирменную сеть ВАЗа. Значительно расширится география фирменной сети. При этом новые предприятия появятся не только в центральных районах страны, но и на Севере, на Камчатке, на Дальнем Востоке. Лишь в десяти из 153 областей страны положение практически не изменится. Речь идет о некоторых районах Западной и Восточной Сибири, где пока нет нормальных дорожных условий для эксплуатации «жигулей». Все предприятия фирменного автосервиса будут снабжены первоклассным диагностическим и гаражным оборудованием отечественного и зарубежного производства. Планом предусмотрено и освоение наиболее перспективной технологии ремонтных работ, н научная организация труда в цехах, вспомогательных слуясбах, и подготовка необходимого числа квалифицированных сотрудников, и создание централизованных, полностью автоматизированных складов запасных частей, и единая система документооборота. Наш пятилетний план призван способствовать не только количественному росту фирменной сети, но и заметному подъему эффективности и качества услуг. И вот тут основное зависит уже не от строителей, и вообще не от внешних обстоятельств, а главным образом от нас самих — от всех работников автозавода и управления «АвтоВАЗтехобслуживание». Мы намерены добиваться дальнейшего расширения того ассортимента услуг, которые может получить в автоцентрах и на станциях клиент. Так, постепенно будут вводиться ремонт по срочному тарифу, различные формы самообслуживания автолюбителей за умеренную плату, более широкие возможности появятся для ремонта по вызову — на дому или в дороге, где по какой-либо причине машина отказала. Почти повсюду будут оформляться документы по оценке восстановительного ремонта автомобиля в случае аварии. Очень важной мерой для повышения моральной и материальной ответственности предприятий автосервиса за проделанную работу мы считаем введение гарантийных сроков для отремонтированных узлов и агрегатов. Надо полагать, что это в определенной степени будет способствовать и росту культуры в обслуживании клиентов. Тысячи -рабочих и инженеров, занятых ныне в системе «АвтоВАЗтехобслуживание», понимают всю меру своей ответственности перед миллионами автолюбителей, ставших владельцами «жигулей». Отличной работой, внимательным, чутким отношением к нуждам автолюбителей мы обязаны завоевать их полное доверие и благодарность. Достижению этой цели будут отданы все силы работников фирменной сети автосервиса в нынешней пятилетке.Р. кислюк,начальник г. Тольятти производственного управления «АвтоВАЗтехобслуживание»