33
34
V"«'^-фу*»''.* •ш Ited? v3*& Д . * .•- ******НА59-мКИЛОМЕТРЕ:бины, водитель направляется к месту аварии. — Эй, друг! Слышишь? Эй| — опустившись на колено, он долго тормошит пострадавшего. Ничего не добившись, водитель фургона выпрямляется ив нерешительности устремляет взгляд вдаль: не видно ли кого-нибудь? Ага, кто-то едет. Стой! В затормозившей машине три человека, но и они, оказывается, не знают, что делать, чем помочь пострадавшему. Стоят в раздумье... Оставим их на время и поспешим за теми, кто уже скрылся вдали. Не волнуйтесь, они близко: в нескольких километрах отсюда посты ГАИ, с которыми у нас надежная радиосвязь, а весь район «операции» контролирует вертолетный патруль. Тут, к ак говорится, пора открыть карты. Никакой аварии на самом деле не было. Была «модель» ее. Все выглядело так, нак и могло быть в подобных обстоятельствах. Хотя «Москвич» 64-80 ЮБИ потерпел аварию в другой день и по другой причине, а «пострадавшего» со знанием дела (сам автомобилист) сыграл актер одного из московских театров Г. Корнев. Эти и все другие детали операции были, конечно, проработаны со специалистами — сотрудниками ГАИ, врачами-травматологами, которые вместе с сотрудниками редакции и несли эту вахту на дороге. С какой целью? (Для справки: по данным НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского, приблизительно 10% погибающих в дорожных происшествиях умирают не от тяжести травм, а оттого, что им вовремя не была оказана элементарная доврачебная помощь.) В самом деле, жизнь на автомобильных дорогах не затихает сейчас ни днем ни ночью. Отчего же человек, попавший в беду, остается порой без помощи? В чем причина — в равнодушии других водителей, в боязни оказаться свидетелем, в неумении обращаться с раненым? В поиснах ответов на эти вопросы и был предпринят этот тест «За рулем». Теперь, когда цели его всем ясны, вернемся на место «аварии» и продолжим наш разговор. Вы помните, что первая машина остановилась возле «пострадавшего» лишь через 25 минут после ЧП на дороге. Известно вам и то, что за такое время его жизни могла угрожать смертельная опасность. Что же ответят те, кто оказался рядом? — Сейчас ведь день, машин на дороге полно, — оправдывался В. Спасов из ATK N» 1130 г. Дмитрова, — кто-нибудь поможет. Я хотел сообщить на всякий случай на ближайший пост ГАИ... — Увидел опрокинутую машину. Снизил скорость, — действительно, авария, человек лежит... Хотел остановиться, да некогда. А потом — врачи-то зачем? — так отпарировал наши вопросы С. Будённом с 28-й автобазы Мосторгтранса. — А чего останавливаться! — почти одними и теми же словами заявили Н. Марченко (55-52 ММГ) и В. Антонов (12-03 ЮБЧ). — Потом скажут , что ты и сбил... А там доказывай! — Не стал останавливаться, — ответил убежденный в своей правоте Б. Рубцов (25-65 ЮБТ), — потому что торопился сообщить об аварии в милицию! Вот какие объяснения услышали мы от тех, кого, извините за резкость, пришлось ловить, за кем надо было посылать погоню. За два с половиной часа таких, к сожалению, набралось больше, чем тех, кто пытался в меру сил отвести беду от потерпевшего аварию водителя. Будем называть случившееся этим словом без всяких кавычек, ибо так все и воспринимали наши собеседники. Мы могли бы дополнить сказанное только перечнем фамилий, номеров машин, но вряд ли в том есть нужда — мотивы действий водителей (а вернее — бездействия) были одни и те же. 33Осеннее утро было дождливым. Правда, к полудню распогодилось, и жаркое еще сентябрьское солнце быстро просушило асфальт. Но обочины держали предательскую влагу, а подступивший к самой дороге лес дышал сыростью. ...Тормозной след вел к обочине. Видимо, водитель «Москвича», объезжая какое-то препятствие, свернул вправо, а на мокром грунте машину занесло, и она, «спикировав» по невысокой насыпи, опрокинулась на бок. Возле нее, упав ничком в траву в каких-нибудь метре-полутора от проезжей части, лежал водитель. Из рассеченной головы его текла кровь... Авария случилась в 11.45. Прошла минута, другая, третья... Наконец послышался шум мотора, и вдали показался ЗИЛ. Вот он все ближе, ближе. Вот уже ясно, что водитель заметил и разбитый «Москвич» и лежащего у дороги человека — ЗИЛ снижает скорость. Кажется, помощь подоспела вовремя. Но что это? ЗИЛ уносится дальше. Его номер — 12-03 ЮБЧ. Буквально через минуту с той стороны, где он скрылся, появилась другая машина. Увы, картина повторяется: чуть притормозив, водитель прибавил «газ»... 12.00. Приближается мотоцикл 71-51 ЮАЦ. Водитель и пассаж ирв коляске внимательно смотрят на лежащего у дороги и... едут дальше. А время идет. С момента аварии — у же двадцать минут. Мимо проехало пять машин, и ни одна не остановилась. Двадцать минут раненый остается без помощи. (Для справки: при сильных кровотечениях у пострадавших вавариях нужны срочные меры, ибо, к ак утверждают врачи, в течение 10 — 15 минут потеря крови может оказаться роковой.) 12.10. Наконец-то! Скрипнули тормоза, и напротив распростертого на земле человека останавливается автофургон «Овощи» 74-49 МНР. Хлопает дверца ка Вроде бы, правильными выглядят пос тупки тех, кто тутже кинулся сообщить о случившемся в автоинспекцию. Но ведь это надо было делать «во-вторых». А во-первых? Прежде всего — осмотреть раненого, при необходимости остановить кровотечение, сделать все, чтобы пострадавший продержался до прибытия «скорой». А затем уже думать о том, к ак известить милицию. (Для справки : врачи «скорой», п рибыв на место происшествия , нередко констатируют, что смерть пострадавшего наступила от удушья, из-за того, что никто не догадался придать ему позу, не затрудняющую дыхание.) Тех, кто откровенно струсил, решил остаться в стороне, были единицы. Формально никого из них привлечь к ответственности нельзя. Нет такого закона. Оказать помощь пострадавшим обязан тот, нто непосредственно причастен к происшествию. Правила движения не требуют этого от каждого водителя. А мы с вами? Поставим себя на место человека, ногда, может быть, минуты решают вопрос его жизни или смерти, и ответ, мы уверены, будет Однозначным: можем и должны! Взаимовыручка — неписаный закон дороги. Конечно, есть много служб, которые обязаны следить за порядном и благополучием на автомобильных трассах. Не даром едят свой хлеб н врачи. Но ведь первым на месте происшествия обычно оказывается ктонибудь из водителей. Это обстоятельство и делает его подчас главным действующим лицом, пока не подоспеют врачи. И здесь самое время остановиться на другой стороне дела. Увы, те водители, которые пытались чем-то помочь пострадавшему, оназались лицами бездействующими. Почему? Они были совершенно не обучены способам оказания первой помощи. На большинстве машин даже не было аптечек. В других случаях водители не имели ни малейшего представления об их содержимом ио том, к аки чем пользоваться и когда. 34«Аптечка есть, а что в ней — не знаю, ни разу не открывал. Нам выдали, а как со всем этим обращаться, никто не объяснил!» Т акие ответы дали Н. Бровкин (Мосторгтранс), С. Сапожников (Мосхозстрой), Б. Гущин (РСУ Министерства геологии СССР). Т ак что честь им и хвала за желание прийти на помощь, но одного желания в таком деле мало. Тут надобно умение, а его-то и не оказалось. Одно из немногих исключений — Б. Воин с автофургона 26-06 ЮБЧ «Почта». Но. простите за каламбур, и Воин один в поле не воин. Правда, к ак это порой и бывает вжизни , в одной из проезжавших машин оказалась врач Н. Жембровская. Она тутже преподала окружившим ее водителям своеобразный медминимум. Но случилось это уже на втором часу нашего эксперимента, когда, могло статься, и ее старания мало чем помогли бы. Вот мы и хотим спросить у руководителей уже названных и других автотранспортных предприятий: почему жевгаражах ограничились лишь выдачей аптечек? Что мешает в плане повышения квалификации водителей организовать и занятия по оказанию доврачебной помощи? Последний вопрос с тем же правом должен быть адресован и советам добровольных обществ автомотолюбителей. Их подопечные — индивидуальные владельцы транспортных средств — к таким ситуациям оказались подготовленными тож е не лучшим образом. А некоторые из них даже не поняли до сих пор, что овладеть знаниями и навыками по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожных происшествиях нынче просто необходимо. Мы говорим об этом потому, что в редакционной почте за последнее время немало жалоб на решения местных органов об обязательных медминимумах для водителей. Думаем, что мнение журнала на этот счет в публикуемом материале выражено достаточно ясно: авторы таких писем пусть союзника в нем не ищут. Вот тан и получилось, что многие водители, имея вруках все для того, чтобыТолько случайно оказавшийся у места происшествия врач спасает положение.