:.a„ri»j.i.^A-A-j.. . ^ л : , , . : ^ / ^ : . . . . ^ . . . : . . . ^ ; ^ ^ДОГНАЛ И ПЕРЕГНАЛ!Чемпион мира 1977 года по мотогонкам на льду Сергей Тарабанько рассказывает о том, как им была завоевана третья золотая медальЭтот пятый для меня сезон в составе сборной страны начинался каки все предыдущие. Оздоровительный сбор. Подготовка техники . Тренировочные соревнования. А потом... Я и сейчас еще не верю, что все окончилось благополучно — т ак , к ак мы планировали... Причиной волнений стал новый двигатель ЯВА. Мы ждали его с прошлого года. У же тогда, в Ассене, на финале чемпионата мира стало ясно — пройдет сезон, и на обычном стандартном моторе до «золота» не доедешь. В январе из Праги в Москву доставили тот самый желанный четырехклапанный, на который возлагалось столько надежд. М не доверили стать его первым испытателем на льду. По правде говоря, не только я, но иконструктор Ярослав Червинка не представлял, что из этого выйдет. Мотор сам по себе прошел солидную проверку. Он обеспечил новозеландцу Ивану Маугеру чемпионский ти ­ тул на 1000-метровом треке , хорошо проявил себя ив 400-метровых гонках . Но как поведет себя двигатель здесь? По льду не поедешь как по гаревому треку . Тут другие законы. Состояние, которое я ощутил, выехав на ледяную дорожку, было мне уже знакомо. Я испытал его впервые семь лет назад, когда занимался кроссом и получил «Чезет» — мотоцикл моей мечты. «Теперь-то покажу , теперь поеду», — думал яи рвался в седло, на соревнование. И какжея был удивлен, когда почувствовал: мощный двигатель это в первую очередь не быстрее, а труднее. Оказалось, что время я показал не лучше, чем на «Ковровце», а устал больше. Только спустя недели, месяцы мне удалось прибавить в скорости. Испытания на льду приурочили к чемпионату Москвы. Первый день ушел на подбор карбюратора и решение других технических вопросов, т ак что ядаже не очень разобрался в том, к ак надо ездить. Мощный двигатель многое меняет. Годами выработанные навыки уже не подходят. Не там надо открывать «газ», не там закрывать, сбрасывать. Но как бы там ни было шестьдесят три силы не пятьдесят, и полный, к ак 2. «За рулем* № 5 принято говорить, р адужных надежд я начал второй день соревнований. Разве мог я предположить, что буквально через несколько минут после первого старта «скорая помощь» увезет меня в Ботк инскую больницу. Все было до обидного просто: на вираже припорошенная снегом выбоина, мое внимание сосредоточено на моторе, я падаю. Становится темно в глазах от боли, где-то вверху, у плеча. Опять ключица, испугался я. Один раз она была уже сломана, в Гренобле, т ри года назад. Первое, о чем подумал, — успеет ли срастись кость до февраля: в двадцатых числах полуфинал чемпионата мира. Перелома ключицы не произошло. «Отрыв бугра, вывих плеча» — констатировали врачи. На следующий День с гипсом меня отпустили домой. Ко времени отъезда в Ассен, на полуфинал яуже был «на коне». Гипс сняли, и Алексей Суханов — мой земляк, т оварищ по сборной взял на себя роль медбрата — плечо нужно было массировать и бинтовать, р ука до конца не поднималась. О полуфинале в Москве написано достаточно. О том, что было в Ассене, мало кто знает. Сюда был доставлен из Чехословакии новый мотор, знакомство с которым окончилось для меня столь печально в первом заезде 9 января. Ох уж этот первый заезд! Для меня он просто стал роковым. А сколько с ним обычно связываешь надежд: «ключ к успеху». Лед чистый — все едут быстро, все хотят создать фундамент из трех победных очков. А тутеще столько непредвиденного! Мотор, к которому не приспособился, да еще на дорожке, совсем не похожей на наши , — к рутые короткие виражи . И еще одно: вместе со мной в первом заезде непревзойденные мастера старта чехи Кудрна и Дриммль. Старт я все-таки выиграл, но при переключении передачи машина вздыбилась — не присиделся ещек ней, — и надо было уже обгонять ушедших вперед. Попытался сделать это на выходе из виража, положил машину на лед и... финишировал в соломе. В Ассене нет снега. Вокруг искусственной дорожки —Путь в Ннцелль для участников чемпионата мира, а они представляли одиннадцать стран, начался на тренах Эйндховема (Голландия) и Западного Берлина, где проходили отборочные соревнования. Следующим этапом стали полуфиналы в Москве и Ассене (Голландия). Они и определили 14 сильнейших гонщиков, получивших право выступать в финале; еще двоих спортсменов выставила ФРГ как страна — организатор чемпионата. На снимке: один из заездов московского полуфинала на Центральном стадионе «Динамо». Трехкратный чемпион мира заслуженный мастер спорта Сергей тарабанько. Фото В. Князевазеленые газоны, а снежный бруствер заменяет прессованная солома. Вначале показалось, что отделался пустяками — поцарапал ногу да трудно стало поворачивать шею . Во всяком случае, это не помешало мне выиграть оставшиеся четыре заезда первого дня и стать по сумме очков вторым. Я был уверен, что попаду в финал, и спортивная сторона меня мало занимала. Важно было пристреляться к мотору. Очень он мощный, непривычный, и торможение двигателем менее эффективно. На выходе из поворота мне уже не хватает места справа или, к ак мы говорим, радиуса. Вот-вот упадешь. Н аши соперники — шведы, голландцы, немцы уже приспособились к этим особенностям, а нам с Александром Щербаковым пришлось постигать наукув гонках чемпионата мира. Героем полуфинала стал Ролоф Тайс, успешно выступавший в 1975 году в Москве. Он из Ассена. Здесь у него мастерская по ремонту мотоциклов. Надо было видеть, с какой победной выправкой расхаживал он по трибунам, раздавая направо и налево автографы, а его супруга бойко торговала в это время нак лейкамис изображением мужа-победителя. Я мог, конечно, испортить ему обедню, но чуть-чуть меня не хватило. Из нашей пятерки в финал попали трое: я, Щербаков, Костюнин. Суханов и Бондаренко выбыли. В Москве, после возвращения, сделали рентген — беспокоила шея . Падение не прошло бесследно. «Перелом поперечного отростка седьмого шейного позвонка» — т акой был диагноз. Теперь могу в этом признаться, а тогда никому не сказал, что произошло — не хотел волновать тренеров, товарищей. Думал, что до финала пройдет. Но от Ассена до Инцелля, где должен был определиться чемпион, расстояние всего в две недели. И «отросток» меня все-таки подвел. И опять жев злополучном первом заезде.О кончание — на стр. 22