14
15
Вторая зима «ИЖ-комби»К началу второй зимы, то есть за год испытаний, автомобиль прошел около 40 тысяч километров. Замечаний по работе двигателя мы не имели, поэтому решили заменить на более совершенные только стартер, карбюратор и термостат, которыми ныне комплектуется часть двигателей «москвичей—412» (новым стартером оснащены все машины, выпускаемые с ноября 1975 года). На уфимском моторостроительном заводе, куда мы приехали в середине ноября, наш мотор проверили на стенде, и выяснилось, что его мощность и крутящий момент как у нового! Заводчане восприняли это как должное, ибо по их статистике после такого пробега мотор обычно «в расцвете сил», и на нем заменили лишь некоторые узлы (см. выше), гарантируя, однако, исправную работу всего двигателя. Что же дала замена? Стартер. При понижении температуры до минус 16° густеющая смазка создает значительное сопротивление вращению коленчатого вала. Достаточно сказать, что даже пусковой рукояткой, прилагая немалые усилия, удается сделать всего несколько оборотов. Стоявший раньше стартер СТ-117 при этих условиях с трудом выполнял свои обязанности, а если температура падала до минус 18°, вращал вал так медленно, что бензонасос практически не работал, нужный состав смеси не получался, искра на свечах возникала нерегулярно. Неудивительно, что пустить двигатель удавалось лишь после многократных попыток, нередко доводя аккумулятор до истощения. Напомним, что мы испытывали редакционный «Москвич—412» с «жигулевским» маслом МЮГИ или М10ГЛ в картере двигателя. С ноября 1976 года моторы «Москвич—412» получили стартер СТ-117А мощностью 1,8 л. с , то есть чуть ли не вдвое большей, чем прежде. Когда новый прибор поставили на наш автомобиль, сцена пуска заметно изменилась: с нее исчез человек, крутящий рукоятку. Теперь стартер работает почти так же бодро, к ак на «жигулях». Карбюратор. В статьях, о которых мы говорили, шла речь о недостатках карбюратора К—126Н, прежде всего о неудовлетворительных пусковых свойствах. Изготовитель — ленинградский карбюраторно-арматурный завод надеется довести прибор до уровня современных требований («За рулем», 1977, № 1). Нам же предоставили возможность испытать карбюратор типа ВАЗ (его номер по каталогу — 412-1107010-10), выпускаемый димитровградским автоагрегатным заводом для части двигателей «Москвича». Его ставят вместе с новым впускным коллектором (где предусмотрена соответствующая площадка со шпильками) и измененным корпусом воздушного фильтра, у которого такое же овальное окно, как иу горловины карбюратора. Поскольку корпус фильтра монтируют при сборке машины на автомобильных заводах ив Уфе его не оказалось, мы оставили старую деталь (рис. 1). В качестве переходника исВ первом материале о редакционных испытаниях легкового автомобиля ИЖ—2126 («За рулем», 1976, № в) журнал выступил с критикой трудного запуска двигателя «Москвич—412» в зимнее время. Отвечая редакции, уфимский моторостроительный завод — изготовитель силового агрегата — предложил испытать модернизированный двигатель, снабженный новыми устройствами, свободный от этого недостатка («За рулем», 1977, Л1 1). О результатах испытаний рассказывает инженер Б. В. СИНЕЛЬНИКОВ.пользовали резиновую прокладку толщиной 10 мм и просверлили в днище корпуса отверстия для шпилек. Крышку закрепили при помощи пластины, загнутые концы которой вошли в углубление на корпусе (рис. 2), Этот, видимо самый рациональный, способ можно рекомендовать тем владельцам «Москвича—412», кто приобретет такой карбюратор (напоминаем — не от одной из моделей «жигулей», а прибор типа ВАЗ, то есть специальный вариант для «Москвича»). Первое преимущество нового карбюратора стало очевидным буквально на следующий день. Машина провела ночь, как привыкла, на улице, а утром, когда термометр показывал 12° ниже нуля, двигатель удалось пустить буквально с первой попытки. Но вот потом, при более сильных морозах (около —20°), нужно было по пять-шесть раз включать стартер и нажимать на педаль «газа», чтобы заставить мотор работать после ночной стоянки. Конечно, это несравнимо лучше, чем прошлой зимой, но все же... Отметим еще два положительныхОдин вместо двухВ магазинах появился регулятор напряжения РН-2, предназначенный для «жигулей», а в редакционной почте — вопросы: что он собой представляет, обладает ли преимуществами перед штатным регулятором РР-380, можно ли использовать РН-2 на «Москвиче»? Мы попросили ответить на вопросы автолюбителей одного из разработчиков прибора инженера А. СИНЕЛЬНИКОВА. Регулятор РН-2 предназначен для установки на «жигулях» вместо двух штатных электромеханических приборов — вибрационного регулятора РР-380 и реле РС-702 включения контрольной лампы, показывающей разрядку аккумулятора. Традиционные электромеханические регуляторы вибрационного типа не обеспечивают высокой стабильности напряжения в бортовой электросети автомобиля. Они требуют периодическойчистки и подрегулировки контактов, создают высокочастотные помехи, ухудшающие качество приема радио- и телевизионных передач. В то же время долговечность аккумулятора_и_лдмп в немалой степени зависит от постоянства напряжения в сети. Так, повыу шение его на 10—12% относительно оптимального сокращает срок службь аккумулятора и ламп в 2—2,5 раза , Кроме того, применяемая на автомобилях «Жигули» система контроля работы генератора, регулятора и аккумулятора посредством лампы и реле РС-702, подключенного к средней точке обмоток генератора, порой дает водителю неточную информацию. Например, при спекании или окислении контактов РР-380, проскальзывании ремня вентилятора ив ряде других случаев контрольная лампа не зажигается, и водитель не знает об аварийной ситуации в системе электрооборудования. Контрольная лампа не горит так-14 Рис. 1. Так выглядит верхняя часть двигателя «Москвича—412» с новым карбюратором и термостатом и старым корпусом воздушного фильтра: 1 — корпус воздушного фильтра; 2 — верхняя крышка двигателя; 3 — фланцевый патрубок отбора жидности из головки блока; 4 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 5 — шланг, на нижнем конце которого закреплен термостат; 6 — карбюратор; 7 — резиновая прокладка; 8 — впускной коллектор.Рис. 2. Корпус (1) фильтра, установленный на карбюраторе, и пластина (2) с гайкой для крепления крышки фильтра.свойства карбюратора типа ВАЗ — отсутствие провалов в работе двигателя на всех режимах и устойчивые обороты холостого хода, которые можно легко и четко регулировать. Термостат. Мы отмечали в первой статье об испытаниях «ИЖ-комби», что прогрев двигателя на «Москвиче—412» до рабочей температуры идет сравнительно долго. Применение уфимцами нового термостата, такого же как у «жигулей», связано не столько с необходимостью ускорить прогрев двигателя, сколько с обеспечением повышенного, более равномерного и стабильного теплового режима. Раньше термостат стоял на головке цилиндров, теперь он переместился вниз, повиснув на шланге, идущем от головки. Таким образом, несколько изменена схема циркуляции жидкости, рабочая температура которой повысилась с 80 до 89—94°. Это заметно улучшило и отопление салона. Двигатель в мороз нагревается до плюс 40° за 4—6 минут, то есть на 2 — 3 минуты дольше, чем у «жигулей». Кстати, уже при этой температуре можно трогаться, поскольку двигатель нормально реагирует на педаль «газа» при немного прикрытой воздушной заслонке. Со старым карбюратором в этих условиях он работал с провалами и не развивал достаточной мощности. «Вазовский» термостат монтируют на автомобильных заводах вместе с расширительным бачком, куда перетекает охлаждающая жидкость, которая расширяется при нагреве. Такую закрытую систему заполняют антифризом ТОСОЛ-А40, не требующим замены ни летом, ни зимой в течение двух лет. Это, безусловно, удобство. Двигателю нашего автомобиля не нужен расширительный бачок, поскольку для поддержания нормального теплового режима ив жару ив мороз ему хватает жидкости, залитой лишь до верхней кромки сердцевины радиатора. Емкостью, компенсирующей тепловое расширение ТОСОЛа, в этом случае служит верхний бачок радиатора. Однако не исключено, что он понадобится летом, так как охлаждение двигателя после двух лет эксплуатации может стать хуже, хотя бы из-за отложений «накипи». Заключение. Двигатель «Москвич—412» с карбюратором типа ВАЗ и стартером СТ-117А можно завести без особых трудностей до температуры минус 24° (при большем морозе испытаний мы не проводили). С «жигулевским» термостатом прогрев двигателя идет несколько быстрее, чем со старым, причем рабочая температура охлаждающей жидкости поддерживается более высокой. Итак, мы убедились в большей эффективности новых приборов, о которой и шла речь в письме уфимского моторостроительного завода («За рулем», 1977, № 1). Остается только пожелать, чтобы как можно скорее все выпускаемые АЗЛК и ижевским автомобильным заводом машины получили новые карбюраторы и элементы системы охлаждения. Этот вопрос решается ныне министерствами, участвующими в изготовлении московской и ижевской малолитражек.же при работе двигателя на холостых оборотах, в связи с чем невозможно проверить ее исправность. Электронный бесконтактный регулятор напряжения РН-2 поддерживает напряжение в бортовой сети на одном уровне независимо от числа оборотов двигателя, подключения и отключения потребителей электроэнергии, температуры окружающей среды и других факторов. Результат — более долгий срок службы приборов электрооборудования: батареи, генератора, ламп и т. п. Другой плюс — возросшая достоверность контроля за работой системы генератор—-регулятор—батарея, поскольку при любой неисправности горит контрольная лампа, предупреждая водителя о неполадках. При включении зажигания лампа загорается и гаснет, лишь когда двигатель выйдет на определенное число оборотов. Момент, когда лампа гаснет, з'зависит от степени заряженности аккумулятора и включения потребителей электроэнергии. Чем полнее заряжена батарея и чем меньше потребителей получает питание, тем при меньшем числе оборотов двигателя погаснет лампа, и наоборот. Так, если машину некоторое время не эксплуатировали, после первого пуска двигателя контрольная лампа погаснет позже, при более высоких оборотах, чем бывало прежде. Это связано с естественным саморазрядом аккумулятора во время стоянки. Посадочные размеры и присоединительные клеммы у РН-2 такие же, как у РР-380, поэтому на «жигулях» установка и подключение одного регулятора вместо другого не требует переделки. РН-2 можно ставить и на «москвичи». Крепят его любым способом: непосредственно к кузову, через переходную пластину на шпильки штатного реле и др. Для подключения необходимо заменить серийные наконечникипроводов штеккерными («жигулевскими»). Выводы на реле РН-2, обозначенные маркировкой «15» и «67», соответствуют выводам «ВЗ» и «Ш» на реле-регуляторах «Москвича». Вывод «30/51» остается свободным. Служит электронный бесконтактный регулятор РН-2 значительно дольше, чем электромеханический РР-380, и не требует обслуживания.Регулятор РН-2 поступает на прилавки автомобильных магазинов Москвы и Казани. Цена его — 24 рубля. Торгующим организациям по поводу приобретения РН-2 следует обращаться на казанскую базу Роскультторга по адресу: г. Казань, Центр, ул. Чернышевского, 5. Другой информацией об устройстве и поступлении регулятора в торговую сеть редакция не располагает. 15