Кто виноват?на дороге Волгоград—Дубовка, увидел, что идущий впереди автомобиль УАЗ—451 резко затормозил. К ак выяснилось потом, перед неожиданным препятствием на проезжей части. Овсеев же держал дистанцию 25—30 метров. А дорога была скользкой от утрамбованного снега, да к тому же шла под уклон. Немудрено, что Овсеев хоть и затормозил и принял вправо, но избежать столкновения не смог. После удара УАЗ вынесло на левую сторону дороги, где в него врезался встречный ЗИЛ—130. Пассажир автомобиля УАЗ —451 погиб. Таковы вкратце обстоятельства двух дорожных происшествий. Во многом они различаются. Но, отбросив детали, мы твердо можем сказать — причина их одна и та же. Оба водителя предстали перед судом, обвиняясь в нарушении пункта 76 Правил дорожного движения. А пункт этот обязывает водителя в зависимости от скорости выбрать такую дистанцию, чтобы он мог избежать столкновения, когда двигающееся впереди транспортное средство вдруг затормозит. С закономерностью такого требования, вроде бы, согласны все. Однако как часто еще при подобных авариях «толкач» обвиняет во всем другого водителя — «А чего ты так резко тормозишь!» Не правда ли? Это называется ставить вопрос с ног на голову. Конечно, Правила запрещают водителям резко тормозить, если это не требуется для обеспечения безопасности движения (пункт 75). Но, подчеркиваем, когда в том нет необходимости. А даже две описанные аварии показывают, что такая необходимость может возникнуть по многим причинам. И пенять здесь на других нечего. Поговорим же еще раз о том, как надо выбирать дистанцию. В различного рода пособиях для водителей немало рекомендаций на этот счет. Наиболее общая звучит так : дистанция между автомобилями в метрах численно должна равняться половине величины скорости движения, выраженной километрами в час. Это, так сказать, пространственный вариант. Есть и другие предложения. Читатель Г. Куликов из Челябинска, например, считает необходимым ввести в пункт 76 Правил временной показатель. Ссылаясь на зарубежный опыт, он предлагает, чтобы один автомобиль шел за другим в среднем через 2 секунды. По его мнению, временной интервал определить проще: «Достаточно отметить про себя, когда идущая впереди машина проехала какой-либо неподвижный ориентир (дорожный знак, дерево и т. п.), и с этого момента мысленно просчитать: «тысяча один, тысяча два». Если длина машины не превышает 6 метров и передняя часть ее не минует ориентир к окончанию отсчета — дистанция достаточна». Что ж, можно и так. Однако и те и другие рекомендации не учитывают тормозных качеств конкретного транспортного средства, состояния дорожного покрытия, профиля дороги и других условий движения. И об этом водители должны помнить. Конечно, существуют формулы расчета дистанции, которые учитывают большую часть факторов в системе «водитель — автомобиль — дорога — среда движения». Но они весьма сложны, и даже в статье приводить их нет смысла. Это, как говорится, не для«Вколонне»Назвав так наш очередной разбор причин и условий дорожных происшествий, мы сразу же хотим предупредить читателей, что речь пойдет не только о ситуациях, в которых оказываются водители, по служебному заданию или военному приказу управляющие какой-то организованной группой машин. Этим заголовком мы хотим привлечь внимание всех к тому факту, что при нынешней интенсивности движения мы редко когда ездим по дорогам в одиночку, а чаще оказываемся пусть в стихийно сложившихся, но в колоннах автомобилей самых разных типов и назначения. А в этих условиях, естественно, на первое место выступает такое водительское качество, как умение находить в потоке машин не только безопасную, но и грамотную со всех точек зрения дистанцию. Вот о каком происшествии поведал в своем письме в редакцию В. Загуменный из Волгодонска. Дело было в Ростовской области, весной прошлого года. В. Загуменный вел ЗИЛ — 1 30с прицепом по дороге Морозовск—Тацинская со скоростью 60 км/час. Проезж ая часть, как нередко в эту пору, была мокрой от дождя и снега. Впереди автопоезда следовал автомобиль ГАЗ—69, а еще дальше — трактор с прицепом. Расстояние между ЗИЛом и ГАЗ—69 не составляло и 50 метров. В один из моментов водитель ГАЗ—69 решил обогнать трактор. Но, начав маневр, заметил встречный автомобиль и затормозил, чтобы не создать его водителю помех для движения. Загуменный, увидев огни стоп-сигнала, резко нажал на педаль тормоза. Почему резко? Да потому, наверное, что сам почувствовал: дистанция между машинами явно мала. Его автомобиль начало водить на мокром асфальте. Избегая наезда, Загуменный повернул руль вправо, затем влево, и автопоезд развернулся, перегородив проезжую часть. Водителю шедшей навстречу «Волги» и деться было некуда. От полученных при столкновении машин травм он скончался, а «Волга» была почти полностью разбита. В другом случае авария носила уже цепной характер. Водитель И. Овсеев, следуя на автомобиле ЗИЛ — 1 30 со скоростью около 30 км/час по дамбе 28человека, сидящего за рулем. Практически он выбирает дистанцию на основе своих субъективных качеств, опыта вождения, интуиции. Разумеется, при этом возможны ошибки. Но если помнить, что приведенные выше средние цифры на мокрой дороге надо увеличить вдвое, а на льду —• втрое, то вы не промахнетесь. В то же время слишком большая дистанция — не лучшее решение вопроса. На многополосной дороге с большой интенсивностью движения это, помимо снижения ее пропускной способности, сразу вызывает у едущих позади желание занять «свободное место» перед вашим автомобилем, и дистанция перестает быть безопасной. Чтобы не перерассчитывать ее каждый раз, надо следить за обстановкой и держ аться друг за другом на нормальной дистанции. Конечно, могут быть случаи, когда в строй вклинится водитель, не успевающий, скажем, безопасно закончить обгон. Тут уж ничего не поделаешь, придется заново определять дистанцию, снижать скорость. Но это будут исключительные случаи. Следует отметить еще одно важное обстоятельство. Сам по себе правильный выбор дистанции — еще не гарантия от. подобного рода происшествий. Нужно, чтобы водитель был постоянно собран за рулем и вовремя принимал меры к снижению скорости или остановке перед любым препятствием, которое он должен и может предвидеть. Таким препятствием, естественно, бывает и движущийся впереди автомобиль. Огни его стоп-сигнала для водителя позади все равно что красный сигнал светофора, требующий определенного ответного действия. Следует отметить, что эти действия в зависимости от выбранной дистанции и других условий движения приходится выполнять с разной эффективностью. На загородных дорогах при свободном движении и относительно больших дистанциях у вас, как правило, еще есть возможность выяснять намерения водителя впереди, и тут без надобности не следует резко тормозить, да еще на мокрой, скользкой дороге. В городских же условиях, когда автомобили следуют на минимальном расстоянии, действия водителя при торможении будут несколько отличаться. Здесь, заметив стоп-сигнал у идущего впереди автомобиля, следует принимать меры к торможению немедленно ис необхо'димой интенсивностью. Не исключено, что в наших примерах у водителей была дистанция, которая позволяла избежать столкновения с остановившимся впереди автомобилем. Но при своевременном торможении! Пока она не сократилась, не перестала удовлетворять требованиям Правил дорожного движения. Таким образом, в колонне помимо правильного выбора дистанции необходимо постоянно наблюдать за идущим впереди автомобилем, без опоздания реагировать на изменение режима его движения и, конечно, прогнозировать развитие дорожной обстановки. Вот тогда и не будет аварий, подобных тем, о которых здесь рассказано. В. ЯНИН, заведующий сектором ВНИИ судебных экспертиз