Победы— Какой из тебя, товарищ Подольный, водитель? — пожилой кадровик сочувственно посмотрел на мою руку. — По всем статьям ты отшоферился! Я чуть не со слезами упрашивал: — Возьмите хотя бы на внутризаводскую машину. По двору — я осторожно. Подписку дам.., Тут кадровик улыбнулся: — Никакой подписки от тебя не нужно, — он поднялся из-за стола и, непривычно покачиваясь на протезах, подошел вплотную. — Характер, видать, у тебя, солдат!.. Ну, раз настаиваешь, давай попробуем! Так и «пропробовал» Николай Данилович за рулем еще тридцать с гаком. Сперва на заводе, а в 1960 году, когда создали городскую автоколонну, его перевели туда. — Мало-помалу «врастал в обстановку». Стерпелся! А вот с автоинспекторами сложнее было. Часто напоминали: не имеешь, мол, права с такой инвалидноруг его грузовика посыпались пули. Постью работать за рулем. Тогда я до садольный почувствовал боль в левом бомого Киева дошел, там чутко отнеслись. ку ив плече, но сознание не потерял. Подольный достал еще одну пожелПритормозив свой ЗИС, увидел, что вратевшую бумажку и протянул мне. Чижеская машина совсем близко. Он схватаю: «К нам обратился товарищ Подольтил автомат, ' дал длинную очередь. ный — фронтовик с просьбой разре«Хорьх» как-то неуклюже развернулся шить ему работать шофером. С нашей поперек дороги и загородил путь друстороны возражения нет. гой машине, шедшей сзади, тоже открыПредседатель квалификационной ко ­ той легковой. миссии ГАИ Управления милиции МВД «Таранить! — молниеносно созрело УССР Реут». решение. — Ведь в автомобилях не — Спасительный был документ, — меньше десятка фашистов». улыбается Николай Данилович. И Подольный на максимальн9й скороВетеран еще долго рассказывает о расти направил свой грузовик навстречу боте, о новых товарищах, о коллективрагу, Вокруг свистели пули. Расстояние ве автоколонны. между машинами быстро сокращалось. — Семейная жизнь тоже наладиРаздался удар, заскрежетал металл. Но лась, — Подольный кивнул в сторону ничего этого отважный воин уже не жены Марии Ивановны, — Четвертый помнил. Лишь после войны, пролечивдесяток живем. шись восемнадцать месяцев в госпитаМожно листать и листать страницы лях, узнал от однополчан, что к месту удивительной биографии Николая Данитарана устремилось целое вражеское ловича Подольного, которого никакие подразделение, охранявшее этот учатрудности и удары не сбили с главного сток дороги, а наши автомобилисты, воснаправления. пользовавшись замешательством противника, вышли из окружения. Теперь вот наставничество. Всего себя В приказе войскам Закавказского •у отдает он воспитанию молодежи. Собственно, наставничество начинается с фронта № 12/н от 4 октября 1942 года семьи. Сын Юрий — автослесарь высобъявлялось: шего разряда, племянник Николай — «От имени Президиума Верховного водитель-дальнорейсовик, ездит из ДнеСовета СССР за образцовое выполнение пропетровска в Москву, Ленинград, Прибоевых заданий командования на фронбалтику. Тот и другой с семьями живут те борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и муво флигеле, пристроенном к отцовскому домику. жество наградить орденом Ленина ефрейтора Подольного Николая ДаниловиЕдва послышался утренний перезвон ча, водителя 275-й стрелковой дивизии». трамваев, мы с Подольным поспешили к нему на работу. Подвернулось такси. СеДочитав строчки приказа, я продолли, беседуем. И вдруг слышим: жил беседу с Подольным. Он нетороп— Не вы ли будете дядя Коля, что-то ливо рассказывал: голос знакомый? — спрашивает таксист, — Домой приехал в сорок четвертом, не оглядываясь на нас. спустя пять месяцев после освобождения Днепропетровска. И тут пережил та— Он самый, — сдержанно отвечает кое... Жену мою первую, Шуру, Алекмой спутник. сандру Григорьевну Рухайло, коммунист— А вы откуда его знаете? — поинтеку-подпольщицу, расстреляли фашисты. ресовался я. Дочурка, Наташа, которую я так и не — Николай Данилович — человек изповидал — она родилась, когда я был на вестный в городе. А для меня он учифронте, — умерла от болезней и голотель, — с теплотой в голосе произнес да. Лишь сына Юру добрые люди убеводитель. регли от гестаповцев... Он был первым из учеников ПодольСклонив голову, Николай Данилович ного, кого я увидел в то утро. долго молчал. Потом перешел к первым месяцам послевоенной жизни. Вспомнил И. ДЕРКАЧЕНКО, разговор в отделе кадров. полковник в отставкегоды, ФАКТЫ1967 г., ЯНВАРЬ. ДОСААФ СССР отметил сорокалетие. Объединив в своих рядах многие миллионы советских людей, Общество проделало большую военно-патриотическую работу. Каждый четвертый юноша, призываемый на военную службу, получил в ДОСААФ военно-техническую специальность. 1967 г., ЯНВАРЬ. За создание шины типа «Р» группа работников НИИ шинной промышленности удостоена Ленинской премии. В числе награжденных также работники кировского шинного завода. 1967 г., ФЕВРАЛЬ. Второй личный чемпионат мира по мотогонкам на льду, проводившийся в Уфе, закончился триумфом советских спортсменов. Победителем стал Борис Самородов, второе и третье места заняли В. Дубинин и В. Цыбров. 1967 г., АПРЕЛЬ. На трассе города Чугуева под Харьковом советские спортсмены В. Капшеев, В. Никитин, Э. Лорент, Н. Жданов, А. Ширяев, В. Лорент установили двенадцать всесоюзных рекордов скорости на автомобилях и мотоциклах. Многие результаты превысили международные достижения. 1967 г., 30 МАЯ. В Большом Кремлевском дворце открылся VI Всесоюзный съезд ДОСААФ. Он проходил в обстановке всенародного политического и трудового подъема в стране, вызванного подготовкой к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. 1967 г., 19 ИЮЛЯ. В Москве финишировали участники мотоциклетного ралли Международной мотоциклетной федерации (ФИМ). Наша столица гостеприимно приняла посланцев шестнадцати стран мира. 1967 г., АВГУСТ. Закончилась продолжавшаяся полтора года IV Спартакиада народов СССР, посвященная 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. В ее программе были и военно-технические виды спорта. На старты Спартакиады вышло свыше 1 541 600 автомобилистов и более 997 000 мотоциклистов. 1967 г., СЕНТЯБРЬ. Советские мотоболисты дебютировали в розыгрыше Кубка Европы, проходившем в ФРГ, и одержали убедительную победу. Наша команда была сформирована на базе черкесского «Домбая».