Безопасные километрыДонесение было традиционно лаконичным: «В 11 часов 00 минут на 72-м километре автомобильной дороги Москва — Ленинград произошло столкновение автобуса с грузовым автомобилем ЗИЛ—130, который буксировал «Колхиду». Пострадали люди...» К ак всегда, по этому тревожному сигналу к месту происшествия тут же устремились оперативные машины спецслужб. Однако та, в которой мы находимся, не совсем обычна. На ее бортах нет опознавательных знаков ни милиции, ни «скорой помощи», а выведено: «Дорожная служба». Экипаж — инженеры Н. Бобрешов и А. Лясников, автоинспектор Ю. Чернов, На месте аварии уже действуют сотрудники ГАИ. Они делают замеры, фиксируют обстоятельства происшествия, тщательно осматривают участок дороги, где оно случилось. Включаемся в эту работу и мы. Постепенно, шаг за шагом вырисовывается картина несчастья. Наконец сотрудники ГАИ подводят первые итоги: — Дорога не виновата. Причина аварии — нарушение правил обгона водителем ЗИЛ—130. Вроде бы, все ясно. Можно уезжать. Но экипаж «Дорожной службы» не спешит это делать. Инженеры еще раз проверяют, соответствует ли ГОСТу разметка дороги, в каком состоянии находится покрытие, хорошо ли видны водителям дорожные знаки, снова размышляют над тем, ' что еще здесь можно сделать, чтобы улучшить условия движения, исключить всякие случайности. Это, собственно," и является одной из главных задач новых подразделений министерств строительства и эксплуатации автомобильных дорог — служб организации движения, или сокращенно — СОД. Об этой службе и наш короткий рассказ.Впервые ее лаборатории были созданы несколько лет назад на автомобильной дороге Москва — Харьков. Выбор был не случаен. На этой магистрали, соединяющей крупные промышленные центры и сельскохозяйственные районы, интенсивность транспортных потоков за последнее время так выросла, что движение стало очень и очень трудным, резко снизились скорости, участились дорожные происшествия. Надо было немедля исследовать и решать проблему. Так пришли к мысли создать особую службу. В нее вошли специалисты безопасности движения, экономики перевозок, дорожники и даже психологи. Комплексный подход к проблеме дал хорошие результаты. Опыт решено было распространить. И вот сегодня только в Российской Федерации на автомагистралях общегосударственного значения действуют 19 лабораторий и 81 группа СОД. В управлении дороги Москва — Ленинград эта служба создана три года назад. Она постоянно инспектирует магистраль, знает все, что делается на каждом ее участке. С сотрудниками одной из лабораторий (она в штате ДРСУ-1) мы и побывали на 72-м километре, на месте аварии. После каждого такого выезда инженеры заносят данные о дорожном происшествии в специальный журнал. Полистав его большие, из плотной бумаги страницы, можно увидеть каждый километр магистрали, все ее перекрестки, съезды, дорожные знаки, разметку. Графики и схемы показывают наиболее опасные точки. 72-й километр пока таким не считается. Но после упомянутой аварии и он взят под наблюдение. Если аварии здесь повторятся, придется провести более тщательное исследование. — Когда на одном и том же месте случается несколько дорожных происшествий, — рассказывает нам начальник лаборатории СОД А. Лясников, — мы с особым вниманием исследуем дорожные факторы: не вызвана ли авария какими-то недостатками в обустройстве дороги. И, проанализировав все обстоятельства, даем эксплуатационникам свои рекомендации, предлагаем меры, которые, на наш взгляд, могут повысить безопасность движения. Понятно, что эту задачу мы решаем в тесном сотрудничестве с работниками ГАИ, строителями.Его рассказ мне хочется проиллюстрировать несколькими примерами. В течение одного года на участке магистрали, который приходится на деревню Дорки в Калининской области, было зарегистрировано 11 дорожных происшествий. Работники СОД провели расследование и нашли, что фактором, усугубившим обстановку, явилась недостаточная шероховатость покрытия дороги. Это обнаружилось после замеров и расчетов коэффициента сцепления, которые по просьбе лаборатории были проведены специалистами ГипродорНИИ. Дорожное строительно-ремонтное управление № 1 по рекомендациям СОД провело здесь соответствующую обработку проезжей части, и участок перестал беспокоить. Другой пример. На 165-м километре дороги при объезде Калинина ежегодно случалось до пяти происшествий. В основном — столкновений. По предложению лаборатории СОД и ГАИ Калининской области был реконструирован приходящийся на этот участок перекресток объездной дороги и Тургиновского шоссе. Здесь были созданы переходно-скоростные полосы, нанесена новая разметка, улучшено освещение, установлены освещаемые дорожные знаки. После этого аварии здесь резко сократились. Дорожная служба организации движения еще молода. Есть в ее работе, конечно, и недостатки, и определенные трудности. Она, в частности, слабо оснащена контрольными приборами, другой специальной аппаратурой, не располагает пока единой методикой оценки дорожных условий. Но и при этих обстоятельствах положительные результаты ее деятельности налицо. Только за первые годы работы СОД на дорогах РСФСР количество происшествий снизилось на 20%, а число пострадавших — на 18% • Есть в этом и ее заслуга. ...Экипаж «Дорожной службы» возвращался на «базу». Снова бежал под колесами асфальт «ленинградки». Ухоженной, благоустроенной. Какого всетаки огромного внимания требует каждый километр магистрали. Как много еще предстоит сделать, чтобы в любой аварии мы могли со спокойной совестью сказать: «Дорога не виновата». Т. ВИРКУНЕНН ААОРОГАХВСЕГО СВЕТАБОЛГАРИЯ. Высокими темпами растет в республике автомобильный парк. . В прошедшей пятилетка (1971 — 1975) ежегодно число автомобилей в стране увеличивалось в среднем на 10%. ВЬЕТНАМ. Осуществляется большая программа строительства дорог. В 1976 году в южных провинциях страны, наиболее пострадавших во время войны, реконструировано более 1500 километров разрушенных дорог. Кроме того, построены шоссе из северных районов страны в южные общей протяженностью почти 1000 километров, а также несколько десятков мостов. США. Выявлено, что вредные примеси есть не только в выхлопных газах. Углеводород испаряется из бензина в больших количествах даже тогда, когда двигатель не работает. Таким путем в атмосферу попадают миллионы тонн этого опасного газа, который в сочетании с другими веществами и солнечным светом вызывает фотохимический смог. После долгих исследований разработаны нормы испарения углеводорода из топлива легковых машин и легких грузовиков. Испарение решено ограничить при помощи специальных устройств, которые будут устанавливаться на автомобилях начиная с 1978 года. Ожидается, что это поможет сократить количество испаряющегося углеводорода на 30%. ФРАНЦИЯ. При анализе статистики автомобильных краж здесь пользуются «коэффициентом угонов» — отношением количества украденных автомобилей к общей численности парка. В Париже объявлено, что этот коэффициент за последние четыре года удвоился ив 1975 году на каждую сотню машин приходится 12 краж. ФРГ. Согласно предписанию полицейская автоинспекция должна регулярно проверять состояние знаков ио результатах сообщать в органы дорожного движения. Однако обследование, проведенное Автомобильным клубом, показало что очень многие знаки находятся далеко не в лучшем состоянии. Представители клуба сфотографировали на дорогах общей протяженностью около 2000 километров более 1000 знаков, которые плохо различимы и имеют другие недостатки.ШВЕЦИЯ. С июля 1975 года вступил в силу новый закон, который регулирует размер возмещения убытков потерпевшему и величину страховых ставок и выплат. Пока ясно, что они заметно отразятся на бюджете автомобилистов: его расходы возросли, как минимум, на 7075 крон в год (около 12 рублей). 27