Инишная полнаПолезное пособиеОдним из достоинств книги К. Шестопалова «Устройство, техническое обслуживание и основы безопасного вождения легкового автомобиля» * является то, что она адресуется не водителям вообще, а тем, кто управляет «Жигулями» или «Москвичом». Это позволило автору достаточно подробно осветить основные вопросы, касающиеся особенностей конструкции и эксплуатации наиболее распространенных отечественных легковых автомобилей. В то же время пособие можно рассматривать и как своего рода путеводитель для всех, кто хочет проникнуть в мир автомобиля. В доходчивой форме с помощью большого количества иллюстраций автор разъясняет устройство и принципы действия отдельных узлов и агрегатов автомобилей ВАЗ—2101 и «Москвич—412», приводит весьма полезные для начинающих водителей сведения о работе двигателя, карбюратора, электрооборудования, рулевого управления, трансмиссии, ходовой части. Читатели найдут здесь ответы и на вопросы о влиянии углов установки управляемых колес на устойчивость движения автомобиля. В книге немало полезных, проверенных на практике советов по техническому обслуживанию машины, устранению неисправностей и др. На наш взгляд, больше внимания надо было уделить безопасности движения. К сожалению, в этой небольшой по объему части пособия встречаются и некоторые неточности, опечатки. Так, на стр. 178 и на рис. 109 ошибочно утверждается, что в горных условиях преимущественным правом пользуется водитель, который едет около обрыва, а затем уже движущийся на подъем. На стр. 180 рекомендация при ослеплении светом фар встречного автомобиля «...принять крайнее правое положение и остановиться» противоречит пункту 134 Правил дорожного движения. Говоря о порядке следования через железнодорожные переезды (стр. 182), автор требует от водителя обязательно выйти из автомобиля и только после этого, «убедившись в отсутствии приближающегося поезда, следовать через переезд в один ряд со скоростью не более 15 км/ч, включив одну из низших передач», хотя Правила таких требований вовсе не содержат. Однако, несмотря на все это, книга К. С. Шестопалова производит благоприятное впечатление и, думаем, с интересом будет принята читателем. В. МОРОЗОВ * Шестопалов К. С. Устройство, техническое обслуживание и основы безопасного вождения легкового автомобиля. М., Издательство ДОСААФ СССР, 1976, 184 стр., 400 000 экз.; цена 31 коп.ЭКЗАМЕН НА ДОМЫОтветы на стр. 29. . задачи, помещенные на Правильные ответы — 1, 3, б, 8, 12, 13, 15, 19, 22, 26.I. Такая табличка применяется в качестве дополнительного средства информации водителей. Она предупреждает о месте и направлении опасного поворота дороги (пункт 35, 5.11), но не запрещает движение в других возможных направлениях. II. Порядок проезда перекрестка равнозначных дорог определен обязанностью пропускать того, кто приближается к вам справа (пункт 111). Поэтому водитель автомобиля хоть и начнет движение первым, в конце разворота должен будет уступить дорогу мотоциклисту и водителю автобуса. III. Направления движения на перекрестках определяются соответствующими предписывающими или запрещающими знаками. Показанный же указательный знак информирует об одностороннем движении на пересекаемой дороге (пункт 33, 4.9), но не запрещает какихлибо маневров на перекрестке. IV. Мотоциклы без колясок можно обгонять всем водителям независимо от скорости движения (пункт 95 «а»). Поскольку у этих транспортных средств небольшая ширина, такой обгон практически не создает помех другим водителям, ибо происходит с незначительным изменением траектории движения. V. Водитель троллейбуса остановился неверно. Пока не проедет транспортное средство, находящееся на главной дороге, он не имеет права выезжать на ее проезжую часть (пункт 115). VI. Предписывающий знак «Разрешенное направление движения — только прямо» не запрещает поворотов направо во дворы и внутриквартальные проезды (пункт 32). V II . Как явствует из указательного знака, правила движения по населенным пунктам не распространяются на данную дорогу (пункт 33, 4.5 «б»), А вне населенных пунктов на левой стороне дорог запрещена даже остановка (пункт 99 «а»). V III . Обязанность уступить дорогу заканчивающему разворот независимо от сигналов светофора вменена всем водителям без исключений (пункт 107). IX. При ограниченной видимости стоящее даже на обочине транспортное средство может вынудить водителей к внезапным маневрам, а это, конечно, небезопасно. Поэтому стоянка вблизи крутых поворотов дороги запрещена (пункт 100 «а»). X. При скорости 70 км/час автомобиль проходит за одну секунду расстояние около 20 (более точно 19,44) м. Такие цифры водителю надо знать на память, как таблицу умножения. 39О самых массовых автомобиляхВряд ли каким-то другим автомобилем интересуются сегодня больше, чем «жигулями». Это объясняется и массовым их выпуском и особенностями эксплуатации. Вышло уже несколько книг о «жигулях». И вот недавно автолюбители и работники службы сервиса получили новое, отличное пособие по ремонту и техническому обслуживанию — книгу «Автомобили ВАЗ» *. Это третье, переработанное и дополненное издание, подготовленное коллективом авторов. В книге рассматриваются пять моделей: ВАЗ—2101, 2102, 2103, 21011 и 21021. Изложение построено так : в качестве основы взята базовая модель ВАЗ—2101. Если какой-либо агрегат или узел автомобиля другой модели имеют отличия, то они описываются отдельно, после аналогичных узлов и агрегатов базовой машины. Книга отличается полнотой и четкой системой расположения материала, которая позволяет быстро и безошибочно отыскать нужный раздел. Все о каждом агрегате или узле сосредоточено в одном месте. Вначале коротко описывается устройство, затем даются исчерпывающие рекомендации по техническому обслуживанию в процессе эксплуатации и ремонту. Подробные таблицы помогают определить характерные неисправности, дают указания, как их устранить. По мере чтения мы знакомимся с полным арсеналом инструментов и приспособлений для ремонта и технического обслуживания, рекомендованных заводом. В конце книги есть приложения, где цгожно найти данные о моменте затягивания гаек основных узлов автомобиля, перечень сальников и подшипников с их изображением, размерами, номерами и местами установки. Знакомство с этим изданием наводит на мысль высказать одно пожелание в адрес другой книги (и другого издательства — ДОСААФ), периодически выходящей в свет. Это «Автомобили «Жигули» Л. П. Шувалова. Она рассчитана только на автолюбителей. А многие из них ждут больше рекомендаций по техническому обслуживанию и ремонту машины силами и средствами водителя-любителя. Л. ИВАНОВ, инженер * Вершигора В. А., Игнатова А. П., Зельцер В. И., Пятков К. В. Автомобили ВАЗ. М., издательство «Транспорт», 1976, 462 стр., 175 000 экз.; цена 1 руб. 86 коп.