*•• •тмимцВ жаркий август сорок первого года, во время упорных боев на подступах к Днепропетровску, водитель 716-й отдельной автомобильной роты подвоза 275-й стрелковой дивизии рядовой Николай Подольный вызвался под огнем артиллерии переправиться по наплавному мосту через Днепр, скрытно проехать на городскую нефтебазу, оказавшуюся в зоне, захваченной противником, загрузить машину бочками с бензином и доставить их в роту. Командир автороты старший лейтенант Базякин сказал: — Поезжай, дело нужное. Только будь осторожен. Базякин разрешил шоферу на обратном пути взять в машину беременную жену и семилетнего сына, а затем отправить семью за сорок километров от города в населенный пункт Орловщины. Через Днепр проехал благополучно. А там — глухими улицами незамеченным пробрался к нефтебазе, укрыл за строениями машину и принялся высматривать охрану. Заметив часового, Подольный обошел его и внезапно предстал перед ошеломленным фашистом. Держа в поднятой руке гранату, жестом приказал ему бросить автомат. Тот повиновался. Подольный поднял автомат и приказал немцу катить бочку за бочкой к грузовику. Загрузив машину, Подольный заехал домой и, пообещав жене сразу же, как только доставит горючее в роту, вернуться, поспешил в подразделение. Однако еще раз попасть домой он так и не смог. Боевые задания следовали одно за другим. Ни ночью ни днем не было времени даже передохнуть. Войска ждали боеприпасы, оружие... Так началась военная судьба одного из многих тысяч тружеников фронтовых дорог Николая Даниловича Подольного, ныне наставника молодых автотранспортников в Днепропетровске. В майском номере журнала «За рулем» за 1963 год была напечатана кор ­ респонденция В. Моисеенко, работавшего тогда в Центральном архиве Министерства обороны СССР, «Шофер идет на таран». Автор подробно рассказал, как он кропотливо, день за днем вел поиски архивных документов о военном водителе, совершившем подвиг, о том, как "через двадцать лет героя нашла высокая правительственная награда — орден Ленина, которую тот не смог получить в сумятице военного времени. Я много лет занимаюсь сбором материалов о подвигах фронтовых шоферов, мне давно хотелось из уст самого Подольного услышать ио таране ио послевоенной жизни. Да все как-то не мог попасть к нему. И вот мы сидим с Николаем Даниловичем в его квартире, беседуем. Естественно, спрашиваю его про таран, который совершил он, ефрейтор Подольный. Неслыханный, дерзкий таран. Достаю пожелтевшие листы фронтовой газеты. Читаю: «Секунды, мгновенья — и грузовик с грохотом врезался в фашистскую машину... Ефрейтор-герой... мертвый держал руль, которым он твердой рукой управлял на пути к своему бессмертию». Эти строки я привожу из газеты Закавказского фронта.9 мая — ПраздникГ ОДЫ , СПАКТЫСлавное, созидательное десятилетие. Так с полным правом можно назвать время, разделяющее два исторических юбилея — 50-ю и 60-ю годовщины Советского государства. С каждым годом, каждым шагом истории все полнее предстает перед миром величие Октябрьской революции, совершенной рабочим классом России в союзе с крестьянством под руководством партии большевиков. Идеи, начертанные на знамени Октября, живут и торжествуют. За шестьдесят лет нашей Родиной пройден путь, равный столетиям. Важнейший его итог — построение общества развитого социализма, которое всесторонне охарактеризовано в постановлении ЦК КПСС «О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции». В летописи строительства нового общества последнее десятилетие займет выдающееся место. За эти годы практически удвоился экономический потенциал страны, созданный в течение предшествующего полувека, существенно повысился уровень жизни народа. Десять лет назад, готовясь к полувековому юбилею Октября, журнал «За рулем» в майском номере открыл раздел «Годы, факты» и вел его вплоть до ноябрьского номера включительно. Важнейшие события, цифры, факты вобрали в себя журнальные колонки. Это участие военных автомобилистов в исторической встрече В. И. Ленина на Финляндском вокзале 3 апреля 1917 года, это действия их в защите завоеваний Октября, это становление, развитие советского автомобилестроения, автотранспорта, дела патриотического Общества Осоавиахима — ДОСААФ. В канун 60-летия Октября мы вновь открываем раздел «Годы, факты», точнее сказать, как бы продолжаем краткую летопись с начала 1967 года. Как и прошлый раз, не везде будут названы даты, в общей подборке встретятся факты разного масштаба. Хронику «Годы, факты» мы рассматриваем как дополнение к другим материалам, которое поможет воскресить, оживить в памяти автомобилистов, мотоциклистов, членов оборонного Общества интересные, важные даты, цифры, события за последние десять лет нашей динамичной советской эпохи.Еще раз о таране ПодольногоСобеседник, улыбаясь, разглаживает ежик серебристых волос: — Трошки не так... Тот корреспондент ошибся. Не знал же он, что после тарана я жив остался, только сознание потерял. Не знала и вся наша рота. Уже после войны об этом мне рассказал мой однополчанин и земляк Володя Горбачевский... «Руль ударил в грудь Подольного... Его не стало, но за свою смерть он отомстил», — читаем в наградном листе. — Да, во всех бумагах, написанных про меня, — говорит Николай Данилович с украинским юморком , — главной ошибкой было то, что будто я «ушел в бессмертие». А я же вот он. Живой. — Он опять улыбнулся. — Чтоб короче было про тот таран и меньше самому о себе говорить, вы посмотрите вот эти бумаги. — Подольный взял из рук жены папку, развязал тесемки и положил ее на стол передо мной. ...Шло второе военное лето. Тяжкое, горькое. Гитлеровские бронированные полчища рвались на Кавказ ик Волге, 716-я отдельная авторота, в которой служил Подольный, вместе с некоторыми другими подразделениями попала в окружение. 20 августа 1942 года стало для Подольного днем крутого нравственного экзамена и высшего духовного взлета. В этот день он был назначен в разведку: надо было выяснить обстановку на участке дороги, по которой подразделения на автомобилях должны были пробиться из окружения. — Проезжайте на своем грузовике так, чтобы обратить на себя внимание немцев. — Указав дорогу на карте, старший лейтенант Базякин подробно объяснил порядок выполнения задания: — Если столкновение с противником станет неизбежным, любой ценой задержите фашистов — пускайте в ход автомат, гранаты... Знойным полуднем Подольный двинулся в заданном направлении. Проехав деревню Закотное, западнее которой в лесу находилась авторота, Николай заметил открытую легковую машину, полную людей. «Вроде «Хорьх» с гитлеровцами», — подумал он. Продвинулся еще на несколько метров вперед, как вдруг услышал дробные выстрелы. Тут же вок-А