^ WГОТОВИМ АВТОМОБИЛЬ К СОРЕВНОВАНИЯМ .ные узлы и детали применяются только серийные. Одним словом, машина, относящаяся к 1-й группе, может до старта находиться в любой поездке, а после финиша сразу вернуться к повседневной эксплуатации. Некоторые работы, связанные с подготовкой машины к соревнованиям, окажутся хорошо знакомыми, особенно опытным автотуристам, не раз совершавшим длительные путешествия. И действительно, главная забота иу них иу будущих раллистов одна — в соответствии с инструкцией по эксплуатации тщательно проверить надежность машины, то есть исправность и правильность регулировки всех ее устройств и узлов. Подтекание масла, люфты, превышающие допустимые, незаконтрованные детали крепежа всегда могут привести к отказу или поломке. Значит, прежде всего необходимо внимательно проверить все узлы и агрегаты, заменить изношенные и вызывающие сомнения детали, тщательно все отрегулировать. Непременно следует заменить смазку в ступицах колес, рулевом механизме, проверить наличие и качество тормозной жидкости, уровень жидкости в системе охлаждения. Вслед за этим позаботьтесь о средствах безопасности. Очень внимательно нужно отрегулировать тормоза. Недопустимо малейшее задевание тормозных колодок за барабан. В то же время зазоры не должны быть большими, чтобы не увеличивался ход педали. Некоторые спортсмены регулируют зазор между колодкой и барабаном при помощи щупа, добиваясь абсолютно одинаковой величины по всей окружности. Это обеспечивает равномерную и эффективную работу тормозов. Большое значение имеет выбор тормозных накладок. Если у вас нет возможности подобрать колодки с более жесткими накладками (лучше с металлическими включениями), которые не так подвержены засмолению от частых торможений, то постарайтесь поставить новые, обязательно заводского изготовления. Частые торможения могут привести к «проваливанию» педали. Происходит это от перегрева тормозной жидкости и образования паровых пробок. Предупредить перегрев в какой-то мере можно применением жидкости «Нева »ч имеющей более высокую температуру кипения (напоминаем: перед заменой необходимо тщательно промыть систему). Теперь проверьте шины. Желательно, конечно, снабдить автомобиль новыми покрышками. Но имейте в виду: ни в коем случае нельзя стартовать на покрышках, которые вы до этого не пробовали. Предварительно испытайте устойчивость машины на крутых поворотах, на сухой и мокрой дороге, на асфальте и щебне, при разгонах и торможениях. Вероятно, вам придется всетаки использовать те покрышки, чкоторыми располагаете. Однако надо знать: они должны иметь достаточный запас протектора и равномерный износ. Запрещается применять покрышки с наварным протектором или имеющие внутренние, а также внешние механические повреждения, в том числе трещины. Ралли проводят в любую погоду. Поэтому особое внимание — уходу за лобовым стеклом. Д ля того чтобы оно хорошо обезжиривалось, заправьте бачок специальной жидкостью или, в крайнем случае, добавьте в него 13 2 см шампуня. Не лишне сделать дополнительные крепления для бачка, отрегулировать форсунки разбрызгивания так, чтобы струи воды попадали на верхнюю часть стекла. Автомобили некоторых марок имеют склонность при прохождении луж выплескивать воду себе «в лицо». Чтобы защитить стекло от загрязнения, некоторые водители применяют специальные фартуки, закрывающие передние колеса. Их делают из резины толщиной 8—10 мм. Особое внимание рулевому управлению и переднему мосту. Рулевые тяги должны быть тщательно собраны и надежно законтрены. Малейшие люфты недопустимы. Ступицы передних колес надо отрегулировать так, чтобы на их вращение затрачивалось минимальное количество энергии. Имейте в виду, что спортсмены чаще всего оставляют очень маленькое, почти нулевое схождение колес и любят отрицательные углы развала — это несколько увеличивает устойчивость автомобиля на поворотах. Что касается амортизаторов, то здесь перед вами широкое «поле деятельности». Однако не все автолюбители могут осилить те работы, которые разрешаются техническими требованиями. Можно, например, устанавливать амортизаторы от более тяжелых машин. Другие операции, направленные на повышение жесткости «родных», серийных амортизаторов вашей машины, на придание им способности поглощать гораздо больше энергии, требуют высококвалифицированной технической подготовки. Некоторые водители добиваются желаемых результатов подбором жидкости с повышенным коэффициентом вязкости; более сложные переделки связаны с изменениями дроссельных отверстий и клапанов. Не лишне будет позаботиться о защите некоторых узлов и деталей от наружных повреждений. Прежде всегопередней подвески, а на «москвичах—412» — также корпуса масляного фильтра и масляного картера (поддона), отлитых из алюминиевого сплава. Защитой могут служить решетки, которые продаются в автомобильных магазинах, и различные приспособления, изготовляемые самими спортсменами. Полосы решетки должны быть из прочной стали, по возможности из «титанового» листа толщиной 6—8 мм,В первой статье вы познакомились с «предметом» ралли, его разновидностями, особенностями отдельных испытаний и, надеюсь, теперь не считаете, что это соревнование — сплошная изнурительная гонка на предельных скоростях, выдержать которую способны лишь избранные, отмеченные особым талантом водители и сверхмощные, сверхнадежные машины. Теперь поговорим о том, от чего во многом зависит успех. Спросите любого опытного спортсмена, что самое сложное и трудоемкое в ралли, и он наверняка ответит: подготовка автомобиля. Это действительно так. Моменту выхода на старт предшествуют недели, а порой и месяцы кропотливой работы с машиной. Без твердой уверенности в том, что вашему четырехколесному партнеру не страшны предстоящие соревнования, нечего выходить на старт. И здесь нужно осознать: в подготовке автомобиля нет второстепенных дел. Все устройства и механизмы должны быть абсолютно надежны. Спешу оговориться: для тех, кто рассматривает участие в ралли как средство повышения своего водительского мастерства, многие советы по подготовке автомобиля не обязательны, но автомобилисты, которые видят в соревнованиях путь приобщения к спорту, должны воспользоваться приведенными ниже рекомендациями. В соответствии с «Техническими требованиями», утвержденными Федерацией автомобильного спорта СССР, все автомобили, участвующие в соревнованиях, делятся на классы в зависимости от рабочего объема двигателя, а в соответствии с перечнем допустимых усовершенствований и переделок — на группы. С действующими «Техническими требованиями» необходимо познакомиться в местных федерациях автоспорта, спортивно-технических автомотоклубах, организациях ДОСААФ. Из этого документа можно узнать, например, что представляет собой каркас безопасности, из каких труб его делают. В простейших ралли, о которых мы говорим, участвуют автомобили, подготовленные по первой группе, где разрешаются самые незначительные изменения по сравнению с обычными, стандартными образцами, выпускаемыми нашими заводами. Вы можете установить любые амортизаторы (не меняя места их крепления), аккумуляторы, шины (без замены дисков колес), любые свечи зажигания. Разрешается также заменять жиклеры карбюратора для улучшения его регулировки, устанавливать главную передачу от любой модификации данной модели, дополнительные фары (общее их число должно быть не больше шести). Осталь* См. «За рулем», 1977, № 4. 34