Грузопассажирские машины луцкого завода пока еще мало знакомы автолюбителям. Их производство начато сравнительно недавно, а в индивидуальном пользовании находится всего несколько тысяч. Но, несмотря на это, редакционная почта регулярно приносит' письма с вопросами от владельцев луцких джипов. Они, естественно, касаются устройства, эксплуатации, гарантийного ремонта. Мы попросили ответить на них начальника отдела технического контроля ЛуАЗа А. М. МИЩЕНКО и главного конструктора завода Л. С. ПЕРЕЛЯ. Напомним, что описание ЛуАЗов было опубликовано в журнале: модели «969» — в № 3 за 1974 год, а «969А»— в № 10 за 1975 год. Попутно отметим в вышедшие в последнее время каталог деталей автомобиля (издательство «Реклама», Киев, 1977) и цветные плакаты по устройству машины (издательство «Транспорт», Москва, 1976), в которых владельцы ЛуАЗов найдут иного интересующих их сведений.В письмах читателей часто встречает:я вопрос (его задают В. Алексеичев из Киева, А. Петрунин из Ивановской области, Я. Сердюк из Полтавы и другие) о надежности автомобиля. Он естествен, поскольку ЛуАЗ—969А смогли оценить в длительной эксплуатации еще не многие автомобилисты.14 ответов на вопросыются меры и по расширению сети гарантийного обслуживания в районах Средней Азии и Подмосковье, а также по улучшению снабжения гарантийных пунктов запасными частями. Что касается технологических карт на ремонт и прейскуранта цен на техническое обслуживание, то они сейчас разрабатываются.А как обстоит дело с приобретением запасных частей? Этим вопросом, в частности, интересуется В. Зелепукин из Алтайского края. узнать, какой должна быть оптимальная величина зазора между резиновым буфером подвески и площадкой на рычаге подвески, в которую упирается буфер.Запасные части завод поставляет на базы всесоюзного объединения «Сельхозтехника» (для государственных машин) и в розничную торговую сеть, куда и следует обращаться.Пожалуй, наиболее часто встречается вопрос, как заменить 30-сильный двигатель ЛуАЗ — 969 40-сильным. Он волнует А. Рурского из Павлодарской области, Н. Хаиретдинова из Кортнеросского района Коми АССР и ряд других читателей.Высокие надежность и проходимость ЛуАЗ—969А были продемонстрированы во время пробега группы автолюбителей из Петропавловска-Камчатского по маршруту Луцк—Владивосток протяженностью 15 тысяч километров. Участники пробега, стартовавшего в конце 1976 года, шли по трудным дорогам Забайкалья, через пустыни и горные перевалы Средней Азии. Часть маршрута пролегла по бездорожью. И в столь сложных условиях автомобили зарекомендовали себя надежными.Немаловажное значение для безупречной работы машины имеет своевременное ее обслуживание. Пока сервис ЛуАЗов, как считают наши читатели, развит слабо. Н. Харциев из Краснодарского края просит в связи с этим сообщить, какие предпринимаются меры, чтобы изменить положение к лучшему.Поскольку у ЛуАЗ—969А одновременно с установкой 40-сильного двигателя подверглись конструктивным изменениям картер сцепления, детали рулевого управления, щит передка с отопителем, воздушный фильтр, поддон двигателя, выпускная система, колесные редукторы, то замена 30-сильного двигателя повлечет за собой довольно серьезные переделки. В кустарных условиях их выполнить весьма сложно, и заменить прежний двигатель более мощным своими силами невозможно.То, что двигатель с воздушным охлаждением, будь он 30-сильным или 40-сильным, работает шумно, это известно. А что делает завод, — спрашивает В. Шигарев из Омской области, — по снижению уровня шума других агрегатов, и прежде всего трансмиссии?Заводом заключены договоры на гарантийное обслуживание машин ЛуАЗ—969 со станциями технического обслуживания в Алма-Ате, Бельцах, Горьком, Запорожье, Киеве, Краснодаре, Куйбышеве, Ленинграде, Москве, Луцке, Минске, Саратове, Тбилиси, Уфе, Хабаровске, Харькове. ПринимаМногие читатели просят рассказать об охлаждающей жидкости ТОСОЛ, применяемой в системе охлаждения двигателей ВАЗ и других марок. Что это за жидкость, можно ля ее приготовить в домашних условиях, как ею пользоваться, чем заменить? Предлагаем ответы на эти вопросы, полученные с Волжского автозавода, на Всесоюзного государственного хозрасчетного объединения по производству товаров бытовой химии — «Союзбытхим» и с завода—изготовителя ТОСОЛа.За последние четыре года завод вместе с НАМИ провел большие экспериментальные работы в этом направлении. Мы принимаем меры по дальнейшему снижению шумности. Так, ввели алмазное хонингование зубьев колесных редукторов, систему выпуска с пониженным уровнем шума, менее шумные шины модели ИВ-167.Подчас владельцы ЛуАЗов сетуют не только на шумную работу агрегатов. П. Капралов из Саратовской области жа ­ луется, что на его машине «просели» торсионы подвески, и в связи с этим хочетЭтот зазор составляет для снаряженного автомобиля 13—18 мм (передняя подвеска) и 23—28 мм (задняя подвеска). В ходе эксплуатации в торсионах могут возникнуть остаточные деформации, и величина зазоров станет меньше приведенных данных. Это недопустимо. Что делать в таком случае? Рекомендуем переставить торсионы. Поскольку подвеска с таким упругим элементом на отечественных автомобилях редкость, поясним подробнее, как выполнять перестановку. Сначала надо поднять машину на домкрате, потом отсоединить полуось от вилки карданного шарнира у колеса. Затем следует вдвинуть полуось в дифференциал и скрепить ее с кузовом. Далее, отсоединив амортизатор от рычага подвески, отвернуть болты, фиксирующие торсион во втулках оси и рычага подвески. После этого уже ничто не мешает извлечь торсион. Делают это посредством болта, ввернутого предварительно в специальное отверстие в торсионе. После всего этого расположим рычаг подвески таким образом, чтобы установленная на нем ось пальца для ограничителя хода колеса оказалась примерно на 10—15 мм ниже ограничителя. Тогда, медленно поворачивая торсион относительно оси, вставим его в шлицы втулок оси и рычага. А чтобы шлицы совпали, можно одновременно с торсионом немного (на 1—2°) повернуть и рычаг подвески. Установив на место торсион, опустим автомобиль и проверим величину зазора между буфером и его опорой на рычаге. Если она лежит в допустимых границах — поставим все детали на место и затянем крепежные соединения.У Н. Чумаченко из Волгоградской области просьба менее сложная с технической точки зрения. Он озадачен внезапным выходом из строя резинового защитного чехла дифференциала и хочет выяснить, к ак своевременно обнаружить эту неисправность.Всем автомобилистам знакомо слово «антифриз», образованное от английского «фриз» (замерзать) и приставки «анти» (против). В современном понятии незамерзающие жидкости (антифризы) — это растворы различных спиртов, солей и других соединений в воде. Отечественная промышленность выпускает несколько марок антифризов, разделенных по температуре кристаллизации на две группы — «40» и «65». Все они изготовлены на основе этиленгликоля (двухатомного спирта) с добавлением различных антикоррозионных, антивспенивающих, моющих и других присадок. Самый сложный по составу — ТОСОЛ-А, обладающий наиболее высокими эксплуатационными показателями. Благодаря этому на ВАЗе им заправляют двигатели всех машин, и заводские конструкторы не рекомендуют заменять его антифризами других марок или смешивать с ним. Технологический процесс изготовления ТОСОЛа-А предусматривает последовательное введение присадок в этиленгликоль, растворенный в дистиллированной воде, а затем тонкую фильтрацию на намывном фильтре с перлитом. Готовый продукт обязательно проходит анализ, определяющий коррозионное воздействие на различные металлы, вспениваемость, набухаемость резин и т. д. Изготовить ТОСОЛ-А и проверить его качество в домашних условиях, как предлагают некоторые читатели, невозможно. ТОСОЛ выпускается в трех видах: концентрат ТОСОЛ-А и два его водных раствора, готовых к употреблению, — ТОСОЛА40 и ТОСОЛ-А65. В любом виде он должен быть прозрачным. В прежние годы он имел оттенки от светло-желтого доАнтифриззеленоватого. Когда же практика показала, что следить за уровнем такой жидкости, находящейся в расширительном бачке, не очень удобно, стали вводить в состав жидкостей нейтральный краситель, придающий концентрату и ТОСОЛуА40 голубой цвет, а ТОСОЛу-Аб5 — красный. Эксплуатационные свойства окрашенного и неокрашенного ТОСОЛа одной концентрации одинаковы и при смешивании не изменяются. При самостоятельном составлении раствора из концентрата ТОСОЛа-А следует пользоваться таблицей 1. Волжский автозавод ограничивает срок службы ТОСОЛа, заливаемого в двигатель. Объясняется это тем, что присадки с течением времени подвержены самопроизвольному распаду. Концентрация их снижается, ухудшая соответствующие свойства антифриза. Опытным путем установлено, что он надежно работает два года, а при интен-16