ПравофланговыеОБЪЕДИНЕНИЕ «ЗАПОРОЖЕЦ»Завод получил наименование «Коммунар» в 1923 году, а автомобильным стал в 1960 году, когда в его цехах развернули производство малолитражек. В 1963 году коммунаровцы отмечали вековой юбилей своего предприятия: летосчисление его ведется с 1863 года (поначалу там делали литье и сельскохозяйственные машины). В связи со 100-летием со дня основания запорожский автомобильный завод «Коммунар» награжден орденом Трудового красного Знамени за заслуги в создании новых машин и оснащении народного хозяйства транспортной и сельскохозяйственной уборочной техникой. В 1965 году «Коммунар» перешел в подчинение министерства автомобильной промышленности СССР. Этот переход сопровождался коренной реконструкцией завода: выросли новые корпуса, резко повысилась техническая оснащенность, механизация и автоматизация производства. Сегодня «Коммунар» известен всей стране своими «запорожцами». В создании первой модели — ЗАЗ—965 — участвовали конструкторы АЗЛК и специалисты НАМИ. Проекту предшествовала большая научно-исследовательская и экспериментальная работа. В том же 1960 году были запущены в серию автомобиль с ручным управлением для инвалидов ЗАЗ—965Б, а к открытию XXIII съезда КПСС создан опытный образец новой модели ЗАЗ — 9 66 . В 1966 году на производство был поставлен ЗАЗ—966В. Новый автомобиль отличался современной формой, большими размерами салона и багажника, увеличенной мощностью двигателя и хорошей плавностью хода. С тех пор завод постоянно совершенствует конструкцию своего автомобиля, создает новые модели и модификации. В 1971 году автолюбители познакомились с ЗАЗ—968, оснащенным более мощным двигателем. В двухдверном кузове «седан» появились более удобные, регулируемые сиденья. Серьезное внимание конструкторы уделили требованиям пассивной н активной безопасности: ввели раздельный гидравлический привод тормозов и ряд других усовершенствований. Заслуги коллектива «Коммунара» высоко оцениваются государством: за успешное выполнение заданий девятого пятилетнего плана завод награжден орденом Октябрьской Революции. В 1974 году был поставлен на производство ЗАЗ—968А — результат творческого содружества «Коммунара» с научно-исследовательскими и проектными институтами. При создании этой машины были учтены достижения в области технологии и решен целый ряд задач повышения эффективности производства и качества продукции. Автомобиль имеет улучшенные технико-экономические показатели, он безопаснее и комфортабельнее своих предшественников и соответствует требованиям правил безопасности Европейской Экономической Комиссии ООН, Государственным стандартам. Пробег «запорожцев» до капитального ремонта увеличился до 125 тысяч километров, а гарантийный срок — до года. Эта модель вместе с модификацией ЗАЗ — 968АБ2 в канун открытия XXV съезда КПСС удостоена государственного Знака качества. Цех, где готовые малолитражки проходят окончательный контроль и подготовку к отгрузке. Цех сборки «запорожцев». Сразу бросается в глаза необычное положение машин относительно конвейерной ленты — поперек. Оно обосновано особенностями сборки машин с задним расположением силового агрегата. Модернизированный ЗАЗ — 9 68М , выпуск которого планируется на 1979 год. Фото Б. КорзинаОколо половины «запорожцев» выпускаются с ручным управлением разных вариантов для инвалидов. Это модели ЗАЗ-968Р, ЗАЗ-968Б2, ЗАЗ-968АБ, ЗАЗ—968АБ2, З АЗ - 9 68АБ4 . 7 января 1976 года с конвейера сошел миллионный «Запорожец». С большим трудовым успехом автозаводцев поздравил Л . И. Брежнев, отметивший в своем приветствии: «Коллективом автозавода «Коммунар» проделана большая работа по развитию в стране массового производства легковых автомобилей для населения». Новый запорожский «миллионер» ожидается в 1982 году; только за десятую пятилетку будет сделано более 700 тысяч «запорожцев». Ныне «Коммунар» — головное предприятие созданного в 1975 году автомобильного производственного объединения «Запорожец», выпускающего автомобили особо малого класса — легковые и грузопассажирские повышенной проходимости. В состав объединения входят луцкий автомобильный завод, мелитопольский моторный завод и другие специализированные предприятия. Коллектив объединения первым в автомобильной промышленности выступил с инициативой развертывания социалистического соревнования за присвоение почетного звания«Предприятие высокого качества продукции». Для «Запорожца» это означает: к концу пятилетни довести объем выпуска продукции высшей категории качества до 40%: сокращением сроков строительства и реконструкции заводов, быстрейшим освоением вводимых мощностей достичь ужев этом году выпуска 160 тысяч автомобилей, запланированных на конец пятилетки. Среди 10 лучших объединений и предприятий автомобильной промышленности объединение «Запорожец» было удостоено права принять участие в выставке «Опыт предприятий автомобильной промышленности — победителей во Всесоюзном социалистическом соревновании» («Автопром-77»), проходившей на ВДНХ СССР. Запорожская экспозиция вызвала большой интерес у посетителей. Здесь был и модернизированный вариант базовой машины («За рулем», 1977, № 11). Его выпуск намечено развернуть в 1979 году. А в нынешнем начнется производство грузопассажирского автомобиля ЛуАЗ—969 М, значительно модернизированного по сравнению с ЛуАЗ —969А. Е. МАТВЕЕВ, Г. КОНСТАНТИНОВ2. «За рулем» № 89