Одна из важнейших обязанностей советского человека беречь и укреплять социалистическую собственность. Гражданский долг каждого из нас — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Эти положения, как известно, закреплены Конституцией СССР. Государство доверяет трудящимся немалые материальные ценности, представляющие общественное достояние. Дорогостоящая техника, ценные грузы ив руках водителей. Их порча при авариях может нанести предприятиям значительный ущерб. Какую материаль ную ответственность и при каких условиях несут здесь водители? Поговорить с читателями на эту тему мы попросили В. ГУЛЯЕВА, заместителя начальника юридического отдела Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам.Каким нормативным актом предусмотрена материальная ответственность водителя за вверенную ему технику, грузы, за ущерб в случае аварии?ва преступления, никакой материальной ответственности он не несет.Из каких же принципов исходят при определении размера причиненного ущерба?жебных обязанностей, то он сам и возмещает его в соответствии с нормами гражданского, а не трудового права.Вы упомянули о пределах материальной ответственности. Каковы же они?Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 года утверждено Положение о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации. Оно распространяется и на всех работающих за рулем, за исключением колхозников, материальная ответственность которых определена уставами колхозов и относящимися к колхозам законами.В каких случаях наступает материальная ответственность водителя? Несет ли он ее, став участником аварии не по своей вине?Водитель обязан возместить ущерб только в том случае, если этот ущерб предприятию, где он работает, причинен по его прямой вине. Он не отвечает за последствия аварии, вызванной неправильными действиями другого участника движения. Но это не все. И в том случае, когда ваша вина установлена, вы обязаны возместить лишь прямой действительный ущерб. А к нему не относятся, скажем, убытки изза простоя автомобиля в ремонте. Действительный ущерб включает лишь стоимость восстановительных работ, запасных частей и агрегатов, а также испорченных и недостающих грузов. С согласия администрации водитель сам может отремонтировать поврежденный автомобиль. В таком случае он освобождается от оплаты ремонта.А как возмещается ущерб, нанесенный автомобилю и имуществу, принадлежащим другой организации?Существует два вида материальной ответственности — ограниченная и полная. В большинстве случаев применяется ограниченная материальная ответственность — в размере прямого действительного ущерба, но не более одной трети месячной тарифной ставки (оклада) водителя. Если из-за его небрежности произошла порча или уничтожение материалов, инструментов, измерительных приборов, спецодежды и других предметов, выданных для служебного пользования, возмещение фактического ущерба может составить до двух третей среднего месячного заработка водителя. При перерасходе по его вине горючего он обязан возместить стоимость 60% перерасходованного за квартал топлива вне зависимости от своего оклада или среднемесячного заработка. Однако, если установлено, что водитель не уложился в норму не по своей вине, а, например, из-за тяжелых дорожных условий или недоброкачественного ремонта двигателя, он освобождается от материальной ответственности. В каких же случаях водитель обязан полностью возместить ущерб, причиненный по его вине? Если .предприятие заключило с ним письменный договор о полной материальной ответственности за сохранность принятого для перевозки имущества либо если это имущество или ценности получены им под отчет по доверенности. Такие договоры заключаются лишь с определенными категориями водителей. ,Например, с совмещающими обязанности экспедитора на централизованных перевозках, с водителями такси или междугородных автобусов. В последнем случае — если им приходится продавать билеты. Договоры имеют в виду только обеспечение сохранности перевозимого имущества и денежной выручки, но не автомобиля, ответственность за который определяется общими правилами. Полная материальная ответственность и без письменного договора наступает, когда ущерб нанесен не при исполнении водителем трудовых обязанностей или в результате уголовно наказуемых действий, независимо от того, установлены они приговором суда или постановлением следователя, прекратившим дело в- связи с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда или по амнистии. Однако, если водитель оправдан, если дело прекращено из-за отсутствия состаРазмер ущерба устанавливают по фактическим потерям на основании бухгалтерских данных, исходя из балансовой стоимости (себестоимости) материальных ценностей за вычетом их •износа. Из этого правила законодательством предусмотрены исключения. В частности, при хищении, недостаче, умышленном уничтожении или умышленной порче материальных ценностей ущерб определяется по государственным розничным ценам. При отсутствии розничной цены в расчет берется цена, исчисленная в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом цен Совета Министров СССР. При недостаче всех видов билетов, талонов, абонементов и других знаков, предназначенных для расчетов с населением за услуги, ущерб транспортному предприятию исчисляется из их номинальной стоимости. Гарантией от необоснованных удержаний служит положение о том, что размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких водителей, определяется для каждого из них по степени вины, виду и пределу материальной ответственности. Кроме того, суд может с учетом степени вины, конкретных обстоятельств и материального положения работника уменьшить размер ущерба, подлежащего возмещению. Снижение его, однако, не допускается, если речь идет о преступлении, совершенном с корыстной целью.Каков порядок ущерба? выплат в погашениеОн установлен в соответствии со статьей 49 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. В частности, если по закону размер возмещения ущерба не должен превышать одной трети месячной тарифной ставки (оклада) водителя, администрация вправе удержать эту сумму из заработной платы только при его письменном согласии. Когда такого согласия нет, как ив случае возмещения ущерба в полном размере, администрация должна обратиться с иском в народный суд. Вопрос о материальной ответственности водителя администрация обязана рассмотреть в течение определенных сроков, по истечении которых она не имеет права взыскивать ущерб. Если размер возмещения не должен превышать одной трети тарифной ставки (оклада) водителя и есть на то его письменное согласие, распоряжение администрации предприятия может быть сделано не позднее двух недель со дня обнаружения ущерба. При взыскании ущерба в указанных пределах в судебном порядке (при отсутствии письменного согласия водителя) — в течение месяца со дня обнаружения ущерба. В остальных случаях срок для предъявления иска — один год со дня обнаружения ущерба. Следует добавить, что при каждой выплате заработной платы размер удержаний в счет причиненного ущерба не может превышать 20% начисленной к выплате суммы. Если удержание проводится по нескольким исполнительным документам, общий размер его не может превышать 50% зарплаты.Если водитель стал виновником дорожного происшествия при исполнении своих служебных обязанностей, то, по гражданскому законодательству, ущерб, причиненный им другим учреждениям и организациям, возмещает в полном объеме предприятие, где он работает. Оно, в свою очередь, вправе взыскать с виновного фактическую стоимость восстановительного ремонта машины и испорченных грузов в пределах, регламентируемых Положением. Когда организация, которая понесла ущерб, не взыскала его с предприятия, где работает виновник аварии, то не встает, разумеется, и вопрос о его материальной ответственности. Наконец, если ущерб другим предприятиям нанесен водителем не при исполнении им слу3. «За рулем» № 8 >13