30
31
В МИРЕ МОТОРОВКОРОТКО• • •Завод «Шкода» (ЧССР) в 1978 году планирует изготовить 50 автомобилей модели «130РС» для гонок и ралли. Эти машины будут соответствовать международным техническим требованиям группы А2. Австралийские автомобили «Холденпремьер», оснащенные роторным двигателем «Мазда-РИкс5» и имеющие новую облицовку радиатора, поступают в Японии в продажу под маркой «Мазда-роудпейсер». Эта модификация предназначена только для экспорта. Хотя фирма «Роллс-Ройс» (Англия) ниногда не публикует данных о мощности двигателей на своих автомобилях, предпринимались попытки на стороне испытать ее моторы на стендах. По сведениям итальянского журнала «Кваттроруоте», двигатель модели «Сильвер шэдоу II» развивает мощность 200 л. с , а «Фанто м-Vl» — 240 л. с. ФИАТ с конца года начинает оснащать свои легковые модели «131» и «132» дизелями мощностью соответственно 55 л. с. (1995 см3) и 70 л. с. (2445 см 3 ). За последние годы в США резко возрос интерес покупателей к джипам. «Дженерал Моторс» в 1976 году изготовил 256 000 таких машин против 50 000 в 1971 году,' «Форд» — 140 000 против 40 000, «Америкен Моторс» — 89 000 против 33 000, «Крайслер» — 65 000 против 8000. Среди современных легковых автомобилей наиболее совершенным по аэродинамике считается кузов машин «Ситроен» семейства «Це-Икс». Коэффициент обтекаемости, обозначаемый латинскими буквами СХ, у него равен 0,3. Для 24-часовых гонок в Ле-Мане (Франция) завод «Порше» подготовил новую спортивную модель «935» с турбонагнетателем, четырьмя клапанами на цилиндр и водяным охлаждением головок. Мощность — 810 л. с. До сих пор лишь два завода выпускают легковые автомобили с пятицилиндровыми двигателями — «Мерседес-Бенц» и «Ауди» (ФРГ).«ТАТРА 815-АГРО»Новый грузовой автомобиль повышенной 'проходимости с самого начала был задуман специалистами завода «Татра» как универсальная машина для специфических условий работы в сельском хозяйстве. модель «815-агро» — это шасси грузоподъемностью 11 тонн, на котором могут быть смонтированы различные специализированные кузова: для перевозки скота, кормов, удобрений, цистерны, самосвалы и т. д. На снимке — машина, кузов которой оборудован разбрасывателем органических удобрении.•• ••• •Автомобиль обладает характерными чертами, присущими грузовикам этой марки. У него хребтовая трубчатая рама, дизель воздушного охлаждения (10 цилиндров, 266 л. с. при 2200 об/мин), .независимая подвеска всех колес. Упругим элементом в передней подвеске служат торсионы, в задней — пневматические баллоны. Для обеспечения высокой проходимости «Татра-815-агро» оснащена 10-ступенчатой коробкой передач, приводом на все колеса, блокировкой дифференциалов, широкопрофильными шинами. У всех колес одинаковая (1982 мм) колея. По габариту новый грузовик близок к нашему ЗИЛ —131. База машины — 3700 мм, база тележки задних колес — 1320 мм. Длина шасси — 7450 мм. Снаряженный вес шасси — 8700 кг. Скорость — 80 км/ч.•• •СОЗДАННЫЙ ДЛЯ ПУСТЫНЬИдея разработки серийного «сверхскоростного» вездехода родилась в США, где автомобильные гонки на пустынных трассах дело регулярное. Для таких суровых состязаний готовили до сих пор либо багги, либо модернизованные джипы. Обобщая накопленный опыт, калифорнийский институт «Мобилити Текнолоджи Интернешнл» спроектировал машину под названием «Гепард», по-английски «Читэх». Эти автомобили, которые строит теперь итальянская фирма «Ламборгини», снабжены 5,9-лнтровыми двигателями «Крайслер» и даже в стандартном исполнении куда быстроходней гепардов, которые могут бежать со скоростью 120 км/ч — скорость же «Читэха» около 150 км/ч. У нового джипа — пространственная рама, построенная заодно с так называемым каркасом безопасности. Передняя и•• ••• •• ••После восьмимесячных испытаний двадцати разных моделей мотоциклов шведская армия остановила выбор на отечественной машине «Хускварна-милитари» класса 250 см 3 (24 л. с.) с автоматической трансмиссией. Выпуск этой модели, базирующейся на испытанной кроссовой «Хускварне», начинается осенью 1978 года. Японская автомобильная промышленность в немалой степени зависит от требований экспортного рынка. В 1977 году из 8,51 миллиона машин, изготовленных в стране, более половины (4,35 миллиона) было вывезено.•• ••• •задняя панели кузова откидываются полностью — как у автомобиля «Ламборгини-миура» 12 лет назад. Кузов без дветент защищает от солнца. §ей, легкий части смонтирована электрипередней ческая лебедка. Багажник (сзади) предусмотрен для вещей общей массой до 400 кг; рядом — гнезда для канистр с бензином и водой. Двигатель расположен перед задней. осью (доступ к нему возможен через люк между спинками задних сидений) и сблокирован с трехступенчатой автоматической трансмиссией «Фулл-Трэк». По утверждению конструкторов, такая трансмиссия для джипов — значительный шаг вперед: она дает возможность более четко соотнести скорость скольжения колес ,ио грунту и сопротивление на каждом колесе и соответственно им установить наивыгоднейшую величину крутящего момента, передаваемого на каясдое из четырех ведущих колес. Шины — бескамерные диаметром 0,902 ми шириной 0,356 м. Внутри основной шины находится другая, дополнительная, малого диаметра, предназначенная крепко держать основную шину на ободе при резких поворотах, а также подстраховать поврежденную шину, теряющую давление. База джипа — 2997 мм. Габарит — 4547X1879X1651 мм. Колея — 1524 мм, а клиренс только 279 мм (днище закрыто стальным листом). Въехав на препятствие, автомобиль преодолеет его скользя. Масса «Ламборгини-читэх» — ориентировочно около 2000 кг, но серийные образцы могут быть и легче. Со стандартным двигателем (180 л. с.) автомобиль достигает скорости 100 км/ч с места за 11 секунд. Принимая во внимание хорошую проходимость автомобиля и довольно низкий силуэт, военные специалисты нескольких стран уже. заинтересовались «гепардами», которые пройдут испытания yHte в качестве военной машины. В дополнение к выпускаемым в Италии автомобилям их стала строить в США и компания «Теледайн Койтинентал Моторс».30 БРАЗИЛЬСКИЙ «ФОРД*Первую продукцию сборочный завод Форда в Бразилии начал давать в 1919 году. В 50-е годы собственное производство постепенно вытеснило сборку. Сегодня пять предприятий в стране выпускают в год 135 тысяч легковых и 44 тысячи грузовых «фордов». Производственная программа очень пестра. Тут американские модели «Форд-маверик» и «Форд-гэлакси», видоизмененный «Рено-12» (он называется «Форд-корсель»), универсал «Форд-рураль» и джип «ФордКЖ5». Последние ведут происхождениееще с тех лет, когда в Бразилии действовал филиал «Виллиса», купленный в 1957 году фирмой «Форд до Бразил». Именно эти две модели пользуются в стране неизменной популярностью. Причина ее — в прочности, простоте, нетребовательности к уходу, то есть качествах, ценных в сельских районах. Первая («Рураль») чуть больше нашего УАЗ—469 (длина — 4547 мм, база — 2654 мм, масса — 2050 кг). У нее зависимая подвеска всех колес, основательная лонжеронная рама и привод только на задние колеса. модель «КЖ5» — типичный джип со всеми ведущими колесами. Он компактней, чем «Рураль»: длина — 3444 мм, база — • 2057 мм, масса — 1700 кг. Машины оснащены одинаковыми двигателями (6 ци3 линдров, 2301 см , 91 л. с), четырехступенчатыми коровками передач. Скорость «Рураля» — 120 км/ч, «КЖ5» — 125 км/ч.Слева — «Рураль», справа — «КЖ5»ШИНЫ «ГУДЬИР-ЭЛЛИПТИК»Все больше автомобилистов проявляют сегодня заинтересованность в устройствах и приспособлениях, которые способствуют уменьшению расхода топлива. Американская шинная монополия «Гудьир» усмотрела в этом интересе выгодную «селлинг пойнт» (так заокеанские бизнесмены называют особенность товара, которая делает его ходовым) и выбросила на рынок новую разновидность покрышек, названную «Эллиптик». Эти шины имеют эллиптическое сечение и более Сечение шин: обычной радиальной (слева} и эллиптической (справа).низкий профиль при том же наружном диаметре, что широко распространенные радиальные. По сравнению с ними новыепокрышки, как утверждает «Гудьир», дают экономию топлива на 16,2%. «Эллиптик» является по существу разновидностью радиальных шин, работает с несколько более высоким давлением воздуха, но без ущерба для мягкости езды, долговечности и характеристик управляемости автомобиля. При равном наружном диаметре с радиальной шиной обычного типа «Эллиптик» благодаря меньшей высоте профиля позволяет использовать обод колеса увеличенного диаметра и, следовательно, дает возможность применять более эффективные тормоза.«ХОНДА-КБ 400Т»Каждая новая машина этой известной марки вызывает интерес у любителей двухколесного транспорта. Последняя среди выпускаемых сегодня 22 моделей — «КБ-400Т» — привлекает внимание двухцилиндровым двигателем с тремя (два впускных и один выпускной) клапанами на цилиндр, «нетипичным» рабочим объемом (408 см3), очень узким диапазоном оборотов (максимальная мощность при 7500 об/мин, а максимальный крутящиймомент — при 6500 об/мин), пятиступенчатой коробкой передач и штампованными из листовой стали спицами колес. Двухцилиндровый четырехтактный двигатель «Хонды-КБ-400Т» мощностью* 27 л. с. работает на бензине с октановым числом 98 (степень сжатия 9,3) и обеспечивает скорость 145 км/ч. Он оснащен электростартером. Для довольно тяжелой машины (масса в снаряженном состоянии 180 кг) потребовались эффективные тормоза: дисковый переднего колеса и барабанный заднего. Передние и задние шины имеют разные размеры (соответственно 3,60 — 19 и 4,10 — 18 дюймов). Цена новой «Хонды» составляет около половины цены легковой машины класса наших «жигулей».ИЗ СЕМНАДЦАТИ «ХОЛДЕНОВ»Австралийская автомобильная промышленность делает в год около 350 тысяч машин. Среди пяти основных предприятий страны, которые являются филиалами американских и японских фирм, ведущее положение занимает «Холден», принадлежащее «Дженерал Моторс». На долю «Холдена», в производственной программе которого 17 легковых моделей и их модификаций, приходится около трети всех изготовляемых в Австралии автомобилей.Все модели «Холден», начиная с самой первой, 1948 года, не являются собственными разработками. Они скомбинированы из кузовов, двигателей, трансмиссий, узлов подвески, сконструированных и выпускаемых предприятиями «Дженерал Моторс» в других странах («Шевроле», «Опель», «Воксхолл», «Исудзу»), и оригинальны в них лишь декоративные элементы внешнего оформления и интерьера. На 85% автомобили состоят из деталей, изготовленных в Австралии. При этом штамповка и сварка элементов кузова ведутся полностью своими силами. На семи заводах «Холден» работает около 30 тысяч человек. Самой дорогой машиной в ассортименте моделей «Холден» является «Монаро-ГТС» — типичный американский автомобиль, а самым дешевым — «Джемини», машина европейского типа. В целом, в Австралии преобладают автомобили класса нашей «Волги». «Холден-монаро-ГТС». Двигатель — 8 цилиндров, 4142 см3 или 5044 см3, 161 л. с. или 216 л. с. 4 передачи. Дисковые тормоза на всех колесах. Масса — 1475 кг. Длина — 4844 мм. Скорость — 170 или 180 км/ч. «Холден-джемини». Двигатель — 4 цилиндра, 1584 см3, 85 л. с. 4 передачи, Дисковые тормоза на передних колесах. Масса — 882 кг. Длина — 4120 мм. Скорость — 150 км/ч.