К 60-летию ВЛКСММинский автомобильный завод и многих его передовых тружеников я знаю давно. Наслышан был ио Викторе Преснакове. В последнее время его имя часто звучит в радио- и телепередачах, встречается на страницах газет. Знал яио том, что его ждут на предприятиях, на совещаниях по обмену опытом, с ним встречаются молодые рабочие, студенты, школьники, журналисты. А он, Виктор Преснаков, широкая душа, никому не отказывает: раз надо — так надо, лишь бы в бригаде дело не страдало. После XVIII съезда ВЛКСМ, где Виктор был делегатом, время у него расписано буквально по минутам, и увидеться с ним оказалось не так-то просто. Безостановочно движется конвейер. Несколько минут — и из ворот сборочного цеха выкатывается новый автомобиль. Завод выпускает двенадцать модификаций тяжелых грузовиков. Следуем на участок испытания и проверки автомобилей, куда они попадают с главного конвейера. Этот участок нередко называют «цехом в цехе». Что ж, справедливо, ведь без его отметки ни одна машина не выйдет за ворота завода. — Вот здесь яи тружусь со своей бригадой, — поясняет Преснаков. — Обкатать машину, проверить двигатель в разных режимах, работу всех систем — это все на нас, испытателях. И по ходу проверки производим доукомплектацию, регулировки. Он говорит увлеченно. О своем деле. О ребятах из бригады. — Мы, испытатели, как бы ставим точку в работе коллектива, выпуская машину за ворота предприятия, — продолжает Виктор. — И выходит, что в ответе за весь завод. Никто из нас не имеет права на ошибку. В этих словах — ключ к пониманию характера Преснакова. Он и его товарищи работают по методу бригадного подряда. А это значит — один за всех и все за одного. Как бы ты сам хорошо все ни сделал, но если кто-то сработал слабо, значит на бригаду ляжет пятно. А в бригаде все разные, и по опыту, и по наклонностям. Но всех объединяет девиз: «Достиг мастерства — помоги товарищу!» Вот результат: из 15 молодых водителей-испытателей 12 — ударники коммунистического труда, у шестерых — личное клеймо. В общем, хоть и не много им лет, а мастера! Человеку, пришедшему, как я, впервые к испытателям, кажется, что все идет само собой. Каждый знает свой маневр. Одному надо радиатор сменить — второй уже рядом, помогает. Как будто легко должно быть бригадиру. Но нет, жизнь все время задает свои задачи. Весной ушли трое в армию, на сборку встали новички, Бригадир бдительность удваивает. Запустили новую модель — работы у испытателей прибавилось. Преснаков перестановку людей производит, опытные молодым помогают, и в первую очередь это делает он, бригадир, руководитель коллектива. За это прежде всего и уважают его товарищи. Спрашиваю: «Длинен ли был путь до бригадирства?» Отшучивается: «Целая вечность!»ДЕЛАЙ, КАК БРИГАДИР!...В семье Виктор родился третьим, а потом еще были шестеро братьев и сестер — всего девятеро. Дружная рабочая семья. Старшие ухаживали за младшими, помогали родителям по хозяйству. Потом школа, сельское ПТУ. В своем родном Хотимске, городке на Могилевщине, поступил на досаафовские курсы шоферов. — За то, что получил профессию водителя и полюбил ее, благодарен ДОСААФ, — говорит Виктор. — Отсюда начался путь в армию. На минский автозавод Преснаков пришел в 1971 году — и прямо а сборочный цех, Через год Виктор возглавил комсомольско-молодежную бригаду. Под стать бригадиру ребята поднаторели быстро. По звуку двигателя, включению передач, щелчку опускаемой кабины, другим признакам могут, безошибочно определить, правильно произведена сборка или нет, есть ли дефекты и как их устранить. При норме две-три машины они испытывают за смену по четыре-пять. Когда минчане собирали юбилейный МАЗ, а к этому готовились как к празднику, чести испытать его удостоили Виктора Преснакова, Он же давал «добро» МАЗ—5335 — грузовику новой модификации, За высокие трудовые достижения 9 мая 1975 года бригаде было присвоено имя 30-летия Победы, а самому бригадиру оказали высокую честь сфотографироваться в Москве у развернутого знамени Победы. Новым уопехом встретили молодые испытатели десятую пятилетку и выполнили план ее первого года к5 ноября. В том же году Преснаков стал лауреатом премии Ленинского комсомола. ...Вернувшись из Москвы, он не раз выступал перед автозаводцами. Ему есть о чем рассказать. В президиуме XVIII съезда ВЛКСМ он сидел рядом с секретарем комитета комсомола ЗИЛа Евгением Кузьминым, вместе слушали проникновенные слова Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л . И. Брежнева, обращенные к комсомольцам и молодежи, обменивались затем впечатлениями, вместе примеряли положения речи Леонида Ильича к делам своих коллективов, цеху, бригаде, лично к себе. — Честное слово, на всю жизнь заряд получил на съезде, — говорит Виктор. Глаза его искрятся. Я знаю, слова он не привык бросать на ветер. У него уже полно планов — в голове и на бумаге, — как еще выше поднять производительность труда, его качество, какие рационализаторские предложения внедрить по технологии сборки, а их на счету бригады не один десяток. И к Мнениям водителей-испытателей прислушиваются конструкторы, инженеры-технологи, командиры производства. Спрашиваю у начальника сборочного цеха Гармаша: — Леонид Андреевич, какое бы наиболее характерное качество выделили вы в бригадире Преснакове? Ну, самое, самое? Морщит лоб, задумывается, но ненадолго. — Делай, как я! — вот его стиль. Видно, крепка в нем армейская школа... Потом, знаете, у Виктора инженерная хватка, острое чутье на «узкие места», но главное — личный пример — «делай, как я!». Это высоко ценят ребята его бригады и вообще молодежь завода. С. АСЛЕЗОВ Фото А. Елисеева г. Минск