СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАУСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ГАРАНТИИ«Будет ли сохранена гарантия на «жигули» и «нивы», если установить на машину противоугонное устройство? — спрашивает А. Гельфанд из Харькова. — Ведь в инструкции по эксплуатации (раздел «Гарантия завода и порядок предъявления рекламаций») есть такая запись: «...внесение каких-либо конструктивных изме ; нений или замена заводских деталей и узлов специальными не разрешается». Противоугонное же устройство непосредственно «вмешивается» в систему электрооборудования». С подобным вопросом обращаются в редакцию и другие читатели. На Волжском автозаводе нам разъяснили, что в качестве дополнительного противоугонного средства на автомобилях ВАЗ можно использовать устройство тревожной сигнализации типа УТС-1, УТС-2. Устанавливать приборы следует на сервисных предприятиях «АвтоВАЗтехобслуживания». При этих условиях гарантия на автомобиль будет сохранена. Техническая характеристика УТС-2 была представлена в октябрьском номере журнала за 1975 год. Желающие приобрести названные выше «сторожа» должны обращаться в торгующие организации. Ни завод, ни редакция не располагают сведениями о поступлении их в торговую сеть.Авто- и мотолюбители, желающие попробовать свои силы в электронике, найдут описание и советы по изготовлению регулятора напряжения для генератора переменного тока, реле указателей поворота, противоугонных устройств, блока зажигания и других приборов в брошюре В. А. Якушева, А. И. Косикова «Электронные устройства для Автомобиля и мотоцикла» (Издательство ДОСААФ СССР, Москва, 1977). Как видим, ныне можно найти все интересующие автолюбителей сведения об электронных приборах в изданной литературе. Если еще учесть, что некоторые из них выпускаются заводами (блоки «Искра-1» и «Искра-2», регуляторы напряжения РН1 и РН2 и другие, о которых ранее рассказывалось в журнале), то можно заключить, что публиковать материалы о них в журнале нецелесообразно, тем более что круг читателей, которые могут воспользоваться ими, сравнительно невелик. Предвидя вопросы читателей об адресах магазинов, где можно купить названные издания, сообщаем, что такими сведениями редакция не располагает.ЕСЛИ НЕТ А-75Л. Гришко из Бердянска просит сообщить, можно ли в ситуации, когда нет бензина А-76, использовать для автомобиля смесь из бензинов других марок. В НИИ автомобильного транспорта, куда обратилась редакция, сообщили, что можно смешать 52,5% бензина АИ-93 и 47,5% А-66 или же 30% АИ-93 и 70% А-72Полученные смеси в какой-то мере заменят бензин А-76, однако эксплуатировать автомобиль на них можно недолго. Дело в том, что при смешении возможны отклонения от требований ГОСТа к А-76 по октановому числу, содержанию тетраэтилсвинца и другим показателям.ДВИГАТЕЛЬ СЕЙРИЧА«В 1973 году читал в вашем журнале статью об «орбитальном» двигателе австралийского инженера Р. Сейрича, — пишет В. Кречков из Оренбурга. — Интересно узнать о-дальнейшей работе по его внедрению». Как писал австралийский журнал «Уилс» («Колеса»), шумиха, поднятая вокруг Сейрича, оказалась преждевременной. Изобретатель при доводке своего двигателя встретился с серьезными трудностями, для преодоления они требуют времени, упорного труда и финансов. Австралийский инженер продолжает работу над своим детищем, но, по мнению специалистов, в ближайшие годы говорить о его практическом применении не приходится.КОМУ УПРАВЛЯТЬ МАШИНОЙ«Мой отец инвалид Отечественной войны второй группы, — пишет в редакцию А. Будников из Ставрополя.— В 1969 году ему через собес был продан за полную стоимость ЗАЗ—965А с ручным управлением. Однако сейчас медкомиссия запретила отцу управлять машиной. В связи с этим прошу ответить на следующие вопросы. Могу ли я управлять имеющимся автомобилем? Может ли отец приобрести через собес «Запорожец» новой модели, но чтобы водил его я7 Можно ли продать старую машину?» С этим письмом редакция обратилась в Министеоство социального обеспечения РСФСР. Вот что нам ответили. В соответствии с действующим законодательством автомобили «Запорожец» выдаются бесплатно с передачей прав вождения члену семьи только инвалидам Отечественной войны первой группы, если, конечно, они имеют медицинские показания на бесплатное получение машины и одновременно противопоказания к управлению ею. Инвалидам других категорий продажа автомобилей (как с ручным управлением, так ис обычным) с передачей прав вождения другим лицам действующим положением не предусмотрена. В данном случае отдел социального обеспечения Совета народных депутатов может рассмотреть вопрос и выдать А. Будникову доверенность на управление имеющимся автомобилем, если в собес будет предъявлена справка лечебного учреждения о том, что владельцу водить машину запрещено. Поскольку инвалид купил автомобиль через собес, то продать его он может только с разрешения собеса.НУЖНА ЛИ ПОВТОРНАЯ ОБРАБОТКА?Г. Алейниченко из Кировограда просит сообщить, с какого времени Волжский автозавод ввел обязательную обработку кузовов ВАЗ—2103 «Тектилом» и нужна ли повторная антикоррозионная обработка кузова. На Волжском автозаводе редакции сообщили, что серийная обработка скрытых сечений, углов, стыков, участков контактной сварки, арок колес и днища ВАЗ—2103 «Тектилом» ЗОЛ АЖ-20 введена с декабря 1978 года. Процесс дополнительной антикоррозионной обработки кузовов всех моделей внедрен на заводе в течение 1977 года. Убедиться в наличии защитного антикоррозионного покрытия можно, осмотрев со стороны моторного отсека карманы капота, места крепления верхних концов передних амортизаторов и со стороны багажника — полость между задним крылом и аркой колеса. В этих местах должна быть полутвердая коричневая пленка. «Тектил» в зависимости от условий эксплуатации служит год-полтора. Поэтому, чтобы продлить срок службы кузова, покрытие надо периодически обновлять. Как. чем и где лучше и удобнее выполнить эту работу, владелец машины может решить сам, ознакомившись с публикациями журнала (год, номер, страница): 1972, 5, 15; 1975. 9, 15; 1976, 2. 20 (3-я колонка); 1976, 3, 17; 1976, 11, 18; 1977; 9, 16; 1978, 3, 18.МАТЕРИАЛЫ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ ЗАЖИГАНИИ«В октябрьском номере журнала «За рулем» за прошлый год была приведена схема блока электронного зажигания «Искра-1». Хочу собрать его и прошу опубликовать подробные сведения о блоке», — обращается в редакцию Н. Яценко из Белгородской области. Н. Тарусин из Гродно, А. Чекасов из Ижевска, другие читатели просят сообщить данные о трансформаторе и других элементах схемы. О блоке электронного зажигания, получившем в промышленном исполнении название «Искра», подробно рассказали авторы разработки А. Синельников иВ Немцев в январском номере «За рулем» за 1973 год. Дополнительные сведения о блоке были опубликованы в апрельских номерах журнала за 1974 и 1976 гг. Некоторые теоретические положения и подробные практические рекомендации о блоках электронного зажигания (в том числе «Искре») приведены в брошюре А. X. Синельникова «Электроника в автомобиле» («Энергия», Москва, 1976, изд. второе, переработанное и дополненное). Кстати, в ней же даны схемы и конструкции других интересующих автомобилистов электронных приборов — стробоскопа, тахометра, реле-регуляторов напряжения, генераторов постоянного и переменного тока, тестера и «сторожа». Для специалистов, связанных с разработкой, производством и эксплуатацией электрооборудования автомобилей, выпущена книга Г. Н. Глезера и И. М. Опарина «Автомобильные электронные системы зажигания» («Машиностроение», Москва, 1977). В ней изложено теоретическое обоснование систем, описаны конструкции отечественных и зарубежных приборов, методы лабораторной проверки.ЭЖЕКТОРНОЕ ОХЛАЖДЕНИЕ«Меня интересует, — пишет П. Григоренко из Ташкента, — проблема использования энергии отработавших газов для создания потока воздуха, который охлаждает цилиндры двигателя. Нашел ли этот принцип практическое применение в автомобильной технике?» За ответом обратимся к книге Ю. Мацкерле «Автомобильные двигатели с воздушным охлаждением», выпущенной в 1959 году издательством «Машгиз». Там на стр. 132 описано устройство, называемое эжектором, которое действует за счет энергии отработавших газов и отсасывает нагретый воздух, служащий для охлаждения цилиндров. Эжекторы применялись в 50-е годы на двигателях гоночных автомобилей «Татра-607» с воздушным охлаждением. У этой системы есть недостаток: при ней трудно заглушихь шум выпуска, а установка глушителя резко снижает скорость потока газов через эжектор и, следовательно, эффективность последнего.МОЖНО ВЫПИСАТЬВ. Сергеев из' г. Златоуста спрашивает, откуда можно выписать Инструкцию по эксплуатации мотоцикла «Урал» М—66. С такой же просьбой обратились и еще некоторые читатели. Инструкцию можно выписать наложенным платежом, обратившись по адресу: 623800, Свердловская область, г. Ирбит, ул. Советская, 100, Мотоциклетный завод, ВИТИ. Цена экземпляра 50 коп.38