Автомотоспорт и его мастераВЕРИТЬ В СВОЮ ЗВЕЗДУВстреча с Владимиром Кавиновым была назначена на двенадцать дня — он сам назвал это время: «Как раз закончится тренировка, и мы сумеем спокойно поговорить. Дело ведь не в том, что обо мне будет написано. Просто хочется, чтобы о нашем виде спорта знали больше, чтобы как можно больше мальчишек увлеклись мотокроссом». Но Владимир задержался. — Извините, у нас интересный разговор с ребятами завязался. Его внешность никак не сходилась с моим представлением о мотоспортеменах. Казалось, что они должны быть парнями крепкими, видными. А тут невысокого роста молодой человек. — Нам часто приходится выступать за рубежом: то этапы мирового первенства, то другие состязания, — говорил Кавинов потом, когда, удобно устроившись в боксе, мы начали беседу. — Конечно, знаем всех гонщиков. Смотришь: то один не приехал, то другой. Все ребята из капиталистических стран. Спрашиваем — почему? В ответ — пожимание плечами или более конкретно: денег нет. Для нас странно. Как же так, речь «се идет о чести родины. Вот и вспоминаешь изумленные, иногда неверящие глаза западных кроссменов, когда они слышат от нас о мотосекциях в пионерских дворцах, бесплатных тренировках в клубах. Владимир помолчал немного, а потом добавил: — Я это к тому, что мы не раз о ребятами о новой Конституции говорили. Каждая ее статья для нас не абстрактна. Я, например, с детства ощущал на себе реальность того положения, где говорится о создании всех условии для занятий спортом. Ковров — старинный русский город на древней русской земле Владимирщине. Он издавна славится мастеровыми людьми, специалистами на все руки, которые, если надо, подобно тулякам, тоже смогут подковать блоху. Кавинов родился неподалеку, в поселке рабочих, где о человеке, как ив Коврове, прежде всего судят по отношению к труду. Отец Владимира, Иван Петрович, среди самых уважаемых: ветеран войны, отличный производственник, знатный токарь на местной ткацкой фабрике. По стопам главы семьи пошел старший сын Евгений. Быстро освоил сложное токарное искусство. Однако потянуло его на завод, где изготовляют известные на всю страну мотоциклы «ковровцы». Пришло время, в соседнем цехе, сборочном, занял место у слесарного верстака младший Кавинов, Владимир. Он только что окончил профессионально-техническое училище. Запах масла стал для него родным. Участок был экспериментальный, сюда после испытаний привозили мотоциклы. Вместе с товарищами Владимир старательно разбирал машины, искал причины неисправностей. И день за днем все глубже вникал в их конструкцию. Но в то время спорт его не очень-то волновал. После работы прибегал домой, обедал наскоро, переодевался .и, подхватив футляр с аккуратно уложенным кларнетом, мчался в клуб на репетицию. И вдруг все разом изменилось. Другие звуки завладели Владимиром. Увидел как-то мотогонки в Коврове, и настолько сильное впечатление они произвели, что решил: вот занятие по моему характеру. Тут есть все, чтобы себя утвердить. Юрий Игнатьевич Трофимец, мастер спорта, в прошлом львовянин, руководивший мотосекцией на заводе, сейчас, очевидно, не припомнит детали первой встречи с Кавиновым. У него занимались десятки парней, ведь мотоспорт в Коврове, пожалуй, популярнее футбола, а уж остальных видов спорта — подавно. К тому же Трофимцу было на кого обращать внимание. Евгений Петушков, Вячеслав Краснощекое, Борис Динабург обещали вырасти в классных мастеров. Если что у тренера и отложилось в памяти, так это то, что Владимир, наверное, единственный из новобранцев секции никак не мог справиться со вступительным испытанием: проехать на велосипеде на одном колесе. Юрий Игнатьевич не торопил молодого спортсмена. Он видел, что рабочий парень упорен, и ничего, если первые шаги в мотоспорте даются ему трудно. Так было, например, когда Владимир осваивал «разгон—торможение» или езду на заднем колесе. Прошло немало времени, прежде чем тренер сменил недовольное покачивание головой на улыбку. — Трофимец заставлял нас работать на тренировках порой на пределе сил и при этом иногда здорово ругал: мол, лентяи вы, ничего путного от вас не дождешься. — Володя оживился, вспоминая годы спортивной юности. — Закончив занятия, мы кляли все на свете: хватит, нельзя же каждый день уставать до такой степени, когда ног и рук не чувствуешь. Сколько времени даже на танцах не были. А утром, собираясь на завод, я машинально прихватывал сумку с тренировочной формой. Едва кончилась смена — бегом в секцию. Теперь-то мне понятно, чем удерживал нас тренер. Занятия отличались выдумкой, не походили одно на другое, не было в них отталкивающей монотонности. Нам все казалось интересным, и я знаю сейчас, какой талант и опыт надо иметь тренеру, чтобы проводить принцип постепенности, ухитряясь усмирять пыл полных сил и чрезмерного честолюбия парней, готовых в спорте перешагнуть через класс, а то и два. Наконец настал час, когда Владимиру предложили сесть на настоящую кроссовую спортивную машину. Он настолько опешил от неожиданности, что забыл застегнуть шлем. Открыв «газ» до отказа, сорвался с места. Ему казалось, раз мотоцикл спортивный — значит, нужно уже со старта выжимать из него все. Но когда он подъехал к Юрию Игнатьевичу, тот сердито сказал: «Научись для начала как следует трогаться с места». Больше ничего. Этих слов было достаточно, чтобы понять, как отнесся тренер к «удальству» Кавинова. Начинающий спортсмен особенно хорошо понял, как много ему еще надо учиться, когда впервые увидел н гонке Виктора Арбекова, воспитанника досаафовского автомотоклуба из подмосковного города Подольска, нашего первого чемпиона мира по кроссу. Владимир наблюдал за тем, как мастер преодолевал знакомую и ему трассу, и сравнивал его действия со своими. «Вот здесь я шел напролом, — размышлял он, — а Арбеков объехал кочку и, не сбавляя «газа», пошел на подъем. Выиграл несколько секунд. Перед тем поворотом слегка притормозил, но зато вписался в него — ни сантиметра лишнего. Меня же вынесло к краю бровки. Время потерял, и двое меня объехали». С тех пор Кавинов считает манеру езды Виктора Арбекова эталоном технического мастерства. Наверное, вот это умение видеть и анализировать сильные стороны соперников и свои собственные слабости, отличное знание техники помогли Владимиру быстро достичь спортивных высот. Через несколько месяцев после памятной встречи с Арбековым он принял старт в зимнем мотокроссе. Тяжелейшую обледенелую трассу сумело пройти лишь пятеро гонщиков. Кавинов был среди них. Затем в эстонском городе Выру, где выступали почти все сильнейшие кроссмены страны, никому не известный парень из Коврова уверенно занял первое место. О нем заговорили специалисты мотоспорта, когда Влади-32