40
41
РЕГУЛЯТОРЫ НАПРЯЖЕНИЯОб этих приборах часто говорят «вещь в себе». Такую репутацию они заслужили давно, поскольку были сложны и не очень-то поддавались ремонту и регулировке. Теперь, когда катушки и контакты заменили миниатюрными электронными элементами, спрятав их в маленькие коробочки, залитые специальным составом, они еще больше стали соответствовать прежней характеристике. И все же приходится разбираться в них (не разбирая), хотя бы для того, чтобы знать, когда, чем и как заменить вышедший из строя прибор. В этом может помочь материал, подготовленный кандидатом технических наук В. ЛИТВИНЕНКО. О сновной источник электроэнергиив автомобиле — г енератор . Выдаваемое имнапряжение сильно зависит от оборотовколенчатого вала двигателя. Чтобы оно находилось вдопустимых пределах ( о коло 14 В), н еобходимо изменять токвобмоткевозбуждения : при увеличении частоты вращения ротора уменьшать ток возбуж ­ дения, а при уменьшении частоты вращения увеличивать его . Эту зависимость и задают регуляторынапряжения . Сейчас их можно встретить трех типов : контактные (их называют ещевибрационными или электромагнитными), бесконтактные (электронные) и контактно-транзисторные ( с мешанного типа). В контактных регуляторах напряжения (рис. 1, а) и зменение тока достигается периодическимвключениемв цепь обмот ­ к ивозбуждения (ОВ) д ополнительногоре ­ зистора R. П роисходит это так. При малых оборотах коленчатого вала напряже ­ ние генератора меньше , чем напряже ­ ние срабатывания электромагнитного реле Р; е гоконтактыКзамкнуты , и токвобмотку поступает, м инуярезистор R. По мере увеличения оборотовнапряжение генератора растет, и, к огдаего величина превысит напряжение срабатывания реле, к онтактыразомкнутся . В цепь обмоткивозбуждения включится дополнительный резистор R, б лагодаря чему ток возбуж ­ дения, а значит, и напряжениегенера ­ тора уменьшатся, и поддействиемпружи ­ ны ПконтактыК снова замкнутся . Напряж ениегенератора будет возрастать до тех пор , п окаконтактыК вновь не разомкнут ­ ся. Таким образом , о нив течение всего времени работы генераторазамыкаютсяиразмыкаются , а напряжение колеблется околономинального значения, к отороеможно регулировать, и зменяя натяжение пружины П. Частота замыканияиразмы ­ каний контактовК столь велика, что коле ­ бания напряжения практически незаметны. Контактно-транзисторные регуляторынапряжения (рис. 1, 6 ) работают так же , к акиконтактные , но роль контактов идополнительногорезисторавнем выполняет транзистор VT. Работа регулятора при открытом транз исторе идентична работеконтактногоре ­ гулятора ( с м . рис. 1, а) при замкнутых контактах, а при запертомтранзисторе он работает так же , как рассмотрено ранее — при разомкнутых контактах. Управляют транзисторомконтакты К1 электромагнит ­ н огореле Р1. В бесконтактных регуляторах напряже 40 ЗА РУЛЕМ 2/93Таблица Характеристики штатных регуляторов напряжения Модель РР380 121.3702 Я112В 17.3702 РР350 201.3702 13.3702 РР362А Я112А РР310В Тип Контактный выносной Бесконтактный выносной Бесконтактный встроенный Бесконтактный встроенный Бесконтактный выносной Бесконтактный выносной Бесконтактный выносной Контактно-транзисторный выносной Бесконтактный встроенный Контактный выносной Диапазон регулирования, В 13.9... 14.5 Г221 13.4. .14.6 13,9...14.3 13,5...14,6 13.8...14,5 Г250Н2 13,7...14,6 13.4...14.7 13,4...14,1 14.1...14,5 13.8...14.6 16.3701 Г250 29.3701 Г502 ГАЗ-24-10. ГАЗ-3102 "Москвич-412" "Москвич-2140", ИЖ-21251, -2715, АЗЛК-21412 ЗАЗ-968А, -968Мвыпущенных в последние годы,1ГенераторАвтомобильВАЗ-2101, -2102, -2103, -2106, -21011. -21013. -2121* ВАЗ-2104, -2105, -2107, ЗАЗ-1102, АЗЛК-2141 ВАЗ-2108, -2109 ГАЗ-24, -24-01Г222 37.3701* На автомобилях ВАЗ-2106, ВАЗ-2121 и их модификациях, генератор Г222 с бесконтактным регулятором Я112В.установленние (рис. 1,в) для управления выходнымтранзистором VT2 вместо электромагнит ­ н ого реле служит более стабильное и надежное полупроводниковое измерительное устройство, о сновной элемент которо ­ го — стабилитрон. Пока напряжение мало, стабилитрон VDзакрыт , т окчерезнего не протекает, п оэтомутранзистор VT1 то ­ ж езакрыт , а выходнойтранзистор VT2 открыт. Как тольконапряжениегенератора станет большеноминального , стабилитрон «пробивается», п роходящийчерез него ток отпирает транзистор VT1 и запирает VT2. П риэтом ток возбуждения , а значит, и напряжениегенераторауменьшают ­ ся, стабилитрон снова закрывается, а вых однойтранзистор открывается. Процесс повторяется, и такимобразомнапряжениегенератора постоянно при измененииобо ­ ротов двигателя. Конструкции современных регуляторов напряжения , к роме основных, с одер ­ жат еще дополнительные элементы, п о ­ в ышающие четкость и надежность работы прибора . Э лектрические схемы регуляторов напряжения для отечественных легко ­ вых автомобилей приведены на рис. 2, а их основные характеристики — в табл. 1. Проверка регуляторов напряжения По способуподключенияобмоткивоз ­ б уждения они делятся на две большиегруппы (рис. 3). В приборах первойгруп ­ пы ( р егуляторы РР380, РР310В, РР350, 121.3702, 201.3702, РР362А) один из выводов обмотки соединен с «массой» (рис. 3, а). В регуляторах второйгруппы (Я112А, Я112В, 13.3702, 17.3702) оба вывода обмотки возбуждения подключены к приб ору (рис. 3, б). Работоспособность регуляторов целес ообразно проверить вначале на автомо ­ биле. Д ля этого надо подключить тестер (в режиме вольтметра постоянного тока) м ежду выводами аккумуляторной батар еи , включить дальний свет фар, пустить двигатель и установить среднюю частоту вращения коленчатого вала. Тестер при этом должен показывать напряжениев пределах значений, приведенных в табл. 1. Если напряжениениже , то проверьте сначала контактные соединения , исправность предохранителей цепи регулирования нап ряженияи натяжение приводногоремня генератора, а в контактных (РР380) иТаблица Признаки исправности регуляторовНапряжение источника питания, В Признаки исправности Признаки и причины неисправности обрыв цепи короткое замыкание (пробой)212...12,5 15.. .16X 00 0X XX — лампа горит; О — лампа не горит. к онтактно - т ранзисторных (РР362) р егуля ­ торах попытайтесь отрегулировать напряж ение , увеличив натяжение пружины . При отсутствии положительного результата снимитерегуляторсавтомобиля . Но не спешите заменить егоновым . П ричинаминизкогонапряжениямогут быть и неисправности генератора. П оэтомуцелесооб ­ р азно проверить регулятор при помощикакого - л ибо источника постоянного тока, н апряжениекоторогоможно изменять в пределах от 10 до 20 В. Предварительно в контактных и контактно-транзисторных регуляторах нужно очистить контактыи отрегулировать зазоры , а в интегральных регуляторах Я112В и 17.3702 соединить перемычкой выводы Би В. Собрав схему для проверкирегулято ­ ра (рис. 4, а или 4, б в зависимости от способа соединения регуляторасобмот ­ кой возбуждения) и изменяя напряжение источника питания (ИП) в соответствии с табл. 2, м ожноопределить какова работо ­ способность регулятора по поведениюконтрольной лампы ( К Л ) м ощностью не более 6 Вт. Если при проверке на автомобиле нап ряжение на аккумуляторной батарее больше значений, приведенных в табл. 1, следует проверить надежность соедине ­ ний, а в контактных иконтактно - т ран ­ з исторных регуляторах попытаться отрегу ­ лировать напряжение , ослабляя усилие пружины . Если нет результата, убедитесь в неисправности регулятора , используя схемы , приведенные на рис. 4, и дан ­ ные табл. 2 итолько после этого заме ­ ните его . Взаимозаменяемость регуляторов Неисправный регулятор лучше заме ­ нить такимже штатным. К сожалению , это не всегда возможно . Д ефицит часто VT2Рис. 1. Простейшие регуляторы напряжения: а — контактные; б — контактно-транзисторные; в — бесконтактные.Рис. 2. Принципиальные схемы регуляторов напряжения легковых автомобилей: а — РР380; б — РР310В; в — РР362А; г — РР350 (малогабаритный); д — 201.3702; е — 13.3702; ж — 17.3702; з — 121.3702; и — Я112А; к — Я112В.РН15(+.ВЗ)4 67(110 М(-) 15(+,ВЗ)4 + Ген "РН667(Ш) 08ТМНБ?4МН-фипРис. 3. Подключение регуляторов напряжения в цепь возбуждения генератора: а — регуляторов первой группы (РР380, РР310В, РР362А, РР350, 121.3702, 20т\3~02); б — регуляторов второй группы (Я112А, Я112В, 13.3702, 17.37021. Рис. 4. Схемы проверки регуляторов а — первой группы; б — второй группы. напряжения:ЗА РУЛЕМ 2/9341